Обзор прессы |
ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ КИПУЧЕЙ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тува – это воистину социальный субъект Российской Федерации. Тут отсутствует какая бы то ни было экономическая деятельность, и главная, основная забота правительства региона – оказывать населению социальные услуги. Самое простое доказательство этого – работа Министерства строительства РТ. В этом министерстве под руководством недотёпы Овсянникова не занимаются строительством промышленных предприятий, не строят ГЭС или ТЭС, не возводят пирамид, а всего лишь осваивают финансовые средства, направляемые в Туву для решения социальных проблем. Строят из рук вон плохо, а осваивают деньги – и того хуже. То же самое можно сказать и про мэрию г.Кызыла во главе с бездельником Ховалыгом. Мэрия не только не занимается решением социальных проблем, но и регулярно возвращает неосвоенные федеральные средства в Минфин России. Вот такие балбесы не без помощи Главы республики Кара-оола засели в начальственных креслах правительства и мэрии. И эта бездеятельность окружения Шолбана Кара-оола не могла не дать свои горькие плоды – сотни бездомных сирот штурмуют кабинеты тувинских бюрократов с требованиями предоставления жилья.
На этот раз они добились встречи с министром строительства Овсянниковым и руководителем Агентства по делам семьи и детей РТ Сенгии. Детей-сирот «волновало, кто решает, для скольких сирот должно быть построено жильё в республике в каждом конкретном году, почему число очередников в реестре растёт, как именно идёт распределение новостроек». Ответы чиновников их откровенно удивили.
«Директор Агентства по делам семьи и детей» «пояснила, что средства на строительство жилья выделяет Министерство образования и науки РФ», поэтому все вопросы – в Москву. Она лишь распределяет то, что введёт в строй Минстрой Тувы. А Овсянников, судя по всему, вообще ничего не понимающий в этом вопросе, ляпнул, что «средства в республику поступают не исходя из количества получателей, а исходя из стоимости квадратного метра, который сегодня в республике составляет без малого 34 тысячи рублей». Судя по этому заявлению, он либо просто тупой, либо очень тупой, поскольку так объяснять малое количество квартир для детей-сирот может только больной на всю голову человек.
Что же до распределения квартир, то сиротам сообщили: «вопрос распределения жилья рассматривает целая комиссия». В неё входит много народу, в том числе «представители общественных организаций, школы-интерната города Кызыла, органов опеки» и почему-то – «ОНФ». Эта комиссия «рассматривает вопросы исключения или включения в реестр очередников». В последнее время дорога в список одна – соответствующее «судебное решение». И «жилищная комиссия обязана его выполнить и включить в реестр» сироту, добившегося такого судебного решения.
А ещё сиротская очередь медленно движется от того, что порой «родственники умерших детей-сирот занимают их жильё». В итоге, «на 1 января 2018 года количество детей-сирот, не имеющих закреплённого жилого помещения и состоящих на учёте на его получение, увеличилось на 1,4% и составило 4611 человек».
«В 2017 году на обеспечение жильём детей-сирот властями Тувы было направлено чуть более 150 млн. рублей. Из них около 142 млн. рублей – средства федерального бюджета и более 8 млн. рублей – средства республиканского бюджета. На эту сумму жильём обеспечат 163 человека». А всего за последние 10 лет при Кара-ооле немногим «более 1200 детей-сирот получили новое жильё». Чуть больше сотни в год – капля в море, учитывая темпы прибавления сиротского сообщества Тувы. Так что эта информация делегатов сирот не удовлетворила, поскольку если власти будут и впредь решать эту проблему такими темпами, то на всё про всё только тем, кто уже добился своего включения в список претендентов на жильё, потребуется лет 40-50. А нынешним сиротам уже большей частью под 40, так что при таких темпах обеспечения дожить до собственного жилья смогут далеко не все сироты.
Другая сторона дела – качество возводимого для сирот жилья. Кара-оол и Ховалыг дело поставили таким образом, что стало возможным строить и вводить для сирот такое жильё, в котором в квартирах отсутствуют кухни, а если они есть, то без окон.
