Власть и дети: кто кого?
Всё наше внимание сегодня сосредоточено на событиях в Украине, где на наших глазах разворачивается гражданская война и творится геноцид. Страдают миллионы людей. Особенно жаль детей – они-то в чём виноваты? Им ни федерализм, ни отделение от Украины или война с Россией совсем не нужны. Они этого просто не понимают. Однако ежедневно гибнут в этой междоусобной войне. Потому что они маленькие и совсем не защищены от взрослых глупости, жадности и амбиций. Вся Россия, от Калининграда до Владивостока, включая Туву, с большой скорбью наблюдает за этим, проявляя заботу о маленьких гражданах Украины, «попавших в сложные жизненные обстоятельства».
В своём стремлении помочь совсем незнакомым детям другой страны как-то незаметно отходят на второй план сегодняшние проблемы уже с нашими детьми, порой брошенными на произвол судьбы не только властями, но своими родителями. Мы постоянно наблюдаем кипучую деятельность детского омбудсмена Астахова, который без устали бьётся за интересы наших сирот за рубежом. Почему не в России – понятно. С одной стороны, миллионы сирот всё равно ему не обогреть и не накормить, а с другой – заграница всё же манит... А напрасно. Наши дети требуют постоянного внимания. Порой сводки о детских трагедиях совсем не отличаются от сводок из Украины.
В постсоветской России дошкольное воспитание детей давно уже из зоны социальной ответственности государства перекочевало в зону криминальную. Детдомы и дома инвалидов давно уже превратились в кормушки для нечистоплотных чиновников и территорию удовлетворения животных инстинктов криминальных элементов с педофильскими наклонностями. В результате сомнительной «заботы государства» дети детдомовцев чаще всего сами становятся детдомовцами. И так до бесконечности.
Вот некоторые откровения сирот России: «Я попала в интернат из детского дома. Нас там наказывали – выставляли в ночнушках на мороз. У меня началась пневмония. Ну а в больнице я поскандалила, поэтому в детдом уже не вернулась. В ПНИ (психоневрологический интернат – ред.) не забалуешь: чуть что – лишат обеда или прогулки. Могут и уколоть чем...». Запросто могут выставить дурачком: психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) в детдомах нередко принимают педагогическую запущенность за умственную отсталость. Даже если ребёнок может и не быть психологически запущенным, а просто неадекватно повести себя, испугавшись незнакомых людей, задающих сложные вопросы. Сейчас это называется «карательная психиатрия». Порой она оказывается достоянием российской общественности. В 2009-м «выстрелила» Пермь, где насчитали 14 душераздирающих эпизодов с пациентками Озерского ПНИ. Был суд, на котором директор интерната получил условный срок. А в 2011-м прогремел Волжский ПНИ Волгоградской области. Бывшая пациентка сумела снять диагноз, получить квартиру и выйти замуж. И только потом узнала, что была незаконно стерилизована, хотя принудительная стерилизация противоречит Римскому статуту Международного уголовного суда (вступил в силу 1 июля 2002 года, подписан РФ в 2000 г.) и нашей Конституции, признана преступлением против человечности, формой сексуального насилия. Вообще говоря, это – обыкновенный фашизм, который сейчас официальные российские власти пытаются пришить Украине.
Вместо того, чтобы наводить порядок, в России повально от Москвы до Сахалина закрываются детские дома. В Краснодарском крае перестали существовать 20, в Нижегородской области исчезли 16, в Калужской области из 20, осталось 2, в Саратове – 1. С 2011 года закрылись уже около 120 учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем 60 только за один год! Так в России решается проблема сирот, которых сейчас насчитывается 654 тыс. Закрывают детские дома, в которых существует сложно разработанная, опробованная система устройства детей в семьи. Казалось бы, именно туда и нужно направлять новых детей, чтобы их устраивали в семьи, но все просто ликвидируют. И это в стране, которая провозгласила себя социальным государством...
Вся эта бессердечная ликвидация противоречит национальной стратегии развития – в майском постановлении за подписью Д.Медведева о реформировании детских домов прямо говорится, что в детских домах должны быть созданы группы семейного типа, в которых может быть не больше восьми человек.
Но это – в России. В Туве положение детей ещё более тревожное. Вице-премьером Дамба-Хуураком за короткий срок почти полностью разрушена система социальной поддержки сирот и детей с различными дефектами. Руководителями соцучреждений, как правило, назначаются люди без всякого образования из числа водителей и любовниц первых лиц правительства. Воспитателями – разного рода садисты и растлители. Самый простой пример – ставшая достоянием общественности активная «просветительская деятельность» малограмотного похотливого брата премьера Тувы в кадетском корпусе Кызыле.
Но к этому вернёмся позже. А сейчас обратимся к официальным публикациям.
