Обзор прессы |
ДОРОГУ В АБАЗУ СКОРО НЕ ЖДИТЕ
Как сообщила «ТП», «директор ФГУП ВГТРК ГТРК «Тыва» Андрей Чымба» ни с того ни с сего «поинтересовался» у «Главы Тувы Шолбана Кара-оола», который приходится ему родственником и у которого он ранее служил в должности пресс-секретаря, «перспективами дорожного строительства». Он вспомнил, что когда-то «летом во время поездки в Монгун-Тайгинский район Тувы» Кара-оол написал, что «хорошо было бы построить дорогу» «с направлением на Кош-Агач в Республике Алтай». А теперь люди всё чаще спрашивают «о состоянии дороги Ак-Довурак (Тува) – Абаза (Хакасия)», которую уже закрыли.
В связи с этим вопрос: «эти две дороги, Монгун-Тайга (Тува) – Кош-Агач (Республика Алтай) и Ак-Довурак (Тува) – Абаза (Хакасия), имеют ли вообще перспективы развития?». На что премьер Тувы ответил: «дорога в Тере-Холь имеет статус региональной, поэтому не попадает в перечень новых дорог». А потому перспектив её строительства нет. Что же до дороги Абаза – Ак-Довурак, то «этот участок автомобильной дороги является аварийным, здесь запрещены пассажирские перевозки, невозможны автобусные сообщения». Более того: «мосты на ней в аварийном состоянии». Тем не менее, «дорога в Абазу для нас остается приоритетом. Мы хотим ее сделать нормальной», поскольку, «если мы будем иметь дорогу хорошего качества по направлению из Ак-Довурака (Тува) в Абазу (Хакасия), то в этом случае выиграет наша западная Тува».
Но у республики на это нет средств. В связи с этим Кара-оол начал переговоры «с главой Хакасии Виктором Михайловичем Зиминым по вопросу финансирования его регионом данной дороги». Правда, безуспешно, хотя Зимин мог бы и раскошелиться, «преимущественно ею пользуются хакасские предприниматели, которые везут нефтепродукты в Монголию». А пока Кара-оол поручил «министерству транспорта с «Тываавтодором» «поискать инвестиции для улучшения её состояния». Но пока результат нулевой: «увлекшись новыми дорогами, рискуем забросить уже имеющиеся».
Как известно, «в республиканском Дорожном фонде 800 млн. рублей» – «не такие уж и большие деньги», учитывая сложившуюся за последние 10 лет практику воровства бюджетных средств «на входе». Так что, судя по всему, у Кара-оола «амбиции большие», а карман – дырявый. Желания много, толку – ноль. Умеет только обещать, а исполнять обещанное не привык. Теперь у него виноваты хакасские предприниматели и Зимин. Ну что про него скажешь? Бедолага.
ТУВИНСКИЙ МАНИЛОВ СГОНЯЛ В ПОДНЕБЕСНУЮ
Чем хуже дела обстоят в республике, тем охотнее премьер Тувы Кара-оол ездочится за её пределы. Только что без толку сгонял во Владивосток, затем зачем-то попёрся в Китай, хотя любому понятно, что такая поездка губернатора, которого не сегодня-завтра заменят – пустая трата времени.
«ТП» вышла с аншлагом: «Госкомитет по развитию и реформе КНР поддержал предложение главы Тувы о создании российско-китайско-монгольской рабочей группы». Сразу напрашивается вопрос: причём тут какой-то комитет «по развитию и реформе КНР». Мы что, собираемся реформировать Китай? Оказалось, что наш «Шолбан Кара-оол, находящийся с рабочим визитом в Китае», добился встречи с неким «заместителем директора департамента развития западного региона Государственного комитета по развитию и реформе КНР», своеобразным старшим помощником младшего дворника, и обсудил с ним некие «перспективы сотрудничества» в рамках принятого ещё в 2016 году плана «создания экономического коридора, подписанного главами России, Китая и Монголии в Ташкенте», но застрявшего в исполнении государствами. Там, в частности, шла речь о «возможности организации авиаперевозок и развития автомобильного сообщения между российской Тувой и городами КНР».
