Что хочет нищее население при жирующем руководстве?
Что ни говори, а вытаскивать экономику из чёрной дыры беспросветности – дело не простое. И не любому оно по плечу. Любому – не любому, а нашему премьеру – точно. Потому как у него, судя по всему, никакого понятия о том, как это делать, напрочь нет. Более того: находится он в состоянии, похожем на ломку наркомана или как у ребёнка в переходном возрасте. Мысли какие-то шальные в голове гуляют, а как их к реальному делу пристроить – неизвестно. И его можно понять и пожалеть. Начальственное кресло ему досталось не по уму, возрасту и реальным успехам, а по блату через нашего звёздного земляка. Как бы авансом на будущее. Но пока этот авансец отработать не удалось – пять лет деятельности под диктовку земляка привели к плачевным результатам. Всюду провал, везде – разруха. Почти все его начинания привели к финансовой катастрофе. Предприятия, которые он возродил и отстроил, от птичника до кондитерки, в настоящее время готовятся к банкротству с последующей приватизацией по дешёвке.
Но раньше, невзирая на очевидные курьёзы с результатами его деятельности, у него было какое-то внутреннее оправдание, что всё делалось по высочайшему одобрению, и в конечном итоге моральная ответственность за итоги его деятельности ложилась на чрезвычайного патрона. Да и сам премьер мог чувствовать себя достаточно комфортно, хотя любой другой, наверное, на его месте уже бы повесился.
Но вот, слава Богу, пришли новые времена – патрон резко спикировал на уровень пониже, тем самым развязав нашему карле руки для самостоятельной государственной деятельности. Но трагизм ситуации в том, что, судя по всему, он сейчас обладает тем же багажом знаний и умения, что и пять лет назад, поскольку под ручным управлением, по сути своей, ничему так и не научился. Кто-то, наверное, со мной не согласится. А напрасно. Я постараюсь это доказать.
Начнём с того, какими приоритетами должны быть задачи сегодняшнего дня? Интересно: кто-нибудь может об этом что-то внятно сказать обществу? Сам премьер, или кто-то из его заместителей? Может быть, и может, но пока так и не сказал, что наводит на мысль об отсутствии генеральной линии и чёткого понимания целей и задач развития экономики и общества региона. Это как поход хозяйки в магазин: она знает, сколько у неё сейчас денег, сколько ртов нужно накормить, и ей известен минимальный перечень продуктов, необходимых для приготовления пищи. Всё остальное, в том числе ассортимент и количество продуктов она определит уже в магазине. Но это – так сказать, планирование на два-три дня. Вообще-то каждая семья обычно прикидывает траты на месяц и до года. Некоторые – до пяти лет, если, к примеру, собираются купить в кредит авто. А вот что касается социальных проблем, таких, как получение образования, специальности, трудоустройства, обычная семья способна прогнозировать на 15-20 лет вперёд. А порой – и далее. Причём, следует отметить, все члены семьи этим занимаются добровольно, с желанием и совершенно безвозмездно. Потому, что думают о своём будущем и будущем своих детей и внуков.
В принципе, с большой натяжкой можно сравнить общество небольшого и уже почти мононационального региона с такой семьёй. И правительство в нём – что-то вроде отца с матерью. Так вот, если прибегнуть к такому сравнению, то станет очевидным, что наше правительство даже на ближайшую перспективу (типа похода в магазин) мыслить не в состоянии. Что уж тут говорить о стратегии... Либо глупость типа консорциума олигархов, либо бред о прагматизме хорошо всем известных бывалых провокаторов, жуликов, авантюристов и проходимцев. Наверное, сейчас кто-то заворчит: опять Кондрат за своё взялся – критикует, критикует... Но дело тут не только в критике, хотя, если бы премьер был обучаемым, он, наверное, из критики взял бы самое ценное и начал бы позитивно меняться. Но он, похоже, не осознаёт очевидного. А оно состоит в том, что вывести Туву из глубокой дотационности теми мерами, которые он принимает, в принципе невозможно. Да и вообще в условиях современной России, в которой половину доходов составляют газо- и нефтедоллары, а вторую – экспорт металлов, леса удобрений и электроэнергии. Прочий реальный сектор экономики только создаёт рабочие места. При этом большая часть денег оседает в федеральном бюджете, немного возвращается в региональные и совсем мало – в муниципальные. Поэтому всерьёз говорить на эту тему даже при наличии философского образования и учёной степени по экономике – просто смешно. Давно уже пора бросить пустословие и начать обсуждать, принимать решения и реализовывать планы, которые могли бы реально изменить у нас социально-экономическую ситуацию.
