Какими успехами гордится Шолбан Кара-оол?
Обращение ветеранов труда к премьеру Тувы Ш.Кара-оолу
В газете «Тувинская правда» №15 от 13 февраля 2016 года опубликовано интервью «Интерфаксу» Главы Республики Тыва Ш.Кара-оола «Тува – один из форпостов России в Азии». Так получилось, что с данной публикацией, которую можно расценить как отчёт Главы Правительства о результатах своей работы с 2007 года по настоящее время, пришлось ознакомиться целой группе заслуженных ветеранов в больничной палате. Если мы скажем, что публикация вызвала у нас шок, это будет более мягкое ощущение. Она подвигла нас выступить с данным Обращением.
Уважаемый Шолбан Валерьевич!
В республике живёт и по сей день здравствует много людей, практиков-специалистов, учёных, инженеров, работавших в разных отраслях народного хозяйства. Они всё знают и видят, что творится на тех предприятиях и в организациях, где они трудились. Мы считаем, что выражение «...Тува, в отличие от других даже промышленно развитых регионов России закончила 2015 год с ростом промышленного производства с увеличением объемов инвестиций...» не соответствует реалиям. Где вы увидели инвестиции, о какой промышленности говорится?
Вы говорите, что инвестиционные поступления в основной капитал с 2007 года по 2014 год достигли с одного до 16 миллиардов рублей. А что конкретно сделано с этими миллиардами?
Вы хвалитесь, что в прошлом году произошло знаковое событие для экономики Тувы – запущен крупный комбинат компании «Лунсин». Но, какое это имеет отношение к вашей работе, к экономике Тувы? Это же иностранная компания...
Вы вспомнили о 400 метрах строящейся шахты холдинга «Evraz», об увеличении в 1,5 раза добычи угля. Но Вы никогда не говорите о ценах на уголь. Ведь в 2007 году уголь стоил 500 рублей за тонну. Сейчас она взлетела за 3000 рублей. Объясните нам, простому народу, почему Ооржак Ш.Д. удерживал рост цен на уголь, а Вы – не можете? Куда уходят огромные деньги, вырученные от реализации угля? Ответьте прямо, в чей карман они поступают, тем самым снимите с души чёрный тяжёлый груз!
Вот ваши любимые выражения: «Возраст Тувы – надо считать с 1944 года», «40-50 градусов мороза», «Саянский хребет», «Транспортная изолированность», «С большой землей связывает одна дорога», «Стартовые условия», «Приходится начинать с чистого листа, формировать экономику» и т.д. Эти слова звучали ещё в далекие 50-е годы прошлого века. Но в результате самоотверженной, целенаправленной работы трудящихся республики под руководством тогдашних руководителей уровень развития республики, социальный уровень жизни населения в 60-ые, 70-ые годы почти сравнялись со многими регионами страны. С тех времён этими словами никто не оперировал из-за ненадобности, поскольку Тува стала называться аграрно-промышленной.
А как сейчас называть Туву? Скорее всего, фальшиво-криминальной. В селе остался аграрный сектор с частным скотоводством. Показателен в этом отношении Ваш ответ на вопрос корреспондента «Интерфакса»: «Какие делаете крупные передовые технологические ставки на развитие аграрной отрасти?» В ответе не прозвучало ни слова о передовых, современных технологиях в производстве, в переработке сельскохозяйственного сырья. Нет данных о том, сколько производится зерна, молока, мяса, картофеля, овощей и другой продукции на душу населения. И какова доля от реализации сельхозпродукции в наполняемости республиканского бюджета. Никаких примеров о передовых хозяйствах, применяющих современные технологии, т.к. нет таких. Ни слова о дальнейшей перспективе развития основной отрасти республики. Есть только ни к чему не обязывающая фраза: «Нам удалось и я горжусь». Чем? И что «удалось»?
Да, мы были свидетелями выделения каких-то средств: закупались несколько северных оленей, тёлок симментальской породы, давались сертификаты, трактора, особенно в канун и во время выборных кампаний.
Как издевательство звучат Ваши слова: «Благодаря тому, что сохранили село, не пустеют наши земли». Именно сегодня бывшие сельскохозяйственные земли, которые составляли на севообороте (а их было в республике не менее 400 тысяч гектаров), особенно в черноземных районах Пий-Хема, Каа-Хема, Танды, лежат нетронутыми, пустеют, оказались не у дел. А ведь земледелие есть основа основ сельскохозяйственного производства. Вами нарушен крестьянский закон: «Сначала подготовь надежную кормовую базу, а потом занимайся разведением живности».
