Литературная среда |
У лесной речки
Моет студёная вода высокий берег. А в береговой глине – серое осиное гнездо. Ос много, и все они золотые, нарядные. Жжу-жжу – так и сверлят воздух. В гнездо добычу несут, из гнезда – мусор всякий: то глины крошку, то травинки.
А дело уже к осени, солнце всё позже встает, поэтому и осы позже на добычу вылетают. Запламенела листва, река мелеет, по утрам и вечерам утиные крылья над водой свистят – давно встали на крыло утиные выводки. Скоро к югу подадутся, а пока кормятся досыта и летают побольше – вроде как тренируются. Утром подошёл рябчик к краешку обрыва – нельзя ли чем полакомиться. Поднял головку с чёрным хохолком, коричневые бусинки глаз сверкают. Вдруг досадливо шейкой закрутил – это оса его по затылку щелкнула. За ней вторая – не любопытствуй, дескать, рябчик, не доберёшься до наших деток-личинок.
Под обрывом вода по утрам и вечерам вскипает – это щука охотится, молодь загоняет. А на сухом дереве над рекой большая птица, как изваяние, застыла. Шершавые лапы с крутыми кручьями-когтями крепко ветку обхватили, круглые желтые глаза тень глубины пронизывают. Первый рыболов на реке – хищница-скопа. Взлетела, зависла над волной, и вдруг камнем упала. Вспыхнули на утреннем солнце брызги, а скопа уже из воды выбилась, большими крыльями машет, а в когтях щука серыми боками ластится. Как острогой, когтями-крючьями рыбину пробила.
Тяжело поднялась, уселась в развилку, отряхнулась, огляделась – не затаился ли где браконьер с ружьём – ведь выстрелить в скопу может только браконьер. Давно уже доказали ученые, что эта редкая и красивая птица вылавливает ничтожный процент рыбы.
Принялась скопа за завтрак. Кое-что от рыбины останется. Но не пропадёт. Муравьи косточки очистят. А уж осы как рыбу любят! Наравне со сладким. Ничего не остаётся у заботливой хозяйки-природы. Вот и листья упадут и землю удобрят. Что же остаётся человеку? Даже обидно. Всё вроде бы без нас совершается. Хочешь помочь – и принесёшь вред, наказываешь зло в обличье хищника – а уничтожаешь редкий вид. Давно отошёл человек от дикой природы, разучился понимать её язык, мудрые законы. Но на помощь пришла наука. Она учит в малом видеть великое. Человек, познавая законы природы, познаёт и самого себя – ведь он тоже сын великой Матери-природы.
И. Шустов