Обзор прессы |
ДВА БАЛБЕСА ОРГАНИЗОВАЛИ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ...
Такой вот простой незамысловатый вопрос: зачем нам нужна власть? Чтобы она воровала наши денежки? Измывалась над нами? Мешала нам работать и жить по-человечески? Чтобы семьи чиновников жили в роскошных коттеджах и отдыхали на Багамах? Да нет, конечно, не для этого. К примеру, мэр и мэрия нам нужны для того, чтобы город был уютным для его обитателей. Чтобы было нестрашно ходить по улицам, чтобы своевременно вывозился мусор, освещались, убирались и ремонтировались дороги, по которым регулярно по заранее утверждённому графику двигался общественный транспорт, на котором граждане всегда без забот могли добраться на работу, учёбу, в детский сад, к родственникам и друзьям, наконец. А губернатор и его правительство нужны для того, чтобы денег на всё это хватало, и никто их не воровал. Понятно, да? Кому не понятно? А непонятно, скорее всего, мэру Кызыла Хаваныку и его брату-губернатору Шолбану.
Не будем рассказывать, как эта парочка разбила городские дороги и завалила столицу мусором, не станем рассказывать, почему мы боимся, как стемнеет, выходить на улицу. Сегодняшняя тема газетных публикаций – транспортная. Граждане возмущены и спрашивают правительственную «ТП»: почему «уехать невозможно, все маршрутки забиты!»?
Кызылчане умоляют власть: «Опубликуйте, наконец, расписание городского транспорта», а то невозможно узнать, когда же пойдёт автобус на «дачи, в «Спутник» или Дальний Каа-Хем». И, вообще, непонятно: «как город намерен справляться с таким количеством пассажиров»? Мэр Хаванык посчитал отвечать на подобные вопросы ниже своего достоинства и перепоручил это своему клерку – «Н. Алдачи». Тому самому, что в своё время развалил «Тувахлебопродукт», а ещё до этого получил судимость. Ни для кого не секрет, что если человек слабо разбирается в том деле, на которое он когда-то учился, то в других делах не разбирается вовсе. Так что «мукомол» Н. Алдачи, скорее всего, разбирается в организации общественного транспорта не лучше, чем мэр Ховалыг – в управлении городом. А проще говоря, не больше, чем свинья в апельсинах. Поэтому читать ответ Н. Алдачи было одновременно смешно и горько.
Его спрашивают о расписании движения городского транспорта, а он несёт ахинею типа: «с 1 сентября департамент городского хозяйства мэрии договорился с владельцами частных автобусов о выходе дополнительных единиц техники». Ну, во-первых, никаких «дополнительных единиц техники» на улицах Кызыла не видно, а во-вторых, спрашивали его про «расписание городского транспорта».
И тут одна особенность: расписания никто в глаза не видел, однако Н. Алдачи, не моргнув глазом, чешет: «автобусы курсируют согласно расписанию», но они почему-то «ездят почти пустые». И во всём виноваты сами горожане, которые «почему-то предпочитают садиться в маршрутки, хотя видят, что они уже переполнены», игнорируя автобусы, в связи с чем «водители автобусов, дабы не возить «воздух», начинают нарушать график».
Да и вообще, как считает Н. Алдачи, мэрии Кызыла достался откровенно ленивый и тупой народ. Вместо того, чтобы «выйти пораньше, просчитав время на ожидание автобуса», и тем самым «немного снизить напряжённость пассажиропотока», они хотят ехать тогда, когда хотят... Так что именно из-за нерадивости народа в этой части «ситуация остается напряжённой».
Впрочем, как оказалось, Н. Алдачи – не конченный идиот и в глубине души понимает, что «для полного снятия проблемы необходимы более кардинальные меры», и «без поддержки республиканских властей городу не обойтись», поскольку мэрии необходимо увеличивать парк автобусов. И то, что сейчас «рассматривается вопрос приобретения для столицы двух автобусов», поможет снятию проблемы, как мёртвому – припарка.
