О главном начистоту |
Вера-повар, что ж такого?
А министр-то – хреновый!
Что там какая-то Лапшакова, когда у меня есть большие претензии к Президенту страны! Так что, гражданка Лапшакова, имею к тебе несколько вопросов. Ты не обижаешься, нет, что я к тебе вот так запросто – на «ты»? Впрочем, как я понимаю, ты не в теме, а потому, какой с тебя спрос? Лучше я прямо Шолбана спрошу. С каких таких хренов ты назначил Лапшакову заместителем министра культуры? Ты хотя бы что-нибудь знаешь о её биографии? И, вообще, кто тебе её подсунул? Нравится она тебе, ну и флаг тебе в руки, развлекайтесь себе на радость от людских глаз подальше, это, как говорится, ваше лично-обоюдное дело, если с гормонами трудно справляться. Но при чём здесь министерство культуры?
Мне, тувинке, стыдно и горько за тувинское искусство, единственное, чем я ещё по праву горжусь. Больше нечем.
Знаешь, Шолбан, когда министерством строительства руководил Гришелёнок из Кемерово, то мне было по барабану, всё равно было сразу понятно, зачем тебе нужен был на огромных залежах бюджетных средств варяг. С варягов взятки гладки, натырят себе по карманам – и поминай, как звали! Но за что ты так не любишь представителей тувинской культуры, всемирно известных горловиков, камнерезов, певцов, писателей и поэтов, учёных-этнографов? За что? Что они тебе такого плохого сделали, что над ними, уважаемыми безоговорочно всеми, как в мире, так и в Туве, ты над ними поставил Лапшакову Веру?
Понятно, что после скандала то ли с министром культуры Донгаком Вячеславом, то ли с его женой – министерское кресло скоро будет свободным, понятно, что скоро Лапшакову ты назначишь министром. Это что, ты так перед Кремлём выслуживаешься, мол, с русскими здесь всё в порядке, никто их отсюда не гонит, вот и министерша у нас русская? Или ты таким дешёвым способом решил купить голоса русских избирателей на выборах этой осенью в Верховный Хурал? Так за ради этого можно было найти достойных наших русских, которые здесь родились и выросли, знают Туву и тувинцев, как пять своих пальцев. Их много есть у нас.
Вот давай, Шолбан, посмотрим, кого ты всучил тувинской культуре? Передо мной скупые строки её, так сказать, биографии. Родилась в Казахстане. Понимаю так, что в Туве появилась она не просто так, говорят, сродни она семейству Тунёвых. Да, в общем-то, понимаю я тех русских, кто по-настоящему горя хлебнул, убегая с насиженных мест после развала СССР. В Казахстане, поди-ка, не совсем сладко было, пока Назарбаев Нурсултан казахскую государственность устанавливал. По этой ли беженской причине Вера в Туву из-за Саян перевалила, по родственным связям ли, мне какое дело – в Туве места много, не жалко, пусть бы себе жила да добра наживала. Успешно бы дальше мёдом торговала в Центре русской культуры, который раньше детским кинотеатром был, а после уж приватизировал его в личную собственность Тунёв. Мёд в русской культуре особое место занимает, согласна. Да и шубы в русском быту и тувинских суровых условиях – незаменимая вещь. Шубами Вера нарасхват в Центре тоже торговала.
Торговля, как я понимаю, её особый конёк. Вернее, не торговля, а общепит. Военные мужчины из Погранотряда на Востоке, правда, пенсионеры они уже, но вспоминают щи да каши, которые Вера разносила в качестве то ли официантки, то ли повара. Десять или около того лет, но каждый день – офицерские щи да солдатские каши.
Вера-повар, что ж такого? В самом деле, высококлассный повар или высококлассный вымуштрованный мастер-официант – это штучные профессии, специалистов таких днём с огнём не сыскать, легче космонавта выучить, чем профессионала общепитовского. Если бы ты, Шолбан, Веру поставил заведующей столовой в Доме правительства, ты бы, может быть, и не прогадал. Она, милая твоему сердцу рядом, прямо под боком, котлетки и фрикадельки – прямо к столу с первого на третий этаж утром, днём и вечером. Красота! Удобно, во-первых. А, во-вторых, никто бы тебе и слова поперёк не сказал. Но ты же ведь с ослиным упорством тянешь её и тянешь, всё выше и выше. Тут хоть у кого, а не только у меня, вопросы начнутся.
