Власть на фоне коллективного портрета
На что готов пойти чиновник, чтобы удержаться в своём кресле? Какие современные способы самосохранения знает нынешнее чиновничество? С конфуцианских времён калёным железом выжигают из этого сословия жадность, охоту к взяткам, леность и тупость. Но, увы, без ощутимых результатов. Тема для научных исследований.
Бесспорно, есть среди них грамотные, неподкупные, честные, понимающие, что они – наши наёмные работники. Но их так мало, что если на сотню раз-два и обчёлся, то уже хорошо. Ловить их на нерадивости, на коррупции, высмеивать и позорить – да всё уже испробовано. Как говорится, наплюй в глаза – всё божья роса. Но не бороться с этим злом и пустить всё на самотёк – тоже не выход. Надо хотя бы поимённо называть тех из них, кто приносит порой непоправимый вред людям, обществу, экономике.
Российское чиновничество как класс – непобедим! А тувинское чиновничество – как подвид российского – вообще монолит!! Особенность местного чиновничества в его опоре на родственные связи. Примеров тому великое множество. Но, пожалуй, самый характерный и яркий пример в лице главы Муниципального образования п.г.т. Каа-Хем Дакаара Ооржака. О нём мы уже писали в №30 от 5.08.2009 г. в фельетоне «Поцелуй в попку», а также в №10 от 17.03.2010 г. в рубрике «По следам наших публикаций».
Как вы думаете, 15 близких родственников в одной конторе, это много или мало? Или в самый раз? Дакаар Ооржак, видимо, уверен, что ему в самый раз, а может быть, даже чуть-чуть не хватает. Не так давно в администрации п.г.т. Каа-Хем стала работать родная сестра его жены Монгуш Наталья Данзы-Белековна, да не просто кем-нибудь, а кассиром официально и негласно, как утверждают близкие, главным бухгалтером.
Уж как так получается всё шито-крыто у Дакара Майоовича, но ни прокуратура, ни другие государственные органы ничего не видят, ни в чём не хотят разбираться, всему попустительствуют. А может быть такое, как вы думаете, чтобы Дакаар Ооржак взял да и подкупил всех на корню? Ну, например, прокуратуру, судебных приставов? Разве это невозможно? В сентябре 2009 года его отстранили от работы из-за возбуждённого против него уголовного дела, но Дакаар исправно ходит на работу, даёт указания, его видят на рабочем месте, он проводит совещания и производит иные руководящие действия.
В посёлке по такому случаю говорят, что Дакаар Майоович не может без присмотра оставить свою родню ни на один день, но некоторые предполагают, что таким образом он всем показывает, кто в Каа-Хеме хозяин. И действительно, ведёт он себя по-хозяйски, с ним считаются Глава Кызылского кожууна Д.Ховалыг и председатель администрации Кызылского кожууна В. Глухов. Видать, побаиваются и не могут сказать ему: слушай, Дакаар Майоович, ты отстранён от работы, тебя подозревают в мошенничестве в особо крупном размере, пусть пройдёт суд сначала, а потом уже выходи на работу, если не виновен или в тюрьму – если виновен.
А ведь и Ховалыга и Глухова, наверное, можно понять, боятся Дакара недаром – вон ведь сколько (16!) у него родни, если все хором прибегут и вдруг бить начнут?
На праздновании Шагаа наш Дакаар держал себя по-байски, был в центре внимания, говорил речи, поздравлял и благословлял, а Додо Ховалыг с Виктором Глуховым скромненько по бокам стояли, микрофон ему держали, за локоточек его поддерживали. В газете так и вышла фотография («Вести Кызылского кожууна» №№ 7-8 (24-25) от 20.02.2010). Не верите, сами посмотрите, а всего лучше на это посмотреть бы прокуратуре, которая должна следить за законностью: отстранённый судом от должности не должен выступать от имени власти. Или Глухова с Ховалыгом, а также прокуроров всех вместе взятых Дакаар Ооржак запугал, или всех прикормил, как рыбок в аквариуме?
Для сведения прокуратуры сообщаю, что в декабре 2009 г. в 12-м номере газеты «Серебрянка» (газета Муниципального образования п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна) Дакаар Ооржак сделал отчёт перед населением о проделанной работе. А ведь он под следствием – не может он ни работу проделывать, ни отчитываться за неё. Как говорят более грамотные жители посёлка (не в пример прокурорским работникам), подозреваемый в мошенничестве дискредитирует тем самым саму власть.
И вот что ещё надо бы знать блюстителям закона, указывают жители многострадального Каа-Хема, хотя Дакааром Ооржаком и занимаются следствие, суды да милиция, а он не только работает, но работает с выписанными больничными листами! Вообще, месячная заработная плата у него составляет более 70 тысяч рублей. Потому с сентября налогоплательщики Кызылского кожууна выплатили ему за два больничных листа более 100 тысяч рублей, по 50 с чем-то за каждый.
Вот и задаются вопросом, а не слишком ли дорого обходится посёлку Каа-Хем Ооржак Дакаар Майоович? А не пора ли плотнее заняться его бурной деятельностью и очень внимательно приглядеться к его биографии, к биографиям его родственников, которые плотно уселись в администрации п.г.т. Каа-Хем?
Очень вредная тувинка