Обзор прессы |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ТУВЕ – ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ
Пошёл восьмой год мытарств Кара-оола, связанных с принятием Правительством России Постановления по Туве. Сменился уже третий зампред правительства по экономике, а воз, как говорится, и ныне там. И это при том, что этот воз постоянно пытается продвинуть никто иной как сам министр обороны Шойгу. Большей недееспособности региональных властей представить невозможно.
Вот и на этот раз «ТП» с прискорбием сообщила, что «Заместитель министра регионального развития Владимир Дедюхин провел очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам социально-экономического развития Республики Тыва». Как известно, последняя дата принятия этого документа была определена на апрель 2014 года, а на дворе – август...
Как сообщается, ведомства России так и не смогли согласовать общую линию по отношению к «развитию транспортной инфраструктуры Тувы, формированию собственного республиканского энергопакета, включающего строительство тепловых и электростанций, возведение высоковольтных линий электропередач, а также формированию благоприятного социального климата». Участники заседания долго и нудно обсуждали в который раз, казалось бы, уже давно решённый вопрос «строительства линии железнодорожного сообщения Курагино-Кызыл», которая, по их мнению, «позволит решить проблему транспортной доступности республики». В итоге, «Дедюхин отметил положительную работу межведомственной рабочей группы», переливающей из пустого в порожнее, и «попросил активизировать работу по согласованию мероприятий плана», чтобы «в кратчайшие сроки устранить межведомственные разногласия», которых, вроде, никогда и не было.
ДЕТИ КАК ЗАЛОЖНИКИ РАЗГИЛЬДЯЙСТВА И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ
Вот такое у нас в Туве «развесёлое» правительство – за что бы оно ни взялось, повсюду одни прорехи. Казалось бы, на радость детишкам федеральные власти оплатили отдых 348 тувинских ребятишек в здравницах Крыма – радуйтесь, дети, своему счастливому детству! Однако за их доставку взялось правительство Тувы во главе с премьером Ш.Кара-оолом, его зампредом А.Дамба-Хуураком и министром Бичелдеем. Они, видимо, в целях экономии средств, вместо быстрого перелёта на самолёте решили отправить детей в многодневную дорогу поездом, для чего снарядили «30 взрослых медработников и педагогов» для охраны «детей от 12 до 15 лет» и организации их проезда в Крым. В итоге, 54 ребёнка так до курортов и не добрались: «8 августа вечером с подъезжающего к столице поезда «Абакан–Москва» были сняты 54 ребенка и 3 взрослых с пищевым отравлением». Пострадавших оперативно «доставили в детскую клиническую больницу №9 имени Сперанского, Тушинскую детскую горбольницу, а также в инфекционную клиническую больницу №1».
Вместо того, чтобы проследить за детьми и их питанием, теперь высокие чины правительства «предпринимают все меры, для того чтобы, оперативно среагировать на внезапную кишечную инфекцию, охватившую наших детей, по пути в детские лагеря Крыма». А министру образования Бичелдею поручено «постоянно информировать родителей и родственников о состоянии детей». Странно, но министра здравоохранения Тувы это, видимо, не касается...
Грустно, но стало некой закономерностью воспринимать сообщения о неблагополучии тувинских детишек на отдыхе. То отравятся, то утонут. Видно, в образовании сапоги печёт пирожник... Но главное – никаких оргвыводов. Как будто это совсем не наши дети, и разного рода руководители тут ни при чём.
НА, БОЖЕ, ЧТО НАМ НЕ ГОЖЕ
Когда наш замечательный земляк Шойгу служил в МЧС, он старался отметиться подарками имущества этого ведомства. То дырявую палатку, то нерабочую радиостанцию подарит. Единственный раз подарил стоящую вещь, да и то – пистолет Кара-оолу. А тут на днях пришла весть: учитывая, что в Туве на дорогах отчаянно воруют и дорог в республике фактически нет, наш земляк, перебравшийся в Минобороны, решил осчастливить своих земляков отслужившим свой век вездеходом. Как сообщила «ТП», «в Туву от Министра обороны России Сергея Шойгу поступили два плавающих транспортера ПТС-2», «снятые с баланса Минобороны».
