60-летию тувинской журналистики посвящается |
Почём нынче журналисты?
Интересный вопрос: от чего зависит и сколько может стоить лояльность журналиста в таком регионе, как Тува, где журналистика существует уже 60 лет? Ну, наверное, это зависит от статуса и положения лица, желающего купить лояльность журналиста и от популярности этого самого журналиста в обществе. К примеру, если речь идёт о губернаторе, то в этом случае важно, что он из себя на самом деле представляет. Если он успешен и популярен, то добиться лояльности он может обыкновенной грамотой к Дню журналиста. Если же он славится в обществе алчностью, беспринципностью и непрофессионализмом, то речь, наверное, может идти от сумм, исчисляемых сотнями тысяч рублей. При этом личность журналиста – тоже фактор немаловажный. Если журналист печатается в известном популярном издании с солидным тиражом, если у него есть имя, то цена его лояльности может исчисляться миллионами. Если же журналист, что называется, «вышел в тираж», если о нём давно забыли читатели, и в силу этого он не в состоянии влиять на умы граждан, то красная цена такому журналисту – ломаный грош.
Впрочем, что абстрактно рассуждать об этом? Давайте рассмотрим конкретный пример.
На днях мы узнали, что на День Печати Глава республики Шолбан Кара-оол наградил группу журналистов и работников пресс-служб грамотами. Как сообщается, «за огромный вклад в динамичное развитие экономики республики». В основном это – труженики, работающие в государственных СМИ и пресс-службах госорганов. Наверное, потому и такие скромные награды. Оно и понятно – пусть скажут «спасибо» за то, что ещё дают возможность зарабатывать на жизнь. Их особо и ублажать нет смысла. Если что не так – выметут на улицу и фамилий не спросят. Да и не журналисты они, а так, пишущие рабы.
А с другой стороны, какое «развитие», какая «динамика» – спросите вы? Республика, благодаря деятельности Кара-оола, на последних местах в России по всем показателям, уровень жизни граждан за период его правления упал, и теперь доля жителей, проживающих за чертой бедности с 1/3 вырос до более чем половины. Но наши СМИ и пресс-службы без устали врут нам о мифических подвигах Шолбана Кара-оола на посту Главы республики. Вот за это он им и сподобился выдать грамоты – пусть повесят на стенку и радуются!
Кстати, перед ними опять маячат не лучшие времена – в связи с неэффективностью пиар-деятельности Кара-оол проводит очередную пертурбацию в области пропаганды. На базе государственных СМИ создаёт некий медиа-холдинг. В связи с чем 28 декабря все работники государственных СМИ получили на руки уведомления о грозящем увольнении. Брать их назад будут выборочно и не на те должности, какие они занимали ранее. К примеру, гл. редактор «Тувинской правды» Роман Тас-оол уже не будет «главным» – ему предложат место «выпускающего редактора» со значительно меньшим окладом.
Пытаясь задобрить Главу, журналисты выдали ему входной билет в «Союз журналистов». Теперь Шолбан Кара-оол как бы стал числиться журналистом, хотя за всю свою жизнь, наверное, не написал ни одной маломальской статейки. А отношения со СМИ имел только раз, когда выступил соучредителем газеты «РИСК».
Впрочем, официальный статус не всегда добавляет авторитета. К примеру, Шолбан Кара-оол, имея базовое образование лектора марксизма-ленинизма после окончания философского факультета, как-то умудрился приобрести статус кандидата наук. Правда, не философских, а почему-то экономических наук, якобы защитив диссертацию, темой которой было бюджетное финансирование деятельности субъекта федерации. Однако мало кто верит в экономический гений этого субъекта – развал экономики и критическое состояние финансов республики во время его правления не позволяют считать его учёным, тем более, в области экономики. Думается, что и журналистом его тоже никто не признает.
Но тут интересен один факт: поручителем при награждении Кара-оола выступила зам. председателя «Союза журналистов Тувы» Надежда Антуфьева. Это она заметила в Шолбане Кара-ооле журналистский талант, и смело выступила за присвоение ему статуса журналиста. Что случилось с ней? Неужели она тронулась умом? Зачем ей нужно так позориться? И чем она так обязана Кара-оолу, что была вынуждена публично так оконфузиться?
И тут выяснилось, что у Антуфьевой действительно имеется перед Кара-оолом должок. К тому же не маленький. И образовался он не сегодня. Оказалось, что ещё 17 июля 2015 года наш Глава выдал редакции газеты «Центр Азии», которой с 2003 года единолично владеет Антуфьева, грант в размере 600 тыс. рублей. На сайте размещена информация о том, что редакция получила грант «за плодотворное систематическое неустанное информирование читателей об общественных и экономических преобразованиях в Республике Тыва». И я задался вопросом: а насколько это соответствует действительности? Неужели Надежда Мухарбековна настолько «плодотворно», «неустанно» и «систематически» несёт в массы правду «об общественных и экономических преобразованиях в Республике Тыва»?
