90 х 90 х 90
«Тувинцы все лето хлопают себя по ляжкам, песни распевают, а зимой идут с протянутой рукой «Ваня, дай хлеба!». Так моей знакомой (тувинке) русская соседка популярно объяснила разницу культур между нашими народами. Причина этих заблуждений не только в укоренившемся мифе о дотационных регионах, только потребляющих средства федерального бюджета (ни слова о содержимом недр, его стоимости, использовании и бесправии в этом процессе республик, возможно отдающих больше, чем получающих).
Пренебрежительное отношение к тувинской культуре, предстающей в образе «хлопающих себя по ляжкам» борцов хуреша и бесцельно распевающих хоомейжи, сложилось еще и потому, что циклы и сезоны ударного труда у наших народов не совпадают. Исконные породы тувинского скота не нуждались в стойловом содержании, заготовке кормов, и самым тяжелым периодом для кочевников была весна, пережить которую без потерь (окот, бескормица) было большой удачей. Именно поэтому в настоящем тувинском приветствии, не в советском обрубленном неологизме «экии», а в полноценном обращении друг к другу были слова не о здоровье человека, а скота – источника жизни и благополучия кочевника. Тувинцы тоже сеяли свой хлеб – просо и ячмень, без них немыслим рацион арата, но основным продуктом, дающем силу и энергию для выживания зимой в таком легком жилье, как юрта, оставалось мясо. Конные скачки, борьба хуреш и несмолкаемые песни на пашнях (у Буяна-Бадыргы есть трогательные строки-воспоминания про девичьи голоса, беспокоившие его сердце своим пением), традиционно начинались, как только оттаивала земля. И это вряд ли показатель безделья. Скорее, несмотря на тяжелый быт «позитивное отношение к жизни», популярный теперь слоган, который предки тувинцев исповедовали без советов психологов.
В земледельческой оседлой культуре лето и осень время «готовить сани», запасаться впрок на зиму. И этому тысячелетнему императиву следуют даже современные горожане, проводящие, по их же признаниям «как проклятые» все лето на дачах. У тувинцев время течет по-другому. Суровую зиму и голодную весну пережили, лето – время скоту нагуливать бока, молодым – жениться, старикам – наносить визиты живущим далеко родственникам, выезд семьями на целебные источники аржааны. А там где «чон» народ, там и песни, борьба, соперничество детей и коней, кто ловчее. Выросших в селе тувинских мальчишек от городских ровесников отличает одно свойство, они обязательно сцепятся в шуточной схватке, где бы не находились, эти непроизвольные борцовские движения – стремление повалить кого-нибудь – оттиск культуры преодоления, тестирование своих возможностей, впитываемое с детства, как и подчинение своей воле коня. Даже советская власть не смогла вынудить тувинцев расстаться с «тремя мужскими доблестями»: борьбой, скачками и стрельбой из лука. Последнее в Туве все более вытесняется горловым пением, но лучше бы этот древнейший триатлон дополнялся хоомеем, а не исчез из-за отсутствия государственной поддержки. К сожалению, спортивная стрельба из лука, этот красивейший вид спорта в Туве держится только на энтузиазме немногочисленных тренеров и благодаря авторитету и достижениям спортсменки Елены Тутатчиковой-Достай. И это грустно.
Еще грустнее от новости, что к предстоящим юбилейным датам (90 лет провозглашения Тувинской Аратской Республики) своеобразный День независимости плюс День города Кызыла плюс Наадым, министерство строительства и прочих хлопотных дел, связанных с ЖКХ, решило провести профессиональный конкурс слесарей с наградой – автомобиль ВАЗ. Выглядит очень красиво и благородно, но автомобилями в Туве всегда награждали только борцов и табунщиков. Тех самых носителей древней культуры кочевников, с которыми безуспешно боролась даже советская власть. Одного тес-хемского арата табунщика в 1937-ом году показательно расстреляли за критическое замечание о новой власти, его коня Эзир-Кара репрессировали, запретив участие в скачках, но Наадым «закрыть» побоялись и назвали его «праздником животноводов». Весь Наадым собственно держится на интриге, кто же в этом году окажется лучшим борцом и владельцем самого быстрого коня. Ради лицезрения этого финала три четверти населения республики съезжается к месту проведения Наадыма. Потому что титул победителя Наадыма «арзылан моге» борца льва и титул владельца коня победителя скачек Наадыма – исторические события в жизни мужчины. Эти факты сохраняются в веках, пересказываются внукам и правнукам. И если уравнять в призах достижения слесарей (при всем уважении к профессионалам) и тот соленый пот, который проливает табунщик, пестуя своего скакуна, борец, проходящий через изнурительный круг схваток 400 хурешистов, то это будет, мягко говоря, неправильно. И воспринято неправильно и, по сути, неправильно. Если министерство строительства мучается отсутствием идей, куда же девать деньги, можно предложить наградить автомобилем и за 2 место, и за 3 места в конных скачках, в хуреше и в стрельбе из лука. Один раз в 90 лет может Тува позволить себе такую щедрость?
