Как предприниматели в регионах выживают в условиях кризиса
Российскую Федерацию намерены спасать от кризиса с помощью специального плана первоочередных мероприятий, подготовленного правительством. Полный текст распоряжения опубликован 2 февраля «Российской газетой». В антикризисном плане предусмотрена помощь бизнесу. Один из ключевых пунктов – расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, надежды на скорое спасение в регионах нет, малый и средний бизнес учатся выживать самостоятельно в новых условиях.
Вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев заявил, что во второй половине 2014 года у предпринимателей были негативные ожидания, но к концу года возник ажиотажный спрос, который увеличил обороты не только в крупном сетевом бизнесе, но и в малом. Но сегодня, по его словам, ситуация изменилась:
«В январе спрос на все резко упал, как в розничной торговле, так и в других сегментах бизнеса. Начались задержки зарплаты, которую не выплачивают, пока не рассчитаются заказчики, повысилась арендная плата. Теперь те, кто снимают помещения, вынуждены сокращать количество квадратных метров и уплотнять людей. Многие компании, которые раньше индексировали зарплату своим сотрудникам и выплачивали бонусы, в нынешнем году этого делать не стали. Повсеместно урезают расходы: экономят на приглашенных специалистах, канцтоварах, хозяйственных расходах. Пока сокращений нет, но они наступят уже в первой половине года, возможно, уже в феврале. Поставщики стали требовать предоплаты от 30% до 70%. Думаю, что многим надо переориентироваться на услуги и товары нижней ценовой категории».
Татьяна Гончарова, председатель Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей»:
Основная проблема для предпринимателей в основном в том, что снизилась покупательская способность населения, и в первую очередь от этого страдает малый бизнес. В моем бизнесе зарплата зависит от процента с выручки. Упала выручка, упала зарплата у сотрудников, выросли коммунальные платежи – в результате люди стали меньше тратить деньги, получается замкнутый круг. Кроме того, мы ожидаем в ближайшее время индексацию единого налога на 10% – по показателю инфляции, что тоже станет дополнительным бременем. Сейчас не идет речь о новых проектах – люди каждый рубль боятся потратить. Из-за снижения выручки предприниматели вынуждены сокращать людей – увольнения уже начались и в местных сетях фаст-фуда, и в малом бизнесе. Говорят, что безработица не выросла, но я вижу – ко мне приходят люди, спрашивают о вакансиях, а взять я их не могу.
Галина Смолева, директор ООО «Нива» (Березовский район, Пермский край):
Реконструкцию фермы мы начали уже давно. После того как побывала на фермах в Европе, мне захотелось купить доильный робот. Хотя затратила на него 9 млн. рублей, но выгода очевидна: вместо трех доярок работает одна (только присматривает за коровами). В результате человеческий фактор снизился, коровы к роботу привыкли, едят, пьют, гуляют на улице и ходят на дойку, когда захотят. В этом и заключается система добровольного доения. А я так решила проблему с кадрами. Одна работница справляется с 64 коровами, ее зарплата возросла, а надой увеличился на 20%...
Олег, бизнесмен из Нижневартовска:
У меня два направления бизнеса. Первое – строительство и производство стройматериалов, по нему закрыли все. Закрыли два перспективных направления, так как требовалось приобретение зарубежного оборудования. Сократили людей. На втором предприятии, работающем в сфере услуг (рекреация, общественное питание), мы сократили людей, их обязанности распределили среди оставшихся сотрудников без увеличения зарплаты. Сократили социальные расходы... Закрыли проекты по капитальному ремонту и развитию (включая покупку оборудования, в том числе, для замены изношенного). Если у населения только ощущения грядущего ухудшения экономики, то у предпринимателей, особенно мелких, нет времени на ощущения, они должны успеть максимально стряхнуть с себя наобещанные государством социальные гарантии для работников и подготовиться к удару государственной волны налогов.
Руслан Шеуджен, владелец кафе (Адыгея):
Главная проблема не в кризисе, а в эффективности смягчения государственного надзора. В реальности полностью отсутствует практика выноса контролирующими органами предупреждения за мелкие нарушения, не обязывающие выплату штрафа. Думаю, никто не будет спорить с тем, что подобные послабления крайне необходимы, особенно для новых участников коммерческой деятельности.
Латыпова Юлия Александровна, управляющий ресторана «Сайгон» (Сахалин):
В связи с удорожанием сырья, были вынуждены поднять цены в ресторане. Сократили несколько единиц персонала. Минимизировали бюджет на рекламу.