Честно говоря, не брал в руки газету «Центр Азии» давно. Газета неинтересная, без огонька. Даже с такими изданиями, как «Тувинская правда», не способна конкурировать. Но известия о гранте заставили меня поинтересоваться этим творением Антуфьевой. Учреждена она была 2 февраля 1991 года. Соучредителем выступили городские власти Кызыла. Тираж газеты в 20 полос в 90-е годы доходил до 12 тыс. экземпляров. В 2003 году мэр г.Кызыла Донгак вышел из состава учредителей «ЦА», подарив Антуфьевой городскую долю в газете. Одновременно мэрия прекратила финансирование издания. У Антуфьевой начались проблемы. И она приняла решение идти на поклон к новому премьеру Тувы Кара-оолу, не отвергая финансовую помощь и других лиц. В связи с чем получила меткую шутливую кличку «Mädchen für alles» – девочка для всех. С подачи президента Путина теперь в России их называют «женщинами с пониженной социальной ответственностью».
Дружба с властью для газеты не прошла даром – тираж газеты стал стремительно падать. В результате еженедельник теперь выходит 3-4 раза в год объёмом в скромные восемь полос шестнадцатым шрифтом. При этом половина газеты занята фотографиями. Некогда многотысячная аудитория любителей «Центра Азии» скукожилась до 250 читателей. Так что вести речь о «плодотворном систематическом неустанном информировании читателей» еженедельником, выходящим не чаще раза в квартал, да ещё смешным до колик тиражом и объёмом в восемь полос, из которых половина – фотографии, может только такой фантазёр, как Шолбан Кара-оол. Ну, а вещать про «общественные и экономические преобразования» в республике после прихода к власти Кара-оола – это вообще себя не уважать... Но именно за эти «заслуги» Шолбан Карав-оол выдал редакции газеты «Центр Азии» из тощего тувинского бюджета 600 тыс. рублей. И, конечно же, не за декларируемые «достижения» редакции под управлением Надежды Антуфьевой.
Я подсчитал, что, учитывая объём газеты и периодичность, с какой она выходит, Глава правительства Тувы профинансировал деятельность Антуфьевой аж на 10 лет вперёд! Так что ей придётся хвалить Кара-оола, как минимум, до 2025 года, если он за это время не выделит ей очередной грант за мифическое «плодотворное систематическое неустанное информирование читателей об общественных и экономических преобразованиях в Республике Тыва». Полагаю, что, выдавая грант за несуществующие успехи, Глава республики, скорее всего, попросту покупал лояльность редактора Надежды Антуфьевой, оценив её в 600 тыс. рублей. Антуфьеву эта цена устроила, и она надолго засунула свой некогда острый язычок во всем известное место.
Поверьте, мне не так жалко бюджетные деньги, на которые власти покупают продажных журналистов, сколько этих самых журналистов, вынужденных ежедневно кривить душой. Я знаю, что для настоящих журналистов, таких, как Анна Политковская, Юлия Латынина или Елена Масюк, свобода слова – главное условие жизни. Их невозможно купить ни за какие деньги. А те, кто продался хоть раз, обречены на унижения до конца своей жизни. Да, власти будут кормить их подачками, но уважения у людей это никогда не вызовет. Я знаю, как журналисты правительственных СМИ завидуют своим коллегам из независимых СМИ, которые свободны в выборе тем и оценок. Видел неоднократно, с каким пиететом они относятся к свободной журналистике. Знаю не понаслышке, как власти преследуют тех, кто осмелится писать правду. Самый живой пример – отношения между Главой республики Шолбаном Кара-оолом, в компании пьяных подельников изувечившего охранника боулинг-клуба «Страйк», и журналистки Аллы Донгур-оол, осмелившейся публично через СМИ об этом сообщить широкой аудитории. Мало того, что Кара-оолу удалось через Верховный суд Тувы протащить решение по осуждению её за распространение недостоверной порочащей информации, он ещё инициировал уголовное преследование по очевидно надуманному поводу. Более того: ему удалось через продажных дознавателя, зампрокурора г. Кызыла и судей Тувы протащить обвинительный приговор в отношении журналистки. Благо, этот криминальный беспредел пресёк Верховный суд России, куда обратился опытный профессиональный адвокат А.Язев. В настоящее время следственные органы разбираются в степени вины дознавателя Хэ, зампрокурора Ямбиль и судьи мирового участка Хоз-оол при незаконном возбуждении, расследовании и вынесении заведомо незаконного обвинительного приговора.
Однако в данном случае нам важно другое. Невозможно понять, как может руководить регионом подлец, совершивший преступление и обратившийся в правоохранительные органы и суд о привлечении к ответственности журналистки, сообщившей о нём правду? И как можно оценить действия журналистского сообщества региона, принявшего в свои ряды никогда ничего не писавшего негодяя, к тому же неудачно пытавшегося засудить журналистку? Что это за подозрительное единство вельможного мерзавца с бесхребетным журналистским сообществом? Что это за люди? Кого они представляют и кому служат?
Но об этом – в другой раз. До встречи.
Кондрат Пчёлкин