Ныне республика сеет зерновых, кормовых культур на сезон в среднем 19-25 га. Раньше отдельный колхоз больше сеял. Отсюда каждый год зима наступает неожиданно, а каждая зимовка – ЧП.
Шолбан Валерьевич, Вы, как руководитель, философ, кандидат экономических наук, не соизволили тщательно изучить, проанализировать все этапы развития сельскохозяйственной отрасли. Позвольте немного просветить Вас. В 30-40-е годы Тува по образцу и примеру СССР создавала «тожземы», ТОЗы, МЧАЭ и другие предприятия коллективного ведения животноводства и земледелия. Начали объединяться мелкие разрозненные араты, единоличники. Коллективная обработка земли начала давать надёжную основу кормопроизводства для общественного скота. И это, в немалой степени, помогло в помощи СССР в лихие военные годы. В послевоенные годы большой толчок сельскому хозяйству дала кампания по освоению целинных и залежных земель. В результате резко увеличилось производство зерна, кормовых культур. Имея кормовую базу, быстрыми темпами восстановили и увеличили утраченное во время войны поголовье скота всех видов.
Активно включились в работу учёные, специалисты-аграрники. Селекционная работа была поддержана и находились под усиленным контролем руководства. За короткий период с 1955 по 1960 годы созданы в каждом колхозе МТФ, откормочные площадки КРС, свиней и т.д. Созданы крупные зерноводческие, семеноводческие хозяйства, которые получали хорошие урожаи, в достатке был семенной фонд.
Тува полностью сама себя обеспечивала сельскохозяйственной продукцией. Из-за Саян животноводческую продукцию, как сейчас, никогда не завозили.
Наоборот, Тува из пятилетки в пятилетку постоянно перевыполняла план поставки в закрома страны достаточное количество хлеба, мяса, шерсти, кожсырья и т.д., занимала достойное место среди других регионов.
Кроме того, что очень важно, село полностью обеспечивало качественной сельскохозяйственной продукцией рабочий класс промышленных предприятий, комбинатов.
Шолбан Валерьевич, за девять лет Вашей работы главой республики, одной их главных вашей ошибок является пренебрежение, отход от научного ведения всего аграрного комплекса. Наверное, Вам неизвестны такие термины, как внедрение новых технологий, научных достижений в отрасли.
Вы, со своим, так называемым проектом «Одно село – один продукт» не только увели, но и закрыли путь крупному, современному, интенсивному ведению сельскохозяйственного производства республики.
До сих пор мы не видим, не слышим, выработанного Вашим Правительством стратегического плана развития АПК – основной отрасли республики. В результате в работе аграрной отрасли хаос: частая смена министров, заместителей председателя правительства, курирующих сельское хозяйство.
В итоге, за 9 лет к трём МТФ (Туран, Ильинка, Балгазын) не прибавилась ни одной. Единственный мясокомбинат перестал существовать. Нонсенс: в аграрной республике нет предприятий, перерабатывавших сельскохозяйственную продукцию.
Ежегодно весной покупаем из-за Саян семена, затрачивая огромные средства. Везде Вы хвалитесь, что у нас поголовье скота – миллион с гаком. Кто считал? Правда ли? При этом цена мяса на рынке не по карману большинству населения Тувы.
В результате уровень сельскохозяйственного производства республики находится в таком критическом состоянии, что даже в 90-е годы до такого уровня не опускались. Почти все продукты сельхозпроизводства и для населения, и для предприятий, организаций завозим из-за Саян.
Вы, как кандидат наук, наверно, уже посчитали, что, завозя такое количество сельхозпродукции, отдаём примерно 50% бюджетных средств в соседние регионы, пополняя их бюджет. Кстати, здесь речь не только о сельхозпродукции. Разрушив, обанкротив предприятия и работающие выпускавшие стройматериалы, железобетон, кирпич, мы их тоже втридорога завозим из-за Саян. Вот почему у нас в республике не хватает денежных средств даже для обеспечения доплат к пенсиям заслуженных людей. Если так будет продолжаться, мы никогда не вырвемся из лап дотационности.
Хочется надеяться, что Вы не обидитесь за правду.
Ветераны труда