Худший правитель Тувы
Помните, в начале нулевых неравнодушным человеком, ныне народным писателем Тувы Маадыр-оолом Ховалыгом были изданы книги «Хоозураан Тыва» и «Хоозураан Тыва – 2». Они произвели тогда эффект разорвавшейся бомбы, стали детонаторами смены власти. Особая заслуга этих книг в том, что они позволили людям взглянуть на разруху, разорение республики, которым она подверглась в мирное время, визуально, через иллюстрацию наиболее показательных хозяйственных и жизненных объектов.
С тех пор утекло немало времени, и многие объекты заретушировали, поправили косметическим ремонтом, хотя остались еще немало глазниц пустых окон. Но, подобно булгаковскому профессору Преображенскому, я могу констатировать, что у нас еще осталась «разруха в головах» (хоозураан медерел). Иначе как получилось, что почти девять лет народ Тувы терпит, как я писал в одной своей статье: «...человека-марионетку, которого в советское время не каждый директор совхоза поставил бы управляющим самого задрипанного своего отделения». Только «разрухой в головах», рабской психологией можно объяснить ситуацию, когда нами продолжает править человек, не имеющий внятного взгляда на будущее Тувы. Более того: наоборот, загоняющий ее в омут подхалимства, стяжательства, непомерного раздувания мифических достижений. Справедливости ради надо отметить, что Кара-оол имеет только одно несомненное достоинство: Бог наделил его даром ничего не делать даром.
Испокон веков в Урянхае жили гордые люди, слывшие непокорными и воинственными, в то же время ценились как отменные воины. Старейшины урянхайских родов – нойоны, никогда не позволяли себе низкопоклонства перед любыми завоевателями (тюрками, уйгурами, кыргызами, джунгарами), хотя исключительно в интересах своего народа они объявляли себя подданными разных там каганатов, ханств. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что джунгарский хан Галдан Бошогту жил несколько лет на территории нынешнего Бай-Тайгинского кожууна. Это случилось в 1690 году, когда Галдан наголову разбил на реке Цагангол маньчжурское войско, направляющееся в Урянхай, отодвинув таким образом почти на 70 лет полное завоевание маньчжурами Урянхая. А тем временем в ханской ставке его племянник захватил трон, воспользовавшись ослаблением своего дяди на кровопролитнейшей битве. Узурпатор-племянник не смог ничего поделать с Галданом, пока он находился под покровительством урянхайских нойонов.
Именно тогда хан Галдан собрал всех урянхайских нойонов и четко обозначив опасность, исходившую от южного соседа, предложил им умерить свою гордыню и объединиться вокруг нойона Хуралмая, который был истинным патриотом своей родины. Так появился первый всеурянхайский правитель.
После 1758 года и амбын-нойоны, и угер-даа нойоны, формально считающиеся ставленниками маньчжуров и монголов, никогда не опускались до того, что в угоду своих сюзеренов измывались над своим народом, как это стало привычным, почти ритуальным действием нынешних властей.
После обретения Тувой независимости такими же патриотами были Куулар Дондук, Буян-Бадыргы, Чурмит-Дажы. А Токе и Ширшину и в страшном сне не могла прийти в голову мысль ставить личное обогащение выше государственных интересов. Шериг-оола Ооржака народ уважал за мужественность и феноменальную работоспособность. А вот Кара-оола – презирает. Поэтому у меня есть основания считать Кара-оола худшим в истории Тувы правителем. Надеюсь, к такому же выводу придут те, кто внимательно прочтет эту заметку. К сожаленью, небольшой ее объем не позволяет полностью осветить все те неприглядные и с точки зрения закона, и с точки зрения морали, его прегрешения. Но, думаю, придет день, надеюсь, что он не так уж и далек, когда о его деятельности напишут в сотнях томов уже в делах другой инстанции.
Амыр Хоюгбан,
писатель и публицист, композитор и бард.