А задачи, стоящие перед властью, у нас простые. Главным бичом и фактором, отпугивающим не только инвесторов, но и обычных туристов, является угрожающая люмпенизация с последующей криминализацией населения. Наши «реформаторы» за последнее десятилетие полностью уничтожили сферу производства на селе и частично – в райцентрах и Кызыле. В итоге люди остались без работы и средств существования. Такая ситуация подстёгивалась усилиями наркобаронов и скотокрадов, рекрутируя им кадры. Было много сказано о преступном бизнесе главной семьи республики, за который брат премьера Лёня уже успел отмотать на зоне срок. Или о подобном же, но из области использования скота на примере бывшего первого заместителя премьера Шолбан-оола, преследуемого сейчас, кажется, по четырём уголовным делам.
Очевидно, что первым шагом к декриминализации тувинского общества может стать создание на селе рабочих мест. А как их создать? По существу, всего три способа решения этой проблемы: возрождение сельского хозяйства, оживление сферы строительства и создание сферы обслуживания – кафе, ателье, ремонтные мастерские, магазинчики и пр. Но для того, чтобы человек вернулся к сельскохозяйственному труду, у него должна быть уверенность в том, что он сможет продать произведённое. Но наш главный потребкооператор Хонук-оол Монгуш давно и крепко присосался к властной кормушке. Вот уже лет 20 поочерёдно благополучно пересаживается из кресла в кресло от Верховного Хурала в Великий и Общественную палату. За то время, что он хуралит, возглавляемая им потребкооперация растащена и фактически уже не в состоянии выполнять свою главную функцию – скупку сельхозпродукции или обмен её на товары первой необходимости. Теперь араты должны именно Хонук-оолу сказать большое «спасибо» за то, что не могут пристроить свою продукцию в виде молока, мяса, шерсти и шкур.
Но теперь ждать что-то от Монгуша – время терять. Судя по всему, он теперь дисквалифицировался окончательно и ни на какую работу уже не способен. Но в таком случае государство обязано взять на себя эту функцию. Но ведь не берёт! Более того: премьер объявил о поддержке т.н. «тысячников». Тех, у кого более тысячи голов скота. Сомнительное, прямо скажем решение. Даже не потому, что большинство из этих героев – ближайшие доверенные родственники кайгалов или сами кайгалы. И скот у них большей частью сомнительного происхождения. Для ясности картины напомним, что одно из самых больших скотоводческих хозяйств в республики – у криминального авторитета, бывшего бессменного депутата Романа Монгуша, недавно отмотавшего последний свой срок. Видимо, таких, как он, правительство Тувы намерено «поддержать». Но вряд ли кто видел Рому на выпасах его несметной отары. Вероятно, и происхождение этого скота – криминальное.
Но не об этом сейчас речь. Владельцу большого стада, будь он скотокрад или честный арат, легче организовать свое молочноперерабатывающее или иное производство. Самые большие трудности у тех, кто держит немного скота. Но им-то как раз правительство ничем и не помогает. А им по большому счёту нужно лишь, чтобы закрепили за ними пастбища, усмирили скотокрадов и волков, забурили им скважины для воды да исправно скупали произведенное.
Нужно понимать, что люди не рождаются сборщиками наркоты или кайгалами – их такими делают караоолы и иргиты. Если у человека есть любимая профессия и работа, способная прокормить, на скользкий путь преступления он вряд ли встанет. Правда, для этого нужно как-то активизировать МВД республики – правоохранители при новом министре явно забросили эту проблему, увлёкшись борьбой с газетой «РИСК», в связи с чем скотокрады в республике резко активизировались, поднимая и без того высокие показатели преступности. И странное дело – министру Лобанову на это никто из власть предержащих не указывает. Видимо, там есть в этой преступности некая заинтересованность...
Другой способ создания рабочих мест – строительство. Тут есть несколько путей реализации. Правительство Тувы ждёт начало строительства железной дороги в Туву. Видимо, надеется, что оно займёт безработных. Напрасно. С одной стороны, оно уже потеряло пять лет в таких ожиданиях. Ни наш уголь, ни тем более дорога никому не нужны. Премьеру предстоит ещё долго рассказывать нам сказки о предстоящем инвестиционном буме. Его как не было, нет, и не ожидается. А строить надо. Жильё, социальные объекты, дороги. Помещения под новые производства, торговые павильоны и пр. При этом нужно не создавать вороватые схемы хищения бюджетных средств через засаянские фирмы, а обеспечивать работой местных строителей и отказаться от системы взяток и откатов. Но тогда у многих чиновников, в том числе и руководства республикой, может отпасть мотивация их труда. И их придётся всех менять.
Ну а третий способ – это развитие инфраструктурных услуг. Но для этого необходим резкий рост благосостояния населения, который сможет поесть в кафе, воспользоваться интернетом, купить машину или какой-то агрегат, поехать отдыхать по России или за границу. Но это возможно лишь в том случае, если власть откажется от воровства бюджета. Тогда большая часть населения заживёт гораздо лучше, а кое-кто – вообще прилично. Но как правительство и парламент заставить отказаться от воровства, если большая часть из них состоит в партии жуликов и воров и главной целью жизни давно считает личное обогащение любой ценой?
Но об этом мы поговорим в другой раз.
Кондрат Пчёлкин