Если верить заявлениям нашего премьера, китайский партнёр в ответ «поддержал предложение главы Тувы создать трёхстороннюю российско-китайско-монгольскую рабочую группу», которая изучит вопрос. Более того, Кара-оол заявил, что якобы «Китайская сторона заинтересовалась проектом строительства Россией железной дороги Кызыл – Курагино» до такой степени, что «попросила предоставить по дипломатическим каналам проектную информацию для ознакомления и оценки специалистами возможностей участия Китая в строительстве тувинского ответвления Транссиба». Из чего стало понятно, что интерес Китая к нашему проекту строительства железной дороги «Курагино-Кызыл» носит характер чисто познавательный. И никаких перспектив участия Китая в его реализации не просматривается. Так что Байсаров может спать спокойно – его «другу и соратнику» Кара-оолу никакого конкурента затащить в республику не удастся, по крайней мере, в ближайшие 20 лет.
Нужно быть большим балбесом, чтобы надеяться на такое чудо, как строительство Китаем железной дороги в России. Стратегия КНР проста и состоит она в том, что, если кто-то хочет поставлять свои природные ресурсы в Поднебесную, пусть логистику выстраивает сам и за свой счёт. Китай даже кредитовать строительство газопровода «Сила Сибири» из России не согласился, а уж строить железную дорогу «Курагино-Кызыл» точно не собирается. В крайнем случае, будет ввозить якутский уголь через Наушки и Монголию по готовой магистрали.
Да и вообще: пытаться что-то согласовать с каким-то заместителем какого-то там департамента в провинции Китая – большая наивность, присущая нашему премьеру. Он, видимо, просто не понимает, чем занимается. Или просто напоследок дует из себя фигуру международного масштаба, на деле являясь пигмеем дотационного маленького региона.
ГОРА РОДИЛА МЫШЬ
Есть в России такая общественная организация – Общероссийский Народный фронт. Создан он властью для того, чтобы тот его критиковал. Вежливо, озираясь и боясь обидеть. Этакий подхалимский государево-общественный междусобойчик. Для видимости. На всякий случай. И вот эта подхалимская контора «в рамках всероссийского мониторинга «Качество повседневной жизни» уже в который раз «провела рейд по заброшенным объектам Кызыла».
Как сообщает «ТП», активисты «посетили и знаменитые руины бывшего мелькомбината», превращённые в катакомбы ещё в бытность нынешнего премьера Тувы Ш.Кара-оола первым заместителем Ш.Ооржака. По-видимому, у активистов небогато с мозгами. Поэтому «руины бывшего мелькомбината» они подвели под определение «опасный недострой».
Кроме этого они обратили внимание на «долгострой по улице Красных партизан», брошенный протеже Кара-оола «Водным миром». «Недострой между домами Красных партизан, 3 и 7, по большей части, сегодня являет собой голый каркас – кирпич уложен лишь на первых этажах». «Его возведение началось в 2012 году, а окончание планировалось к столетию города». Говорят, что треть здания должна была отойти премьеру Тувы за выделенный земельный участок. Но, видимо, Пережогин и Кара-оол не сумели поделить лакомый пирог, и стройка встала, создавая опасность для детей. «Именно для детей, считают в ОНФ, заброшенные стройки представляют наибольшую опасность». Такую же позицию занимает и «руководитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» «Александр Буланкин»: «дети, которые здесь будут играть, в вечернее время могут запнуться, упасть и в лучшем случае отделаться переломом». «Помимо детей, на таких недостроях любят собираться всевозможные асоциальные личности и лица без определённого места жительства». К тому же «этот «металлический скелет» явно не украшает набережную». Он «должен был быть законсервирован, тем не менее, этого не случилось». Теперь «кладка кирпичей первых этажей хищно ощетинилась арматурой», бросая вызов обществу.
Но, к сожалению, эти объекты не единичны. К примеру, ещё со времён, когда Кара-оол трудился в правительстве Ооржака, стоит заброшенным недострой «панельного дома в другой части города – в «Южном», на Ангарском бульваре, картина ещё печальнее: грязь, запустение, мусор, бутылки, – и всё это буквально в двух шагах от пятой школы». Его «строить начали в 90-е. Спустя пару лет строительство прекратилось, чуть позже было возобновлено, однако и в этот раз работы на объекте долго не продлились».