В связи с этим так хочется задать главному городскому балбесу простой вопрос: когда мэрия закупала два автобуса на межгород и отдавала его не в пассажирское АТП, а в «Благоустройство», он о чём думал? И, вообще, как он довёл ПАТП до банкротства? И зачем взял на работу мельника Н. Алдачи, понимающего в городском хозяйстве ещё меньше, чем он сам?
ПОЧЁМ НЫНЧЕ УГОЛЁК?
Кто знает, как стать хорошим, ничего не делая приличного? Известен анекдот, когда одному жаловавшемуся на плохую жизнь мужику дали на постой в дом вонючего козла. Подержали его там, помучили, а когда забрали, мужик с облегчением вздохнул: ну, так жить можно... Похоже, по такому принципу зарабатывает авторитет и наша сегодняшняя тувинская власть.
До получения премьерства Кара-оолом уголь Каа-Хемского разреза стоил 600 руб. за тонну и был доступен для всех желающих. Кара-оолу очень быстро удалось сломать такую «неправильную» ситуацию. И теперь тонна угля стоит под 3 тыс. рублей, да и купить его – большая морока. Впрочем, теперь тоннами мало кто покупает – больше мешками. И обходится он желающим уже под 6 тыс. рублей за тонну. Как говорится, спасибо Кара-оолу за нашу счастливую жизнь! Да и бедных в республике прибавилось: даже по официальной статистике – в полтора раза. Так уголь для большой части населения республики стал подарком недосягаемым.
И тут как тут – сам наш замечательный Кара-оол с благотворительной инициативой по бесплатной выдаче «социального угля» «многодетным семьям с пятью и более детьми» – по две тонны на семью. Хотя на зиму нужно 8-10 тонн угля. Издевательское решение «о новом виде социальной помощи было принято Шолбаном Кара-оолом 8 июля, в День семьи, любви и верности». Вопрос другой: а как им покупать оставшиеся 8 тонн? Где денег на уголь взять другим малоимущим гражданам?
А может, всё-таки позаниматься с хозяевами разреза, к числу которых, как поговаривают, относят и Кара-оола с Шойгу, да и привести цену угля в соответствие с затратами и на уровне цен у соседей? Может, тогда и благотворительностью заниматься не придётся?
1 СЕНТЯБРЯ? С ЧЕМ ИДЁМ В ШКОЛУ?
Вряд ли кто будет спорить с тем, что в России по Конституции гарантировано бесплатное образование. Правда, в жизни всё гораздо более суровее. На практике шаг шагнул – плати. Государство раздувает военные расходы и сокращает финансирование по социальным статьям, в том числе и на образование. Директоры и преподаватели школ находятся между молотом и наковальней: прокуратура запрещает поборы, а министерство образования, мило улыбаясь, предлагает искать выход самим...
В связи с наступлением учебного года, «школьная тема на прошлой неделе была самой популярной». «На одном из официальных сайтов была опубликована новость, что в школах и садах республики запретили собирать с родителей деньги». И, «если у вас требуют средства на ремонт школы, на книги, на игрушки, на канцтовары и т.п. расходы, обращайтесь напрямую в Министерство образования и науки РТ». Хотя министерство «на самом деле ничего не выделяет». Поэтому «школы сейчас просто выживают».
Родители и учителя никак не могут разобраться: школьные учебники и тетради должны быть бесплатными или нужно собирать деньги и закупать? Учителя говорят родителям, «чтобы они докупали сами учебники и рабочие тетради, мол, нет в библиотеке». Родители, что посостоятельнее и мудрее, уже пошли в магазины. Остальные ждут, что будет дальше, и надеются на «авось».
А тут еженедельник «ПИ» ущучил ещё одну тему – приём на работу педагогов по «конкурсу на соискание работы, который проходил в Министерстве образования Тувы среди учителей». Отбор проводили «члены жюри, в состав которого входил и министр образования РТ». То, как проходил конкурс, повергло участников в шок. Жюри, «даже не дослушали до конца» конкурсантов, «постоянно перебивали», не давая договорить. Сложилось впечатление, что не только простые члены жюри, но и «министр, наверное, не понимает, как трудно живут и работают учителя». «Все были возмущены таким поведением чиновников» и особенно тем, что всем этим бардаком руководила сама министр.
