Есть мнение |
Недопуск Навального на выборы: Кремль его боится?
Центральная избирательная комиссия отказалась регистрировать Алексея Навального в качестве кандидата в президенты 25 декабря. В ЦИК заявили, что у оппозиционера есть непогашенная судимость по делу «Кировлеса».
30 декабря Верховный суд признал законным решение Центральной избирательной комиссии. «Верховный суд России не находит оснований для удовлетворения указанных требований», – заявил судья.
6 января Верховный суд России отклонил апелляционную жалобу основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального на решение Центризбиркома о его недопуске на выборы президента России.
Юрист ФБК Иван Жданов сообщил, что решение апелляционной коллегии Верховного суда оставить в силе решение первой инстанции того же суда было «ожидаемым». Он сообщил, что ФБК намерен добиваться дальнейшего обжалования и готов пройти все юридические процедуры.
Алексей Навальный ранее заявил, что в случае недопуска на выборы президента будет призывать к «забастовке избирателей».
Антон Орехъ: Никто не питал иллюзий
Ну вот нет у людей фантазии. Не могут дать волю воображению.
Я понимаю, что Навальному для того и нашлепали судимостей, чтобы в нужный момент не пустить его на выборы. Все это понятно. Но почему бы не рискнуть? Если бы Алексея Анатольевича зарегистрировали и дали ему поучаствовать в выборах, он набрал бы процентов 5 максимум. При всем моем уважении и при всем моем желании именно за него и проголосовать. Ну, хорошо, пусть не 5%, а 8. Ну и что?
Власти сами себе создают проблемы, сами создают героев и кумиров оппозиции. При нынешнем раскладе Путин вообще может не вести никакой агитации, никакой предвыборной кампании – и все равно выиграет в первом туре. Но природа нашей власти такова, что она органически не принимает никаких других точек зрения. Никакой настоящей оппозиции она потерпеть не может. Может быть сколько угодно Жириновских, Мироновых и даже Грудининых, но не должно быть ни одного Навального. И чем больше они называют его проходимцем, тем больше я понимаю, что он задел их всех за живое. Чем упорней они отказываются хотя бы просто произнести вслух его фамилию, тем отчетливее я понимаю, что они его боятся. Как будто произнеся это имя, они моментально поставят его рядом с собой на одну доску. Значит, есть что ставить. Значит, в том, что он говорит, больше правды, чем им хотелось бы. И значит, они реально подозревают, что его идеи могут собрать массы избирателей.
Один раз Навальному уже дали поучаствовать в выборах мэра Москвы, и результат, который он получил, судя по всему, никого в Кремле не обрадовал. Решили больше не экспериментировать. Хотя опять-таки, в масштабах страны московский успех повторить было бы нереально.
Но теперешний отказ в регистрации в сущности ничего не меняет. Никто не питал иллюзий, и сам Навальный в первую очередь. Никто не рассчитывал, что Навальный выйдет и выиграет. Для Алексея главным было именно участие. Он провел мощную кампанию, и смог донести до очень многих людей свои мысли. Ничто не мешает ему продолжать эту кампанию и дальше, вне зависимости от решения ЦИК.
Эта кампания не столько предвыборная, сколько агитационно-просветительская. Потому что огромное число наших сограждан реально не представляют, в какой стране живут, и кто этой страной правит. И перемены в стране зависят не от того, кто будет баллотироваться и сколько процентов получит. Перемены наступят тем скорее, чем больше граждан России поймут, что в нашей стране происходит.
Насчет членов Центризбиркома у меня особых иллюзий не было. Были сперва какие-то надежды на Эллу Александровну, но после теперешнего выступления про нетрудовые доходы и оболванивание молодежи, я могу сказать, что ее карма отравлена навсегда. Видимо, место работы у нее ядовитое.
Глеб Павловский: Провал экзамена на разумную политику и упадок компетенции
Вопрос о возможности регистрации Навального – это очень серьезный политический вопрос. Я бы даже сказал, в каком-то смысле экзамен. Причем экзамен не на какие-то революционные действия, а всего лишь на разумную политику. И этот экзамен провален.
Его можно было зарегистрировать, и, в общем, вряд ли он бы поднялся выше 5-7%. Все это говорит о том, что в администрации нет политически мыслящих людей. Это очень серьезный упадок компетенции у руководителя администрации, у направления внутренней политики – Кириенко [замглавы администрации президента Сергей Кириенко], Вайно [глава администрации президента Антон Вайно]. Либо они контролируются какой-то группой в окружении президента.
Но, в общем, решение плохое, потому что электоральная забастовка – это более неприятная вещь и для легитимности выборов, и, честно говоря, даже для самой их легальности, которая будет под сомнением.
О позиции Ксении Собчак:
Не думаю, что ее ситуация неудобна. Ее ситуация прояснилась. Ксения Собчак заявляла, что она поддерживает регистрацию Навального и даже требует ее. Она может это повторить.
Мне кажется, неправильно, если бы она снялась с выборов. Она исполняет важную функцию, которую Навальный исполнять не может. Она транслирует внутрь этой официальной картонной предвыборной кампании темы, проблемы, образы из сферы общественной, сферы, где уже год идет предвыборная кампания. Она – окошко, транслятор между официозом и общественными дебатами, которые, между прочим, будут продолжаться.
Не надо думать, что нерегистрация Навального может остановить общественную предвыборную кампанию. Она будет продолжаться. Думаю, что она будет становиться только сильнее и радикальнее.