10 июля 2014 г. пришло скорбное сообщение: «на протоке Енисея на месте ведущихся строительных работ по обустройству городского пляжа в Национальном парке Тувы утонул ребенок. Мальчику было 8 лет». Трагедия произошла 9 июля около 17 часов. Тело извлекли из реки в половине девятого вечера – в мутной водице бесконечной стройки водолазам пришлось изрядно потрудиться – видимость не превышала 20 см, а вонь от т.н. пляжа распространяется почти до центра города.
Реакция властей поразила даже бывалых. Вместо установления виновных и строгого их наказания правительство Тувы ограничилось ни к чему не обязывающим замечанием вице-премьера правительства о том, что «на пляже должны соблюдаться все требования безопасности», «на пляже обязательно должна действовать целая система безопасности», а «детей 8 и 10 лет должны сопровождать взрослые родственники». Возникает естественный вопрос: откуда в правительстве Тувы берутся такие дураки? Какой парламент и почему их назначает? И вообще, где Кара-оол отыскал такого идиота? Серьёзный вопрос и прокурору республики Гринёву – кто-кто, а он-то хорошо знает причину трагедии. Уже месяц назад ему доложили, что аффелированные с властями строители «Водного мира» работают на протоке Енисея без необходимых разрешительных документов, лицензий и допусков. Наверное, поэтому они и не приняли необходимых мер безопасности, в результате чего погиб ребёнок. И кто теперь сядет на скамью подсудимых вместе с директором «Водного мира» Михаилом Пережогиным? Прокурор Гринёв? Или премьер Кара-оол со своими замами Дамба-Хуураком и Монгалом? Кто ответит за смерть мальчика? Тот, кто обязан был, но не обратился в суд за приостановлением работ на 45 дней. Неужели снова всё спустят «на тормозах»?
Но и там, где надзирающие органы работают, не всё получается складно. К примеру, Роспотребнадзор закрыл два летних лагеря отдыха детей – на Серебрянке и озере Чагытай. Список нарушений опубликован шикарный: от поддельных медкарт поваров до отсутствия спальных мест для детей. Каждый пункт предписания – как приговор профсоюзным чиновниками и зампреду Дамба-Хуураку. За это их уволить мало – нужно сажать. Детей пришлось вывозить. Однако и тут не обошлось без ЧП. 10 июля автобус, перевозивший детей, на 15 километре автодороги «Кызыл – Бай-Хаак» попал в дорожно-транспортное происшествие. Как сообщается официально, «26-летний водитель автомашины «Тойота Камри», совершая обгон организованной транспортной колонны из девяти микроавтобусов марки «Форд», которая сопровождалась патрульной автомашиной, совершил касательное столкновение с одним из автобусов». «Колонна следовала в Кызыл из детского оздоровительного лагеря «Орленок». В автобусе находилось 18 человек. По приезду в г. Кызыл, четверо подростков обратились в республиканскую больницу за медицинской помощью. Ещё двое обратились ЦРБ с. Бай-Хаак Тандинского района.
Скажите, а что это за «сопровождение ГАИ», при котором любой шальной водитель может врезаться в любой автомобиль колонны? А что творится на трассах республики, когда там нет гаишного сопровождения? Чем, интересно, занимается начальник ГАИ Монгуш, ранее разваливший работу горотдела полиции и за какие «коврижки» министр Лобанов повысил его до начальника республиканского ГАИ? Как сообщается, «всего в автобусах находились 165 детей». Любой из них мог пострадать. Как за это ответил Монгуш? И ответил ли вообще? По крайней мере, об этом – ни слова. Сообщено лишь, что «в отношении водителя легковой автомашины проводится административное расследование». Не исключено, что и правонарушитель – один из многочисленных родственников недотёпы-начальника ГАИ.
Вернёмся к республиканским заведениям, призванным обеспечить детям нормальное детство. Недавно премьер Тувы заявил, что «решил почаще заглядывать в гости к ребятам из школы-интерната для детей-сирот». Похвально. Однако, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Этот вполне успешный «выдающийся государственный деятель» никак не может взять в толк, «почему учителя до сих пор не помогли в организации пришкольного огорода и сада, который зарос бурьяном! Разве можно воспитывать ребятишек на бесхозяйственности и лени!..». А ларчик-то просто открывался: на организацию пришкольного огорода он же сам и не выделил ни копейки! Однако чего-то удивляется... И так – везде.
Как известно, ситуация с русским языком в Туве катастрофическая. Драматические события 90-х, когда набирающий политический вес националист и сепаратист Бичелдей, ныне являющийся поводырём премьера Кара-оола и работающий в тувинском правительстве в качестве министра образования, организовывал исход русского населения из Тувы, сделали своё дело. Отделить Туву от России ему не удалось, однако подавляющую часть русского населения республики он за Саяны всё же отправил. А как только носителей русского языка убавилось до критического числа, а русских в органах власти практически не осталось, тувинское население утратило к великому и могучему всякий интерес. Однако наш премьер, получив пинка от нашего земляка, срочно решить поменять свой имидж. И прикинулся не то что интернационалистом – горячим борцом за выживание русского языка в Туве.