Как известно, в Москве идёт суд над бывшей начальницей военного имущества Васильевой, которая, по версии следствия, задёшево продавала казённое имущество. Странно, но опыт Васильевой Шойгу, видимо, не насторожил. Та, как известно, ПРОДАВАЛА имущество. А этот просто ДАРИТ. Такое впечатление, что Минобороны России – частная лавочка. Хочу – задёшево продам по цене металлолома, хочу – спишу и подарю.
Глава Тувы Ш.Кара-оол, конечно, не Бог весть какой знаток военной техники, но, ознакомившись с 35-тонной махиной, он «авторитетно» заявил: «убедился, что техника исправна». В связи с чем предприимчивый чиновник тут же заявил, что военный тягач может стать «хорошей основой для появления десятков бизнес-идей». Но тут вдруг неожиданно вырисовалась одна проблемка: в Туве нет «мужчин, кто знает такие вездеходы». А потому замечательный механизм пока продолжит своё старение на складах Тувы.
Интересно, а о чём думал Шойгу, списывая и отправляя в Туву это чудо техники? Неужели он не понимает, что аратам такая махина не под силу? Ну не Кара-оола же садить за руль! А если Шойгу в следующий раз отправит в Туву не транспортёр, а списанный бомбардировщик? Поскольку в Минобороны ни контроля, ни учёта, судя по всему, нет, он и, хуже того, отслужившую своё списанную атомную бомбу Кара-оолу прислать может. И что тот будет с ней делать? Специалистов-то нужных у нас нет!
А если на проблему глянуть с другой стороны, то зачем нам этот вездеход? Может, лучше перестать воровать и построить в республике нормальные дороги, чтобы и на «Жигулях» можно было проехать?
ВАНДАЛИЗМУ ВОПРЕКИ
Кара-оол, не посоветовавшись, снёс построенный без его участия «обелиск «Центр Азии», за многие годы ставший символом Тувы. «Молодые люди редко дорожат историей, стремясь как можно скорее увековечить память о себе родимом. А нанесённая обществу травма всё ноет да болит». И вот у ветерана строительства Мам-оола Самданчапа боль за снесённый памятник зодчеству вылилась в статью в «ЦА».
«Мы, старожилы Кызыла, строители, возводившие в нём в советское время множество объектов, очень обеспокоены судьбой обелиска «Центр Азии», – пишет он. «Обелиск нам дорог, он – живой символ столицы Тувы, всей республики, её народа. А символы менять нельзя». Тут он не совсем прав. Для тех, кто дорожит прошлым, кто вложил в него свою крупицу – да, нельзя. А тем перекати-поле, что в жизни ничего не создавали, воруя то, что нажито другими – это пустые слова. Хотя, если верить Самданчапу, инициатору этого вандализма придётся за всё ответить, потому что «Дух «Центра Азии» возмущён и растерзан».
Но нам нужно думать о будущем своих детей, о нашей Родине. Поэтому «важно, чтобы то, что осталось от памятника, не превратилось в мусор – осколки бетона и гранита, а было восстановлено, отреставрировано и вновь установлено. И не где-нибудь на задворках, а в центре Кызыла», – считает автор. При этом он напоминает, что «в журнале «Китай», сообщалось о том, что «на звание географического центра Азиатского материка претендуют три крупных города – Самарканд, Ташкент и Алматы». И любой из этих городов с радостью примет и установит у себя снесённый Кара-оолом обелиск. Так что нужно спешить, «пока его не забрали другие страны». И предлагает переустановить его не в парке, где «он будет чувствовать себя обиженным и спрятанным от людей, будет всегда страдать», где «над ним будут издеваться вандалы, потому что парк никем не охраняется», не «у входа в строящийся спортивный комплекс в посёлке Каа-Хем», поскольку «это уже другой населённый пункт» и не в «молодёжном сквере или скверике перед зданием мэрии, ни восточной или западной части города». Автор предлагает «установить заброшенный было обелиск «Центра Азии» в сквере у гостиницы «Кызыл», напротив памятника Салчаку Калбакхорековичу Токе». Он полагает, что «Токе нужен верный и надёжный сосед». Восторжествует справедливость: «два наших исторических символа – Салчак Тока и обелиск «Центр Азии» – будут стоять напротив, наблюдать за нами, охранять друг друга и нашу память».
Хорошо, что в Туве ещё живы такие настоящие патриоты, как М.Самданчап.