В скачках разница между чемпионом и его ближайшими соперниками составляет иногда сотые доли секунды. Представьте, как обидно, когда победителю вручают ключи от автомобиля, а пришедшему с чемпионом «ноздря к ноздре» какую-нибудь пароварку за 800 руб. Хорошо, если телевизор или холодильник, особенно «нужный» чабанам, живущим без электричества. У одного знакомого животновода, содержащего табун, я обнаружила 3 (трое!!!) напольных весов. Тех, что женщины приобретают, когда хотят похудеть и проследить за весом. Стоят они рублей 400-500. Табунщику периодически всучивали на разных соревнованиях эти весы за 2 и 3 место в качестве приза. Стоят они недорого, упакованы красиво, почему бы не обмануть человека под предлогом «дареному... в зубы не смотрят».
Еще бывает очень стыдно перед маленькими наездниками. Рискуя жизнью, здоровьем (ежегодно на скачках погибают лошади и невероятная удача, что не было человеческих потерь), малыш приводит к победе коня и получает лишь грамоту (ее надо отдать владельцу коня). Устроители соревнований от моих расспросов, почему нельзя подарить ребенку хотя бы мотоцикл или велосипед, ну хотя бы кулек сладостей, если за коня дают машину, обычно отмахиваются, что с наездниками рассчитывается тот, кто его нанимал, владелец коня. Но ребенок наездник тоже спортсмен, проскакав 40 км без седла и страховки он показывает и свои личные спортивные достижения. В профессиональных скачках имена наездников значат не меньше чем коней фаворитов. Научившаяся дефилировать вчерашняя школьница может получить автомобиль только из-за хорошенькой мордочки и стройных ног, а по новой идее Минстроя автомобиль ожидает слесаря за собранный под секундомер вентиль. Но право быть «лицом республики» и представлять ее должно быть не только за «мисками» и слесарями. В первую очередь, подлинное лицо Тувы за ее борцами, наездниками, конями – чемпионами, за лучшими хоомейжи. Если мы празднуем историческую дату, то должны признать, что мы не подарили миру за это время ни «Мисс мира», ни «Слесаря века», а прославились все-таки спортсменами и музыкантами.
Хотя с выходом на церемонии открытия всенепременно «90 красавиц», «90 борцов» и «90 хоомейжи» получается перебор. Если следовать такой арифметической логике, то надо отметить и президентскую программу повышения рождаемости, выпустив на поле 90 беременных, я однажды видела такое незабываемое зрелище на Дне города, когда роддом снабдил свою колонну рядами женщин с шарами вместо животов, как бы идущих рожать под лозунгом об улучшении демографии. Следуя этому же абсурду, Наркоконтролю следовало бы организовать 90 наркоманов или наркоторговцев, марширующих со сломанными стеблями дикорастущей конопли, Управлению исполнения наказаний выставить ряды 90 заключенных с лозунгом «Да здравствует 90 лет начальник колонии!» или «90 лет свободы не видать!», а как бы смотрелись 90 бомжей, они тоже граждане и тоже имеют место быть в нашей жизни под этим солнцем и этим небом.
И самый спорный, если не скандальный сюжет истории и предстоящих торжеств – памятник расстрелянному правителю Тувы Буяну-Бадыргы, к которому вдруг прицепом стали навязывать купца-революционера Сафьянова. К юбилейным торжествам скульпторы не успевают с отлитием памятника из-за отсутствия средств. Сафьянова в обнимку или врозь на этом памятнике не предполагается. Он в числе участников Учредительного собрания будет на отдельном барельефе. Но сейчас, в Союзе художников РТ нашлись скульпторы готовые за деньги переиграть этот вариант и отлить скульптурную композицию «Сафьяновобадыргы» сиамские близнецы. Особенно приятно будет узнать имена этих титанов искусства от рубля, родственникам Буяна Бадыргы и ученым ТИГИ, консультировавшим правительство Тувы относительно отношений двух лиц, с трудом выносивших друг друга, а спустя 90 лет, вдруг сцепившихся в крепких каменных объятиях.
С. Монгуш
По материалам Livejournal.com