В общем, Кара-оол и Ховалыг организовали на этой ниве что-то типа кормушки, у которой кормятся проходимцы типа Лендела или Якушева. Первый отмыл деньги и украл, а второй и вовсе умудрился стырить все деньги, выделенные детям-сиротам, поскольку каким-то чудом выиграл тендер на несуществующее предприятие. В третьем случае деньги украл некто Монгуш, оформив липовые документы на ввод дома в Кызыле по ул. Каа-Хем 90 «А». Совершенно очевидно, что, организовав жульничество вокруг федеральных денег, отпущенных Москвой для сирот, тувинские власти о них никогда не вспоминали. Ну, кроме того момента, когда защищали ассигнования в Москве. И заявления типа «власти республики и муниципалитеты принимают все возможные меры, чтобы дети-сироты были обеспечены жильём» – пустой звук. По крайней мере, для большинства «результаты этих усилий очевидны» – бардак, развал, повсеместное воровство.
Якушев, Лендел и Монгуш находятся в ожидании приговоров по уголовным делам. И только Кара-оол и Ховалыг по недосмотру прокурора до сих пор не привлечены к уголовной ответственности. Так что проблема обеспечения детей-сирот жильём – совершенно рукотворная. И сотворили её Глава республики Кара-оол и мэр Кызыла Ховалыг. А теперь, когда она набрала обороты, власти пытаются сгладить скандал. К примеру, «Овсянников предложил включить активистов для контроля за строительными работами, ведь дефекты в новом жилье – больной вопрос», и нужно впредь избежать строительство квартир без кухонь и кухонь – без окон.
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА В ТУВЕ
В Москве «делегация из Тувы приняла участие во встрече Владимира Путина со своими доверенными лицами». Туда съехались «представители всех 85 регионов страны». Прибыли и засланцы от Тувы – «Ошку-Саар Ооржак – член Общественной палаты РТ, директор ГУП «Моген-Бурен», а также Вячеслав Монгуш – сопредседатель регионального штаба ОНФ в Туве». «Молодёжь и волонтёров республики представляла Азиана Увангур».
Этот состав очень наглядно демонстрирует влияние русской диаспоры на общественные процессы в республике. Среди «делегатов» не оказалось ни одного человека со славянской внешностью и русской фамилией. Оно и понятно. С одной стороны, голосование в Туве никакого влияния на общероссийские итоги не имеет в связи с малой численностью избирателей. А с другой – те официальные 8% русских избирателей, что по сводкам Росстата ещё числятся жителями республики, в большинстве своём давно утратили тягу к общественной жизни Тувы и, как правило, на выборы уже не ходят. Таковы социально-этнические итоги правления Кара-оола за последние 10 лет.
И зачем, интересно, наши тувинцы гоняли в первопрестольную? Чтобы понять уровень самосознания и общественной позиции «представителей Тувы», достаточно привести пример, когда один из них так объяснил своё уважение к Владимиру Владимировичу: «он не раз приезжал к нам в Туву на охоту и рыбалку». Как будто в нашу тайгу, на наши реки и озёра «на охоту и рыбалку» едут исключительно очень уважаемые люди, а не браконьеры и живодёры.
Такой вот наивный ответ «представителя Тувы» говорит не только об интеллектуальном уровне людей, призванных властью представлять народ, но и той стадией формирования институтов гражданского общества, на которой мы находимся. Очень часто «представителями Тувы» становятся люди, которые в силу своей умственной отсталости не в состоянии запомнить пять-десять умных фраз, чтобы повторить их при случае на камеру или диктофон. Вот они и несут Бог знает что, типа уважения за то, что «не раз приезжал к нам в Туву на охоту и рыбалку».
Да, сказал глупость. Зато честно. Ведь это правда: сколько бы раз Путин к нам ни приезжал, всё ограничивалось «охотой и рыбалкой» – не только люди, но и чиновники Тувы его никогда не интересовали. Он ни разу не собирал никаких совещаний в Туве, не решал никаких жизненно важных проблем республики типа загазованности воздушного бассейна, сажи или перегруженности местных очистных сооружений. И за всё это мы его должны очень уважать?