ДЕБИЛЫ У ВЛАСТИ
Еженедельник попытался заглянуть на страничку госзакупок и выяснить, «что покупают и заказывают для чиновников в Туве». Оказалось, что «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» остро нуждается в автомобиле». Всё бы ничего, да «машина стоит полмиллиона рублей с копейками». Автор интересуется: «после этого приобретения соцработники станут работать лучше?». Удивила и прокуратура. Надзорному ведомству захотелось «заплатить 200 тысяч рублей для того, чтобы исправить неполадки в работе автотранспорта марки «Тoyota». Недёшево. Но что это против аппетита Минземимущества Тувы, которое «решило приобрести сразу 10 автомобилей «Toyota Camry» по цене в 9,7 млн. рублей». Видимо, на более дешёвых авто чиновники этого министерства возить свои тела не смогут.
Но это «семечки» против «ФКУ «Упрдор М54 «Енисей» под руководством А.Кока, которое решило «не мелочиться и приобрести авто марки «Toyota Land Cruiser 200» За 3 млн. 420 тыс. рублей». Оно и понятно: дороги нашего Упрдора таковы, что проехать можно только на внедорожнике.
Автор приметил и мэрию г.Кызыла, которая разместила соответствующий заказ «стоимостью более 6 млн. рублей – столько будет стоить пешеходная зона на улице Тувинских Добровольцев». Может быть, «Арбат» в Кызыле и нужен. Только это явно не первостепенная проблема. Так, недавно «прокуратура сообщила, что мэрия задолжала своим сотрудникам более 4 млн. рублей зарплаты. Жалованье не получали почти 70 человек». Но «Арбат» оказался важнее людей.
Так и хочется спросить: что за дебилы нами руководят и управляют нашими деньгами?
БОМЖИ КАК СИМВОЛ ВРЕМЕНИ
Приметой времени Кара-оола в Кызыле стали бомжи. Развелось их тут немерено, хотя власти и утверждают о количестве всего в 200 единиц. Власти определили пять точек, где по мнению чиновников, «наблюдается основное сосредоточение людей без определенного места жительства». Это «центральный рынок, «Южный», «Восток», «Детский мир», городская свалка».
Сложно судить о точности этого вывода. Хотя бы потому, что зимой бомжи обретаются практически во всех колодцах тепловых сетей и подвалах домов, где не слишком течёт канализация. По некоторым данным, в Кызыле их никак не меньше 900 – именно столько людей с серым цветом лиц в разношёрстной одежде и специфическим запахом мэрия Кызыла отлавливает в дни голосования, дабы они единым порывом за стакан палёной водки поддержали «Единую Россию».
Как повествует автор, «бомжей собирают и везут на обследование в бывший медвытрезвитель». Не случайно: «во время одного из рейдов, у 10 из 14 человек был выявлен сифилис». Поэтому, «когда группа собирается в очередной рейд, каждый участник надевает маску». Нужно иметь в виду, что «бомжи – люди буйные, чаще всего пьяные», к тому же, «ехать со своих насиженных мест на «какое-то там обследование» не хотят». Они отчаянно «дерутся, сопротивляются, плюются, хватают за руки».
Мэрия Кызыла утверждает, что это не их люди – «практически все имеют прописку в районах». Хотя какая прописка может быть у человека «без определённого места жительства»? На то он и БОМЖ, что ничего у него за душой нет. А если и есть прописка, то принудительная. А он, по определению, человек свободный. И паспорт ему нужен только тогда, когда его за стакан шмурдяка ведут голосовать за партию власти.
«Бомжам, – говорит специалист мэрии, – особенно летом, ничего не нужно. Даже бесплатные обеды. Только свобода безо всяких обязательств». Другое дело в морозы. «Зимою они более покладистые. И в приют идут, и за горячими обедами стоят в очереди. Но, как только наступает тепло, их снова тянет в бродяжничество». «И так из года в год».
Однако проблема в том, что «бомжи «портят» положительную статистическую картину». Поэтому в перерыве между выборами их развозят по районам. «Нет бомжей – нет проблем». Проблема же в том, что «жить бомжам в Кызыле негде». К тому же, «у большинства в родных местах зачастую жилья уже нет». Проблема налицо, а решения – нет.