Ладно, директором муниципального автономного учреждения «Центр русской культуры» в г.Кызыле, допустим, она стала по протекции Тунёва, которого, по слухам, ты побаиваешься. Ладно, помощником твоим на общественных началах по вопросам реализации национальной политики и формированию межнациональных отношений она также стала за просто так. Да кто у нас тут обращает внимание на такую мишуру, как помощники Главы? Ничего они не решают, ни в чём они не помогают. Хотя, с другой стороны, какие межнациональные отношения в мононациональном субъекте федерации может наформировать буфетчица из погранотряда, недавно разливавшая щи-борщи по солдатским мискам?
Ладно, протащила педросня Веру в городские депутаты в прошлом году, ну и хрен бы на всех на них, ведь они даже с бытовым мусором на набережной имени Шойгу управиться не могут, какой с них толк? Всё это, Шолбан, ерунда была, не задевала всё это мою национальную гордость за тувинскую культуру и искусство.
Даже наплевать мне на то, что ты в 2012 году присвоил ей звание Заслуженного работника культуры Республики Тыва. Многие артисты и писатели, поэты и музыканты, художники и скульпторы, подвижники самодеятельного творчества, композиторы – многие от тебя не дождались этих званий, кто – умер, кто – спился, кто – пребывает в забвении и нищете. А вот Лапшаковой ты не пожадничал и присвоил звание. Да после Лапшаковой, как сказали мне, многие из них отказались бы от такого девальвированного звания заслуженного работника культуры.
Да и медали твои ни о чём, что такое Медаль за вклад в развитие Кызыла? На могучей правой груди Лапшаковой в 2013 году засветилась медаль за город. На не менее могучей левой груди засветилась в том же году Медаль Ассамблеи народов РТ. Все эти цацки-медальки вперемешку с тефтелями и картофельным пюре – просто тьфу, так себе, ерунда и мелочёвка.
Но вот заместитель министра культуры Тувы – это плевок в душу тувинского искусства.
Посмотри, Шолбан, какие были министры до тебя! Чылгычы Ондар – писатель, драматург, актёр, депутат Госдумы, дипломат! Елена Кара-Сал – образованнейшая женщина Тувы, дипломатическое образование. А до них – Анатолий Серен. Одно это имя о многом говорит, настолько он близок к искусству и культуре Тувы – маститый журналист, директор телерадиовещания, кинорежиссёр, великолепный исполнитель советской песни, телеведущий, прекрасный конферансье, известный общественный и политический деятель! Эрес Данзын – профессиональный танцор, умелый организатор и современный менеджер. И на фоне этой яркой плеяды – спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам?
Знаешь, Шолбан, не верится в то, что Лапшакова и есть та самая женщина-ренессанс, за которой деятели тувинской культуры будут признавать первенство авторитетного мнения. Никто из них по Лапшаковой ничего тебе не сказал, но это не значит, что они на ура приняли её. Кроме меня, кто тебе что скажет? Они молчат, а я за них говорю. Вот и я спрашиваю, как так получилось, что Лапшакова только в 37 лет получила на руки диплом о высшем образовании? Да и то об образовании заочном? Дипломы тувинского филиала хакасского университета многие имеют, но это не значит, что все, имеющие эти дипломы, обладают знаниями. Почему твой кадр, Шолбан, еле-еле и кое-как, только в 37 лет получила заушное образование? А до этого что она делала? До 37 лет?
Ну, хорошо, 10 лет буфетчицей военного ведомства, а в Хабаровском и Приморском краях чем занималась? Смутно догадываюсь по обрывочным сведениям, что на плавучих рыболовецких суднах рыбу чистила и в консервные банки закатывала. А в межсезонье, в сельских клубах в автолавках, нет, в автоклубах, разъезжала и что-то, наверное, всё-таки делала.
Может, Шолбан, ты с ней познакомился на лохотроне лотерейном? Она некоторое время лотерейщицей же была у нас самой заглавной, в спортлото подрабатывала.
Да и неинтересно мне, по правде говоря, что она делала, потому что перед моими глазами всё время будет не Министерство культуры Республики Тыва, а банки с мёдом и цигейковые шубы тунёвской двоюродной сестры – Лапшаковой.
Очень вредная тувинка