ПолитЛикБез |
Таможенный союз приказал долго жить?
Когда в Кремле принимали решение о так называемых антисанкциях, ограничивающих доступ россиян к европейским продуктам, многие наблюдатели – в отличие от многих руководителей – сразу же поняли, в чем отличие российских санкций от европейских. И это отличие вовсе не в том, что европейцы запретили Рогозину ездить на свидание к пармезану, а россияне запретили пармезану встречаться с Рогозиным. Оно в том, что европейцы согласовывают свои санкции долго и упорно, прислушиваясь к мнению каждой страны ЕС. А о российских санкциях союзники Путина из Астаны и Минска узнали по телевизору. В России никому в голову не пришло не то что согласовать свое решение с партнерами, но и хотя бы проинформировать их.
Согласитесь, что нужно быть полным идиотом, чтобы не воспользоваться открывающимися возможностями. Перед тобой простирается огромный рынок, лишенный привычной еды. Схем для обогащения открывается великое множество. Одна из самых простых – «переработка». А может, просто переупаковка западной продукции белорусскими производителями. Александр Лукашенко и не скрывает, что его страна зарабатывает на российских антисанкциях миллионы долларов. Зато Рогозин может посыпать белорусские спагетти белорусским пармезаном и крошить в пасту белорусских омаров – объедение!
Но предположим, что Рогозин не только сибарит, а еще и перфекционист. И он хочет, чтобы его повар распечатывал итальянские, а не белорусские упаковки. Тем более что неизвестно, что Лукашенко подмешал в этот сыр, – может, он уже наполовину состоит из «Беловежского пармезана». Для такого любителя есть другая хорошая схема – транзит в Казахстан. То есть самая обычная итальянская продукция поставляется через Беларусь в Казахстан – и пропадает на необъятных просторах страны победивших антисанкций. Зато и сыр точно из Пармы, и омар явно не лещ.
Все это издевательство над национальной гордостью великороссов привело к предсказуемому результату: Путин обиделся. А обидевшись, решил наказать своевольных союзников. Белорусскую продукцию решили не пущать, казахстанский транзит – запретить.
Понятно, что Лукашенко и Назарбаев в бешенстве. Мало того что с ними никто не посоветовался, вводя антисанкции, – так теперь их еще и карают за то, что они пользуются ситуацией – ничего, кстати, формально не нарушая. Лукашенко, как в старые добрые домайданные времена, устроил публичную выволочку российским чиновникам. Назарбаев просто отказался от консультаций. Таможенный союз приказал долго жить: между партнерами опять есть граница, и, судя по всему, это только начало.
Лукашенко прекрасно понимает, что в условиях приближающегося краха российской экономики его никто не будет кормить. Сейчас он состригает с России последние клочья шерсти – и хочет дополнительной платы за лояльность. Не будет платы – не будет Беларуси. У Казахстана свои проблемы и собственная, назарбаевская гордость.
Мы часто называем Таможенный союз «союзом диктаторов». Но даже такой формат сотрудничества подразумевает, что один диктатор не вытирает ноги о других.
Виталий Портников
«Грани.ру»