А сейчас и объявленный «Год русского языка» уже на исходе. Но официальные мероприятия, приуроченные к этой дате, проходят тихо и незаметно, без особого общественного интереса и ажиотажа. Как говорится, «для галочки». А их истинный смысл легко осознаётся, когда на этих мероприятиях видишь раздобревшее лицо сепаратиста Бичелдея в ранге почётного гостя или даже хозяина. Оно и понятно: сколько бы заклинаний не произносили с высоких трибун на правительственных и межведомственных совещаниях и заседаниях, преподавание и само существование русского языка на тувинских просторах ухудшается прямо пропорционально вкладываемым средствам на проведение всевозможных отчётных мероприятий. Таким образом, пока Путин В.В. делает всё возможное для сохранения русского языка, Бичелдей его благополучно в Туве «похоронил».
Если любой гражданин России худо-бедно всё-таки сможет связать два-три слова по-русски на уровне бытового общения, написать какую-то бумагу в присутственное место ему помогут более грамотные соседи, знакомые или родственники, то существует особая категория людей, просто выброшенных на обочину жизни. Скандалы один за другим сотрясают возглавляемое Бичелдеем Министерство образования. Но возмущение педагогического сообщества, видимо, никого не интересует. И обделённые природой дети со сниженным слухом и глухонемые, которые сейчас обучаются в школе-интернате для глухих и слабослышащих, через несколько лет выйдут с ненужным для них аттестатом зрелости, непригодным для получения дальнейшего профессионального образования. Они выйдут в никуда.
Глухие – вот та особая категория людей, не имеющая голоса в собственную защиту. В скандальном министерстве не до глухих. Пока за спиной министра шушукаются, определяя его ориентацию, пока сам министр больше занят собственной персоной и своим внешним видом, единственную специализированную школу развалили до основания. Преподаватели школы давно уже поняли, что республиканским властям не до них, не до их профессиональных забот и были рады тому, что дети – от младших до старших классов – находятся вместе, живут вместе. Специфика обучения глухих детей такова, что само обучение грамоте и социализация ребёнка происходит ежесекундно, не только на уроках, но постоянно во время общения. Старшие учат младших всему, учат говорить. Это, пожалуй, самое важное в обучении говорению глухонемых.
Два года назад чиновники от образования решили «облегчить» жизнь детям и педагогам, разделили школу на две половины, отправив средние и старшие классы в микрорайон «Спутник», где раньше на бывшей военной базе располагался интернат «Надежда» для детей, оставшихся без попечения родителей и которым, кстати, бездарно руководила нынешний детский омбудсмен Светлана Аракчаа. То, что сейчас самым грубейшим образом нарушены права детей-инвалидов по слуху на получение качественного образования, похоже, высокого чиновника по защите прав детей нисколько не волнует. А ведь Аракчаа могла бы выяснить, почему из более чем сотни преподавателей, воспитателей и техперсонала только 7 человек являются носителями русского языка. Русских оттуда почему-то «выдавили». Хотя вся методика преподавания – на русском языке, поскольку её нет в принципе на тувинском языке.
Для детей главное в образовании – это его умение говорить! Полноценно, считывая с губ собеседника слова. И до недавнего времени школа глухих этому обучала. Мало того: эта школа была долгое время одной из лучших в России – дети занимали призовые места в школьных Олимпиадах, на соревнованиях, во всевозможных конкурсах и фестивалях, удивляя другие регионы талантами маленьких художников, спортсменов, танцоров и артистов. Бичелдею при попустительстве Кара-оола удалось в короткие сроки всё это разрушить. Теперь дети тоже удивляют, но уже своей дикостью и неразвитостью. Они не знают, на каком языке общаться? Просто они не знают главного – русского языка, языка не только межнационального общения, но и русского языка, как просто технического. И объясняется всё просто. Если уроки ещё как-то ведутся на русском языке, то само общение, во время игр, просто по жизни в интернате, всё осуществляется на тувинском языке. Воспитатель, нянечка, ночные дежурные, да и сами учителя в отсутствие русских между собой теперь общаются исключительно по-тувински. Поэтому у детей не формируется интерес к говорению, у них просто в голове каша. Они не умеют считывать с губ, потому что не у кого считывать. Последние выпускники, умевшие считывать по-русски, ушли 5 лет назад. Теперь всё. Теперь глухо, как в танке.
Спасибо власти за «такое счастливое детство». Отдельное спасибо нашей знаменитой троице – Кара-оолу, Дамба-Хуураку и Бичелдею, сытым, холёным, и бездушным.
Кондрат Пчёлкин