Впрочем, как оказалось, активисты ОНФ «не ставят целью добиться завершения строительства» этих объектов. Их роль гораздо скромнее: им «важно, чтобы их законсервировали по всем правилам, обеспечили охрану, и попасть на них детям было невозможно». Что же до «руин бывшего мелькомбината, их консервировать смысла нет, их надо сносить», поскольку «здание пребывает в полуразрушенном состоянии – часть стен обрушена, некоторые конструкции развалены». Однако «снос такой махины, как мелькомбинат, сопряжён с большими финансовыми затратами, требует привлечения высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующую лицензию, поскольку речь идет о подрывных работах». Кара-оол о необходимости сноса руин говорит уже почти 10 лет, однако, как говорится, воз и ныне там. Поэтому требуется «для начала территорию мелькомбината хотя бы огородить», – резюмирует Буланкин.
РОССИЙСКАЯ ПОЛУПРАВДА О ТУВИНСКОМ ВОРОВСТВЕ
Как известно, федеральная «Госпрограмма по переселению из аварийного жилья в России, начатая в 2013 году, финишировала 1 сентября 2017 года». «Реализация этой программы вскрыла ряд проблем в строительной и других отраслях, к примеру, в таких специфических регионах, как Республика Тува». Об этом и не только поделился «политолог Дмитрий Орлов» «агентству «Интерфакс-Сибирь».
Он сообщил, что правительству России «дано поручение выработать постоянно действующий механизм расселения аварийного жилого фонда и запустить его с 1 января 2019 года». Таким образом, Тува, провалившая программу переселения, останется без федерального финансирования как минимум до начала 2019 года. Хотя в целом итоги неплохие – «около 1 миллиона граждан в целом по стране переселено из аварийного жилья». Но «ещё столько же нуждается в новых квартирах». Среди отстающих регионов, кроме Тувы, числятся «Карелия, Амурская область и Еврейская автономная область». Там уже поменяли губернаторов за провал программы. Держится только Ш.Кара-оол, хотя в Туве – самое тяжёлое положение с реализацией.
При этом следует иметь в виду, что «для Тувы, в частности, эта программа – единственная возможность построить новое жильё». Но она по официальным сведениям «выполнена лишь на треть», а фактически, без приписок – только на 14%.
Орлов говорит про какую-то специфику, мешающую правительству Тувы строить жильё, не называя её. Хотя название этой объективной причины – простое. Воровство. При строительстве жилья по программе переселения было украдено более миллиарда рублей, в связи с чем правоохранительные органы возбудили и расследуют 56 уголовных дел. Несколько министров строительства, начальников УКСа и ГКУ «Госстройзаказ» находятся под следствием и арестом. Некоторые уже осуждены. Но воровство продолжается. Правоохранители часто вместо ареста чиновников маринуют под арестом руководителей подрядных организаций, в связи с чем многие стройки встали. В таких условиях строить просто невозможно. Но Орлов об этом почему-то не говорит. И кому выгодна такая полуправда?
СВАЛКИ ТУВЫ: МУСОР ЕСТЬ, А ПОЛИГОНА НЕТ
О мусоре в России говорят много и со вкусом. Жаль только, что от этого ничего не меняется. Ситуация в Туве – аналогичная. «Мусор растёт, растёт, и горы мусора сметают нашу экологию». И «скоро нам придётся с горечью признать, что действительно экологически чистых мест в Туве очень мало». Активисты ОНФ пытаются как-то влиять на ситуацию, только толку от них – никакого. «Отходов становится всё больше, а полигона в Туве по-прежнему нет». Мало того: «пока не готов даже проект будущего полигона». Между тем единственный в Туве официальный полигон «был закрыт решением суда». Но это ничего не изменило.
Власти «планируют создание двух межмуниципальных комплексных полигонов – в Кызыле и Ак-Довураке». Обещают выделить «на строительство полигонов около 250 млн. руб.». Деньги вроде немалые. «Финансирование предполагается с 2020 года». Только нужно в разы больше – уже сейчас «строительство одного полигона стоит около 350 млн. руб.». А через пару лет нужно будет много больше. Наши власти почему-то «собираются за 250 млн. построить два полигона»... «Финансирование начнётся с 2020, два-три года... в общем, ещё пять лет точно мы будем активно засорять окружающую среду». Наивные ребята – половину денег украдут ещё «на входе».
А ситуация очень серьёзная. На территории Тувы «83 стихийных свалки», из которых в Кызыле – «59 стихийных свалок». Поскольку полигона нет, новые свалки появляются повсеместно. И все их – не пересчитать.