Встречи с интересными людьми |
МАРАТ-ООЛ ОНДАР: В ПОИСКАХ ПРИВИЛЕГИЙ
В жизни приходится встречаться с разными людьми. С хорошими и не очень. Но встречи в любом случае интересны. Вот об одной из таких я и расскажу. Дело было в 2008 году. Кара-оол понял, что сделать парламент республики ручным невозможно и пошёл ва-банк, воспользовавшись несовершенством законодательства. Объектом провокации была избрана депутат Законодательной палаты от ЕР Зинаида Дехтяр – моя давнишняя приятельница, с которой мы вместе учились в седьмой школе в параллельных классах.
А дело было вот в чём. По спискам ЕР в парламент прошла Таисия Болустаевна Куулар. Но она вскоре умерла и очередь претендентов «сдвинулась», предоставив место Зинаиде. Прошло 1,5 года, и советники премьера предложили: давайте затеем судебную тяжбу вокруг Дехтяр. Если она «одумается» и перейдёт в проправительственную команду, оставим её в покое. А если нет – передадим мандат другому, более покладистому претенденту. Благо, в законе отсутствует механизм движения кандидатов после подведения итогов выборов. Выбор пал на малоизвестного, неприметного, серенького и не отягощённого совестливостью партбюрократа М.Ондара. Марат-оол Идамович тоже числился в списке ЕР на выборах, но при распределении мандатов до него очередь не дошла, поскольку ЕР, возглавляемая Ооржаком и Кара-оолом, в 2006 году на выборах «провалилась» и вместо 80% голосов набрала вдвое меньше.
И вот Ондар, спустя полтора года после выборов, подал в суд, требуя депутатский мандат, который достался Дехтяр. Его интересы пыталась защитить многоопытная, но не особенно толковая адвокат Кольчикова. Однако их проблема состояла в том, что оспаривать действия избирательной комиссии закон разрешает не позже, чем в трёхмесячный срок после принятия решения. А тут прошло 1,5 года. Поэтому Марат-оол давно утратил даже право жаловаться. Или, по крайней мере, должен был доказать суду, что объективно не имел возможности обратиться в суд раньше.
Нужно отметить: в нашем суде проходят разные дела. Порою – самые абсурдные. Но такие решения нужно тщательно готовить. Подбирать неглупого заявителя, толкового адвоката, исполнительных свидетелей. Однако в этот раз все исполнители оказались никчёмными. И в первую очередь – сам заявитель. Недалёкий претендент не нашёл ничего умнее, как заявить суду, что он... сразу после выборов уехал в район, не знал, что умерла Т.Куулар, долго сам болел и только накануне выяснилось, что его место в парламенте заняла Дехтяр. Видимо, с судом у правительства была достигнута договорённость, что даже такие незамысловатые доводы будут приняты, как обоснования затяжки с оспариванием решения избирательной комиссии Тувы. По крайней мере, судебные слушания подтверждали именно такую позицию судьи Верховного суда Тувы Ч.Ал-оол и представителя ответчика – ИК РТ. Судья отводила любые доводы, даже пыталась отказать в допросе свидетелей, представленных нами и находившихся в здании суда, а представитель ИК «посыпала голову пеплом» и с очевидным удовольствием горячо признавала иск, всячески помогая Ондару.
Представлять интересы Зинаиды Васильевны в суде представилось мне и известному в республике адвокату Александру Аркадьевичу Язеву. Мы с помощью депутатов от ЕР Дандара Ооржака, Раисы Хаймановой, Зои Доржу и Зинаиды Ондар достаточно быстро разобрались с делом. Оказалось, что всё, о чём заявлял в суде Марат-оол Ондар – чистейшей воды ложь. Ничем он не болел, до сложения полномочий секретаря ЦИК ЕР работал, ни в какой район не уезжал. И не только был хорошо осведомлён о смерти Таисии Болустаевны Куулар, но и лично разместил в газетах некрологи, купил венок, лично принёс его на похороны и участвовал в поминках. Кроме того, как секретарь ЦИК, он участвовал в составлении списка кандидатов в депутаты от ЕР и лично сам представлял документы в избирательную комиссию. К тому же, в ходе судебного заседания выяснилось, что он является депутатом палаты Представителей, а зампред палаты Германова любезно предоставила нам доказательства того, что он аккуратно посещал сессии. А значит, никуда не уезжал и не болел. Видимо, поэтому Марат-оол так и не смог представить суду доказательств того, что он был в отпуске и болел.
Помогли нам и работники ВГТРК «Тыва», любезно представившие доказательства общественно-политической деятельности Ондара в период, когда он, судя по его показаниям в суде, болел и находился в районе, не зная, что творится на свете. Благодарны мы и за принципиальную гражданскую позицию Зои Доржу и Раисы Хаймановой, уличивших вруна-карьериста в суде.
В конце концов, под тяжестью доказательств Марат-оол Ондар «сломался» и вынужден был признать, что сознательно вводил в заблуждение суд с целью незаконного обретения депутатского мандата. Вид его был жалок. Он весь как-то сморщился и скис. И как судья Аал-оол не пыталась ему помочь, всё же вынуждена была в иске отказать. Марат-оол попытался это решение обжаловать, но Верховный суд России решение Аал-оол оставил без изменения.
Вспомнилось это мне в связи с тем, что большинство из упомянутых персонажей нынче снова участвуют в избирательной компании. Причём – все в одной команде. И даже оскандалившегося Марат-оола Ондара и Ольгу Кольчикову прихватили. Поискав счастья на свободе, снова присягнули правительству Доржу и Хайманова. Правда, учитывая их метания в поисках счастья, на этот раз их в список не поставили, заставив трудиться в одномандатных округах, где, по общему мнению, их избрание весьма проблематично.
Порою смотрю я на таких «горе-политиков» и думаю: неужели они и впрямь считают, что смогут добиться уважения избирателей, бегая в поисках благ из одной команды в другую и возвращаясь назад, когда их поманят рублём? Бог с ним, с Ондаром. У него никогда не было имени и теперь уже вряд ли оно появится. Что можно сказать о человеке, который, чтобы не платить присужденное пожизненное содержание за покалеченного ребёнка, развёлся с собственной женой? И что можно подумать о партии, собирающей под своим крылом подобных?