ПОСЛЕДНИЙ ВЫХОД КАРА-ООЛА?
Как отмечают наблюдатели, история с восстановлением Виталия Валькова в должности Председателя Законодательной палаты Великого Хурала, имеет двойное, если не тройное дно. На данном этапе разработчиков путанного сценария не так заботят истинные полномочия восстановленного судом спикера, как вопрос: насколько долго удастся В. Валькову блокировать работу законодательного органа? По всей вероятности, задача-минимум – до 11 апреля, дня проведения референдума в Туве.
Кстати, задача вывести депутатов-законодателей из процесса реформирования Великого Хурала Кара-оолу фактически удалась. Поправки в Конституцию республики будут внесены не принятием конституционных законов, а напрямую – на референдуме. Причем, на референдум вносится закон, который представляет собой «коктейль» из целого букета поправок: от устранения противоречий федеральному законодательству до создания полупрофессионального парламента и усиление полномочий будущего Главы республики, который будет уже не Главой правительства, а Президентом, так как Ш.Кара-оола обижает, когда к нему обращаются: «Председатель правительства республики».
В том, что референдум состоится и Ш. Кара-оол добьется от народа удовлетворительного ответа, мало кто сомневается. Тем более, что предложенная им структура государственного управления республики устраивает Кремль, у которого «головной боли» о Туве станет меньше, если сам народ скажет «да» полупрофессиональному парламенту. Заметим, что никто в Туве не спорит с тем, что будущий парламент должен стать однопалатным, а количество депутатов должно сократиться со 162 до 32. Проблема в том, что парламент после референдума станет полупрофессиональным и подконтрольным правительству.
Политические события 2006-2007 годов показали: простому большинству профессиональных депутатов Тувы вполне по силам повлиять на смену Главы республики. Ради того, чтобы это больше не повторялось, на профессиональной основе нужно держать не более 9 депутатов, а остальные 23 должны находиться под контролем. И этот вариант федеральный центр вполне устраивает. И потому он, по всей вероятности, готов простить тувинскому лидеру небольшие амбициозные шалости и закрыть глаза на юридические нестыковки в процессе проведения референдума.
Но зачем для проведения референдума Кара-оолу необходимо блокировать работу «нижней» палаты Великого Хурала? Ведь никто ему не препятствует в проведении референдума. С кем он борется, не очень понятно. И во имя чего в республике проходит мощнейшая кампания фактически по дискредитации законодательной ветви власти как таковой?
Избиратели у нас не дураки. И опыт у них есть. К односторонней агитации выработалась стойкая аллергия. Да и у депутатов есть возможность встречаться со своими избирателями напрямую. И как бы ни чернили депутатов Законодательной палаты, сделали они для своих избирателей достаточно, иначе бы большинство из них не смогло без поддержки административного ресурса по 2-3 раза проходить горнило выборов.
Надо заметить, что не во всех регионах встречаются депутаты, готовые решительно отстаивать интересы избирателей. Большинство из нынешних депутатов Законодательной палаты доказало, что может. Они боролись с Ш. Ооржаком за сохранение профтехучилищ, ветеринарной службы, за 25-процентную надбавку к заработной плате бюджетников. Они искали и с помощью Счетной палаты нашли следы «золотого запаса» Тувы, противостояли расхищению «овчинки» и возвращению «Гаруды», добивались приоритетности развития сельского хозяйства, защищали столичный статус Кызыла и злосчастное здравоохранение республики. Добились того, что работники детских садов в кожуунах и столице без задержек, напрямую из республиканского бюджета получали свою заработную плату.
Многие из них пытались донести до Кара-оола простую мысль: не следует надеяться только на освоение минеральных ресурсов Тувы. В любом случае необходимо развивать сельское хозяйство и создавать новые рабочие места. На словах премьер соглашался, а на деле – нет. Практически все средства, выделенные из республиканского бюджета селу, ушли в водочное производство, птицефабрику и мясокомбинат. Ни от одного, ни от другого, ни от третьего вложений бюджетных средств социально-экономическая жизнь республики не расцвела. А радужные планы о прорыве рухнули во время кризиса.
Кара-оолу можно было бы использовать весьма серьезный ресурс депутатского корпуса, как это произошло на думских выборах в 2006 году. Но, увы! Исполнительной власти нужны не сильные депутаты, а послушные. И закрывающие глаза на коррупцию, воровство и бесхозяйственность. И началось построение мифа о том, как Кара-оол борется с врагами. Враги-то были иллюзорные, а вот война с ними – настоящая. Да и уголовные дела, сфабрикованные против депутатов – реальные.
И, вот сейчас для успешности референдума Кара-оолу понадобилась война. Видимо, для того, чтобы казаться большим героем в глазах Москвы: мол, я смог победить строптивых депутатов и выполнить вашу волю!
Но более аргументированным выглядит предположение, что премьер не исключает варианта, что у Кремля возникнет желание сразу после 11 апреля начать процедуру переназначения Главы республики. Во всяком случае, ему необходимо удержать в своих руках ситуацию в республике не только до 11 апреля, но и после – как минимум, до осенних выборов в новый парламент и как максимум, «рулить» выборным процессом. А вот эта задача выглядит совсем проблематичной. Именно поэтому Кара-оол, по всей вероятности, очень хочет контролировать Законодательную палату, а лучше – максимально блокировать активность неподконтрольных ему депутатов, которые составляют половину палаты. Но есть одно «но».
Вряд ли федеральный центр после удавшегося референдума захочет решать личные проблемы Кара-оола. Бесконечно поддерживать его, закрывая глаза на криминализацию исполнительной власти, развал экономики и обострение политической ситуации в республике. Уговаривать депутатов, сенаторов, олигархов. Конечно, проще пробежаться по критериям оценки деятельности главы субъекта, посмотреть, насколько повысились тарифы на ЖКХ, предоставили ли в Туве ветеранам войны жилье до 9 Мая, как обстоят дела с безработицей, и оценка его деятельности будет насколько достоверной, настолько и нелицеприятной.
Судя по всему, на взгляд Кремля, Ш. Кара-оол уже выполнил свою миссию – добившись создания полупрофессионального парламента при наличии назначаемого Кремлем президента республики, перевел Туву в режим ручного управления. При этом создав все условия для поглощения Тувы Красноярским краем. Использовав по максимуму следственные органы и судебную власть, Кара-оол сделал все возможное, чтобы люди перестали верить «Единой России» и с надеждой внимать словам Президента России Д. Медведева. Не высока ли цена?
Семён Сучков-Задиристый