Барасби Шидов, частный предприниматель, Кабардино-Балкария:
Конечно, кризис заметно отражается на моем бизнесе. К примеру, французские и американские гибридные семена кукурузы подорожали сразу в два раза, повысилась цена на удобрения, на 30-40% ожидается повышение цен на гербициды. В этих условиях приходится перестраиваться, пересматривать свои планы. Теперь, видимо, придется покупать часть семян российского производства, а они заметно уступают по своим качествам зарубежным. Уже было составил смету строительства небольшого животноводческого комплекса, так и на стройматериалы цены выросли.
Виталий Листраткин, генеральный директор телекоммуникационной группы «Интерра» (Свердловская область):
Штат мы не урезаем, издержки как таковые тоже не сокращаем. Мы работаем на рынке широкополосных данных и работаем с конечным пользователем. А интернет сейчас – это почти социальная услуга, я его ставлю в один ряд с хлебом, продуктами – это то, что будут покупать всегда. Что касается издержек, напрямую пока не «щелкнуло». Единственное, что мы отметили – все оборудование, а оно у нас на 99% импортное, приходит с ценником на 60% выше, чем было 4 месяца назад. Это, безусловно, ударяет по карману. Я убежден, что каждый оператор связи уже подумал на тему повышения стоимости своих услуг, но интернет, особенно проводной, это очень конкурентная услуга. И тот, кто первым из участников рынка повысит цены, он таким образом продемонстрирует свою слабину...
Директор туристской компании «Дискавери» Инна Поддубровская (Хакасия):
Нам пришлось сократить внутренние расходы, однако, незначительно, и это касается в основном выездного туризма. По внутреннему туризму, несмотря ни на что, у нас прогнозы на предстоящий сезон очень хорошие. Это единственный год, когда заявки начали поступать уже в январе. Наши туроператоры делают уклон на развитие внутреннего туризма: подготовлены интересные программы по доступной цене. Сейчас люди уже в январе стараются запланировать свой предстоящий отдых и определиться, куда они поедут и за какую сумму. К сожалению, о повышении зарплаты сотрудникам в ближайшие полгода речи не идёт, но и штат мы сокращать пока тоже не планируем.
Андрей Ялбаков, генеральный директор компании «Солнечная энергия» (Республика Алтай):
Кризис очень ощутимо ударил по нашему бизнесу – мы ведь закупали солнечные панели, аккумуляторы, другое оборудование за рубежом, а сейчас цены на всё это выросли на 50-60%. Соответственно, увеличилась себестоимость нашей продукции, наших услуг... От запланированных ранее на год объёмов мы уже теряем 60 млн. рублей, клиенты просто отказываются от расходов...
Фермер Начын Ооржак (Тува):
Мы пока не совсем понимаем, как пройдёт этот сезон для сельского хозяйства. Думаю, будут большие трудности – нужны весной кредиты, но кредит, говорят, будет очень дорогим. А без кредита как весну отработать? Если худшие прогнозы оправдаются, то будем просто выращивать скот, о развитии хозяйств придётся на время забыть. О сокращении... Ну, что я вам о сокращении скажу – у меня же семья вся в хозяйстве работает, я же не могу семью свою сократить. Так что будем просто экономить.
Гендиректор рекламно-производственной компании «Своя марка» Степан Лебедев (Кемерово):
Кризис сильно сказался на нас. У нас нет ничего отечественного, весь рекламный бизнес зависит от рынка поставщиков, а поставщики привозят материалы из-за границы, а вот в России ничего для рекламного бизнеса не производится. Поэтому насколько вырос доллар, настолько мы и потеряли. Не то, чтобы доходы упали – рынок обвалился вообще. В Кемерово за последние полтора месяца закрылись четыре компании, которые занимались рекламой. Зарплаты у сотрудников уменьшились: на 40% у менеджеров, на 20% – у дизайнеров, на 15% – у монтажников. Впервые за всю историю в этом месяце компания ушла в минус. Что будет дальше – пока непонятно.
Мария Андрианова, владелец продуктовых магазинов (Якутия):
Пришлось сократить ассортимент. Причиной является снижение покупательской способности и сложности в расчетах с поставщиками. Большинство поставщиков перешли на отгрузку за наличный расчет, а не с отсрочкой на неделю, как это было раньше. Поэтому мы берем по минимуму и только самое востребованное. Выручка упала в два раза. Штат уже сократили вдвое. От планов отказываться пока не собираемся, так как верим в то, что ситуация изменится в лучшую сторону ближе к лету.
ИА «Regnum»
(в сокращении)