Президентское послание: Российский вариант идеи Чучхе
Как обычно, страна ждала ежегодное Послание Президента Путина 4 декабря 2014 года. И это объяснимо: за 15 лет он вобрал в себя всю мыслимую и немыслимую власть, и только его слово стало в России реальным указателем развития страны. А время сейчас тревожное – никакой былой стабильности. Международные санкции грозят нас оставить без инвестиций и технологий. Цена нефти упала на 40% и продолжает падение. Рубль обесценился и продолжает стремительно дешеветь. Чиновники воруют, а бандиты распоясались и колоннами входят в Грозный, устраивая уличные бои. На таком фоне объяснимо повышенное внимание к прямому обращению Президента. Все ожидали от него либо прорыв в либерализации общественной жизни в стране и экономики, либо закручивания гаек и ужесточения законодательства.
Однако Путин опять всех удивил. Не произошло ни того, ни другого. Его выступление продемонстрировало, что, скорее всего, в коридорах власти до сих пор нет понимания того, что происходит в мире и там не знают, что делать со стремительно стагнирующей экономикой в условиях санкций и падения цен на нефть. Осознают только, что ситуация в стране тревожная. Но делают вид, что им не страшно, хотя под лозунги «Крым-наш!» падение уровня российской экономики прогнозируется почти по всем параметрам. Уже и в Минэкономики РФ признают, что финансовая система страны постепенно сползает в полноценную рецессию. Перспективы 2015 года туманны. Среднегодовой курс рубля к доллару был понижен с 37,7 до 49 рублей. В бюджете котировки на нефть рассчитаны в районе 80, а не 100 долларов, отток капитала увеличен с 50 до 90 млрд. долл. Инвестиции упадут на 3,5%, хотя ранее говорилось об их росте на 2%. Среднегодовую инфляцию обещают в 9,4%, что маловероятно при нынешней почти в 10%, а вместо обещанного ранее роста заработной платы на 0,5% уже грозят её сокращением на 3,9%.
Но ещё печальнее то, что даже в эти весьма неоптимистичные прогнозы Минэкономики верить не приходится. Совсем недавно известный экономист и Президент Союза предпринимателей и арендаторов России А.Бунич заявил, что прогнозам от МЭР трудно доверять, поскольку «они меняются с завидной регулярностью, что свидетельствует о не самом высоком профессионализме их авторов». «Всего два месяца назад у Министерства был один прогноз, месяц назад – другой, сейчас – третий, и все они совершенно не реальны. Все, что происходит в экономике, оказывается для них полной неожиданностью и тут же влечет за собой пересмотр всех показателей. Скорость публикации прогнозов поражает и показывает полную некомпетентность команды, которая ими занимается». «Сам господин Улюкаев 25 ноября, когда курс был 44,5 рубля за доллар, публично заявил, что в ближайшее время рубль укрепится до 41-42 рублей. Сегодня рубль «укрепился» до 55 рублей, получается, Улюкаев не может спрогнозировать, что будет с курсом всего через неделю», – заявил Бунич.
Понятно, что в такой ситуации хотелось услышать от Президента что-то конкретное, понятное, обнадёживающее. Но вместо этого им была продекларирована очередная амнистия украденных капиталов, 4-летнее замораживание увеличенных с 1 января 2015 года налогов и сомнительные преференции по уменьшению проверок, да и то с 16-го года. Всё это уже было и пользы никому не принесло. Его выступление было настолько «интересным», что некоторые высокопоставленные участники собрания даже заснули.
Все отметили, что с воодушевлением Путин говорил только о Крыме. Правда, никому не показалось полезным сомнительное заявление Президента о том, что «Россия зарождалась в Крыму» и потому Херсонес имеет для нас «сакральное значение». Где, по легенде, крестился киевский князь Владимир. Президент странным образом сравнил Крым с Иерусалимом, хотя в русской традиции роль Иерусалима всегда играл не Херсонес, а Киев. Если исходить из таких позиций, то нам придётся и впредь «отжимать» у соседей территории, объявляя их «истинно русскими», в связи с чем декларировать их «сакральное значение» для «истинных патриотов России». По крайней мере, Киев придётся «брать». Однако некоторых насторожило, что слова «Новороссия» Путин так и не назвал. Так что ждать похода на Киев пока не приходится.
Тем не менее, он чётко дал понять, что никакой коррекции внешней политики России в обозримом будущем не будет. Это значит, что выхода из международной конфронтации, в ходе которой Россия оказалась противопоставленной всему западному миру, в ближайшее время не предвидится. И Путин публично заявил о том, что сознаёт: введённые в отношении России санкции сохранятся. И он готов это принять. Но виновным себя ни в чём не считает, хотя расплачиваться за последствия его решений придётся простым гражданам. И не только ценой на гречку.