В связи с этим вспомнились старое доброе время министра Морозова, каким «оно было близким к людям и их нуждам». Сама собой напрашивалась мысль, что этот конкурс – просто фарс. Организованное министром «данное мероприятие «проплаченное», и проводили его для «галочки» и демонстрации демократии и плюрализма, хотя итог был им известен заранее.
Впрочем, что тут нового? Наверное, и сама министр в своё кресло пролезла с заднего хода. По крайней мере, те способности, что она демонстрирует сегодня, убедительнее всего говорят, что при честной конкуренции ей министром стать было бы невозможно.
ДЫМ ОТЕЧЕСТВА...
Автор публикации рассказал, как один его «приятель каждый год собирается бросить курить в мае». Точно также власти Кызыла вспоминают про знаменитую кызылскую сажу каждую осень, когда «в Кызыле начинается отопительный сезон». «А вместе с ним смог и сажа».
Данные учёных шокируют: «в Кызыле предельно допустимая концентрация сажи в воздухе в разы больше нормы». Аналогия между тем парнем и властями полная: как этот приятель не может бросить курить, точно также мэрия г.Кызыла не может приступить к разрешению проблемы загазованности Кызыла. А тем временем «сажа и постоянная дымовая завеса над городом в отопительный сезон – стали уже притчей во языцех».
Городской Хурал, мэрия Кызыла и «глава региона Шолбан Кара-оол» в один голос блажат: «Кызыл не должен превращаться в деревню». А он превращается всё больше и больше. «В Кызыле растёт заболеваемость органов дыхательной системы». Все это признают, но никто ничего не делает и не решает «эту застарелую проблему».
Раньше, с лёгкой руки Кара-оола, бытовало мнение, что «загрязняет воздух Кызыльская ТЭЦ». Однако выяснилось, что это не так: «на Кызыльской ТЭЦ применяется особый способ сжигания – пылеугольный. Уголь перед сжиганием размалывается в пыль. Такой способ приводит лишь к выбросу золы, которая фильтруется мощной очистной системой». «Основным источником загрязнения воздуха в столице является частный сектор». Загазованность и сажу воздушному бассейну Кызыла в основном приносят «8000 частных домовладений», ежегодно сжигающих «40 тысяч тонн угля» и «200 котельных юридических лиц».
Пока в мэрии разглагольствуют на тему, как «изменить градостроительную практику» и перепланировать «микрорайон «Шанхай», где сосредоточена значительная часть частного сектора Кызыла», ситуация с загазованностью Кызыла ухудшается. Можно было бы перевести отопление частных домов на газ, но где взять этот самый газ? Наши балбесы не в состоянии обеспечить газом даже многоквартирные газифицированные дома.
«Идея спасения от сажи родилась... 30 лет назад». Помнится, усилиями тех властей республики «в 80-х годах в Кызыле и райцентрах были закрыты малые котельные». Теперь они расплодились повсеместно. И это несмотря на то, что «ещё в 1986 году учёные Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов разработали несколько перспективных проектов по глубокой переработке углей Улуг-Хемского бассейна». «С первых научных разработок специалистов ТИКОПРа прошло тридцать лет. Их инициатор В.Котельников дорос уже до директора института, а уголь, как говорится, и ныне там. И сажа на месте. Зимою – в наших лёгких». Хотя, «по мнению учёных, затраты окупятся довольно быстро».
Кара-оол вроде бы занялся этой проблемой и даже выделил «в 2007 году» грант разработчикам «способа и разработка получения наноразмерного угля», но на большее у него запала не хватило. «Разработками учёных заинтересовались некоторые частные предприниматели, которые пока только планируют начать производство угольных брикетов». Но «назвать эти планы осуществимыми трудно», – заканчивает автор публикации.