Волонтёры сообщили, что довели до сведения Путина то, что «наше население волнуют высокие цены на энергоносители. Уголь, дрова стоят нынче не дёшево, мы задавали вопросы по газификации страны и передавали наказы жителей, чтобы и нас подсоединили к источникам «голубого топлива». Однако никаких ответов на эти очевидные вопросы получено не было. Так зачем они ездили туда?
СКАЗ О ТОМ, КАК ЧИНОВНИКИ И УЧЁНЫЕ ТУВЫ ЗАБОТЯТСЯ О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА
Еженедельник сообщил, что в России «8 февраля отмечают День науки». А в такие дни принято подводить итоги и утверждать новые перспективы.
Считается, что «Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов постоянно проводит фундаментальные поисковые и прикладные научные исследования в области естественных, технических, гуманитарных и общественных наук». Правда, на-гора тут очень редко выдают какие-нибудь серьёзные открытия. К примеру, Кызыл, да и другие населённые пункты республики задыхаются от сажи. Однако за последние 50 лет нашими учёными ничего не было сделано по части борьбы с этим злом.
Все, в том числе и как бы наши учёные, видят «Чёрный город, чёрный снег..». «В зимний период каждый житель и даже гость нашей столицы воочию видит нависший над городом чёрный смог». «Результаты мониторинга свидетельствуют о загрязнении атмосферы г.Кызыла взвешенными (мелкодисперсными) частицами дымовых выбросов угольного топлива. В состав таких мелкодисперсных частиц входят токсичные тяжёлые металлы, сажа, бензапирен и др. соединения». В южной и северной зонах города «в 2014 г. уровни загрязнения сравнялись и повысились до значения «высокий», а в 2015 г. – до значения «очень высокий».
Для всех очевидно, что «основной причиной роста загрязнения зимней атмосферы является увеличение количества печей частных домовладений и котельных в южной и северной зонах, и в восточной части центральной зоны города». «Если в период до 2012 г. параметры загрязнения атмосферного воздуха в Кызыле не превышали нормативных показателей, то начиная с 2014 года наша столица ежегодно попадает (в числе 11-20 городов) в Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как «очень высокий» или самый неблагоприятный. В российском реестре загрязнённых городов Кызыл состоит с 2013 г.».
Ситуация в последнее десятилетие постоянно усложняется: «показатель онкологической заболеваемости кызыльчан с 2011 г. до 2016 г. повысился на 31%», «в 2015 г. в структуре выявленных злокачественных новообразований городских жителей первое место занимал рак лёгкого, сельчан – рак желудка, а в 2016 г. в общей структуре новообразований рак лёгкого стал занимать лидирующую позицию (15%) уже по всей республике!» – сообщают врачи.
А вся проблема в местном угле – «в котлоагрегатах производственных котельных и домашних печей каа-хемские угли горят с выбросом в дымовую трубу достаточно большого количества «недожога». В связи с этим «для полного сгорания таких углей нужны соответствующие технологии», в том числе «переработка угля в экологичное топливо», а также «реконструкция котлов в котельных и котлах-полуавтоматах жилых домов». Тут-то и была бы очень кстати инициатива тувинских учёных. Однако ожидания научной инициативы в этой области затянулись как минимум лет на 30. Хотя, как показывают «оценочные расчёты, на создание опытно-промышленной установки с производительностью топливных брикетов 80 т/мес. потребуются затраты в объёме 19 млн. руб.» – деньги совершенно ничтожные на фоне всеобщего воровства бюджетных средств, которые только при строительстве жилья под переселение уже достигли астрономической суммы в 1,7 млрд. рублей.
Известно, что «развитие технологий переработки угля в промышленном масштабе невозможно без государственной поддержки». Но на здоровье денег нет. Вот так правительство и учёные Тувы заботятся о нашем и своём здоровье...