Так что Россия продолжает прежнюю политику в отношении Украины. Да и во внутренней политике изменений не предвидится – травля СМИ на примере т/к «Дождь» или р/с «Эхо Москвы» будет продолжена. И уж тем более не следует ожидать поворота в деятельности правоохранительной и судебной систем, их очеловечивания и стремления к завоёвыванию доверия людей.
В этой связи показательно, что Путин на следующий день, на встрече с правозащитниками, высказал опасения, что в связи с предложенной правозащитниками амнистией мало людей останется в тюрьмах. Очень симптоматичное опасение. Его больше волнует не гармонизация общества, а наличие рабочих мест для тюремщиков. Похожий подход и в плане экономики. Судя по всему, экспроприация эффективных активов, начатая с «ЮКОСа» и продолженная «Башнефтью», скорее всего, будет продолжена.
Ничего Путин не сказал и о губернаторском корпусе. Ни похвальбы, ни хулы. Впрочем, его можно понять: никакого федерализма в России уже нет – действует жёсткая вертикаль власти. Губернаторы взамен разрешения воровать безоглядно поддерживают центральную власть и демонстрируют верноподданнические чувства даже без запроса «сверху».
А тем временем Запад, в ответ на действия России в Украине, грозится отключением Российских банков от международной системы расчётов SWIFT. Поскольку альтернативы ей нет, то такая «санкция» действительно грозит не только изоляцией отечественного банковского сектора, но и коллапсом всей российской экономики. Для того, чтобы понять это, достаточно узнать о последствиях такого шага в отношении Ирана, совершённого в 2012 году. Теперь вся внешняя экономическая деятельность этой страны сопровождается финансовыми организациями соседних государств.
Тут же после оглашения Послания дали интервью спикеры парламента. Они, как водится, в восторге от всего, что сказал Президент. Хотя выглядели неубедительно. Но их понять можно – при отсутствии реальной политической конкуренции и тотальной фальсификации итогов выборов фактически это назначенцы Путина. И им по должности положено его хвалить.
Не сомневаюсь, что и Ш.Кара-оол по возвращению домой не преминет восторгнуться от услышанного. Только это ничего не меняет. Пока Путин не услышит непредвзятых откликов на его Послание и вообще положение в стране, толку от его инициатив ждать не придётся. Мир сильно изменился за 2014 год. И все должны это понять. Президент велел ежегодно сокращать бюджет страны на 5%. Это вынужденная, хоть и болезненная мера. Скорее всего, бюджет страны на 2015 год придётся сокращать на все 15%. Таковы итоги ставки на собственные силы в условиях международной изоляции. Следует иметь в виду, что больше половины населения страны поддерживает Путина в его действиях на Украине. Так что платить есть за что: любишь кататься, люби и саночки возить. Правда, сторонников отжатия Крыма становится всё меньше...
По понятным причинам в Послании ничего не было сказано о том, что сегодняшний кризис в России рукотворный. В окружающем мире никакого кризиса нет. Поведение российских активов, включая фондовый рынок и рубль, не имеет ничего общего со всей международной экономической, финансовой системой, оно определяется только геополитическими действиями российских властей.
Главная проблема этого Послания, на мой взгляд, состоит в том, что оно не даёт никаких реальных импульсов разобщённому российскому обществу. А именно это хотелось от Владимира Владимировича услышать. Результаты политики изоляции ядерной державы от цивилизованного мира и опоры в экономике на собственные силы нам хорошо известны по Северной Корее. Там давно живут своим умом и за свой счёт. Небогато, зато с чувством собственного достоинства. Нам Путин предлагает российский вариант Северной Кореи, хотя большинству уже казалось, что Россия никогда не станет внедрять собственный вариант идей Чучхе.
Одновременно Путин дал понять, что в ближайшей перспективе борьба с коррупцией не станет ведущим трендом государства. Сказав что-то не очень конкретное про стоимость строительства и росте цен оборонзаказа, а также о необходимости деоффшоризации экономики, он не назвал ни одного предприятия и ни одного лица. Так что нам вряд ли можно надеяться, что Шойгу и Ко вернут «Каа-Хемский разрез» из Кипра. Но дело тут не только в Шойгу. Отсутствие конкретики в этом вопросе означает, что чиновники самого разного ранга будут по-прежнему заниматься бизнесом и воровать. Суд не станет независимым и беспристрастным. А в такой затхлой среде ни торжества идеи гражданского общества, ни высоких темпов развития экономики ждать не придётся.
Всё будет по-прежнему. И не очень радостно.
Кондрат Пчёлкин