Выдержки из альтернативной Стратегии развития Тувы |
Альтернативная Стратегия развития Тувы
Духовное возрождение
Поиск эффективных путей развития республики требует учета исторических и этнических особенностей ее народа. На мой взгляд, без духовного и культурного возрождения тувинского этноса невозможно решить имеющиеся острые социально-экономические вопросы.
Обнищание населения, безработица стали главной причиной роста преступности, которая возросла с 5554 в 2011 году до 11668 в 2017 году, рост за 6 лет более 2-х раз. Становятся привычными сводки правоохранительных органов о совершении двойных, тройных убийств, в том числе убийства детей, женщин. По данным Красноярскстата, 71 процент совершивших преступления лиц не имели постоянного источника доходов.
Нищета способствует духовной деградации людей, порождая все новые социальные проблемы в обществе. Не сотнями, а тысячами исчисляются численность детей-сирот и количество детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. брошенных детей при живых родителях. Брошенные и одинокие люди, бомжи, которые роются в мусорных контейнерах стали повседневными привычными картинами. Очевидно, что сегодня разрушаются семейные ценности, теряются духовные ориентиры и национальная гордость. Нищета унижает человеческое достоинство, бедные люди становятся бесправными и беспомощными, безответственными и равнодушными.
Мы должны признать, что атмосфера безответственности и равнодушия, праздности постепенно охватывает все больше слоев общества. Молча наблюдаем, когда нарушаются наши конституционные права и свободы, когда бесконтрольно распродаются наши природные богатства. Молчим, когда расхищаются и разбазариваются средства, выделяемые на строительство домов для детей-сирот, на снос аварийного и ветхого жилья. Мы без раздумий можем за небольшие подачки растоптать права и свободы своих же сограждан, соседей и близких людей, сфальсифицировав итоги голосования и содействуя, таким образом, узурпации власти. А ведь в избирательных комиссиях работают наши учителя, врачи и другие образованные люди, т.е. представители нашей интеллигенции. Сегодня многие ответственные руководители республиканского уровня – министры, руководители ведомств и их заместители либо уже осуждены, либо находятся под следствием или под судом за мошенничество, участие в коррупционных преступлениях, которым доверено управлять экономикой, социальной сферой, распоряжаться финансами, материальными и природными ресурсами.
Все эти негативы порождают благоприятные условия для нравственной деградации общества и не способствуют социально-экономическому развитию республики. Ответственность за деградацию общества, прежде всего, должна нести действующая власть.
Сегодня огромное историческое, культурное и духовное наследие народа частично утеряно, забыто, или отодвинуто на второй план. Мне кажется, одной из проблем, которая препятствует сплочению и укреплению народа, является духовная разобщенность тувинцев. Сегодня большинство коренного населения считают себя буддистами. Некоторые исповедуют помимо буддизма и другие мировые религии. Буддизм является сложной философской наукой, абсолютное большинство людей, исповедующих буддизм, не до конца понимают его истинную суть.
До принятия буддизма тувинцы имели свою, более древнюю религию, которая была основана на культе божества Неба (Кок дээр, Тос дээр). Верование наших предков были также связаны с почитанием духов предков, духов Земли, гор, воды и т.д. По представлениям наших предков, все сущее на земле подвластно Небу – создателю вселенной. Небо считалось отцом, а Земля – матерью. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Они смотрели на природу как на существо одушевленное, сознавали себя ее частью, жили в гармонии с ней.
Несмотря на распространенность мировых религий среди населения республики, необходимо заметить, что вера тувинцев в свою древнюю религию остается еще сильной. В повседневной жизни чаще выражают почтение духам своих предков, духам Природы и главному божеству – Небу. Это свидетельствует о том, что мы сохранили древнюю религию своих предков.
Согласно Конституции Республики Тыва каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Руководствуясь гарантированным конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, осмелюсь высказать свое видение по вопросу возрождения духовности нашего общества. Сегодня нам очень важно восстановить гармонию с окружающим миром, только во взаимосвязи с природой может быть сформированы у нас новые мышления и ценности. Бережное отношение к природе, сохранение природных богатств и ресурсов для будущих поколений, как это делали наши предки, – исключительно важная задача нынешнего поколения жителей республики. Это древнее мировоззрение наиболее близко каждому человеку.
Как известно, в Японии на равных действуют и буддистские, и синтоистские храмы, т.е. японцы сумели сохранить свою древнюю религию. Почему, наряду с буддизмом, не может существовать древняя религия наших предков. Она помогла бы нам:
• возродить идеологию непрерывной связи с духами предков, поднять дух народа, восстановить традиции и обычаи наших предков, избавиться от таких вредных, негативных явлений в нашей жизни, как алкоголизм, наркомания, воровство, коррупция, мздоимство, обман и пустословие.
• возродить идеологию непрерывной связи с духами Природы, которые дают нам жизненную силу и материальный достаток. Наши предки сохранили нам эту землю, отдавая за нее даже свою жизнь. И мы должны сохранить землю, нашу природу, оставить своим детям и внукам, чтобы они передали своим потомкам в таком же целостном и прекрасном виде. Мы должны всегда помнить о том, что мы являемся частью Природы и, погубив ее, мы губим и самого себя.
• возродить экономическую основу нашего мировоззрения – развитие традиционных видов хозяйственной деятельности и народных промыслов, восстановления уважения к сельскому труженику и результатам его труда.
Возрождение духовности – это самый важный вопрос, без которого мы не сможем решить экономические и социальные проблемы. Как нам возродить духовность, мы должны решить все вместе. Поэтому в ходе обсуждения альтернативной Стратегии развития, надо собрать все предложения, связанные с возрождением духовности, высказанные нашими гражданами.