Из области кривых зеркал
Многоуважаемый губернатор Тувы Кара-оол, мягко говоря, не пользуется репутацией надежного источника информации. К нему больше применима пословица, из которой в силу врожденной скромности и нежеланием тратить время на суды, можно процитировать лишь последнюю часть: «недорого возьмет». Чего он нам только за последние шесть лет с лёгкой руки Шойгу не наобещал: и консорциум олигархов, и добычу угля, и строительство железной дороги Курагино-Кызыл, и международный аэропорт. Были также планы освоения дирижаблей для доставки угля в слаборазвитые районы и строительство некой «блочной ТЭС» гигантской мощности. Сельскому хозяйству гарантировался резкий рост и процветание, для чего были построены за счёт селян водочная линия, тепличник, птице- и кондитерская фабрики. А главное – Кара-оол восторженно обещал радостную жизнь тувинскому народу, гарантированную «мультипликативным эффектом» собственного руководства республикой.
Новоявленный мессия так увлекался своим ораторством, что время от времени восклицал: «и это здорово!». Как будто то, что он так вдохновенно обещал, уже начало сбываться. Однако реалии оказались совсем не такими. В итоге его многогранной деятельности мы с горечью наблюдаем повсеместный трындец и разрушенное тепло-водо-канализационное снабжение Хову-Аксов, переход сельского населения на самообеспечение, путём организации сбора конопли, коррупция, клановость и прокурорско-полицейский беспредел.
Но всему есть предел. Сколько не говори «халва, халва», во рту слаще не станет. Народ уже давно потерял к его обещаниям всякий интерес. И даже тогда, когда Ш.Кара-оол, не моргнув глазом, пообещал полпреду Президента России в СибФО Толоконскому к 5 сентября построить котельную в п.Хову-Аксы, которая по состоянию на 15 августа находилась в состоянии монтажа котлов, а на теплосети и водопровод ещё даже не имелось проектного решения, никого эта маниловщина не удивила. Его просто перестали слушать. Тувинскому Хлестакову понадобилась срочная замена. И она нашлась!
На тувинском небосклоне появился новый протеже Шойгу – финансовый то ли фокусник, то ли клоун Байсаров. Если верить его заявлениям, человек чрезвычайно богатый, а если следить за его «инвестиционной деятельностью» в Туве – человек очень ограниченных возможностей. Зато какой фантаст! Началось всё с того, что он якобы выкупил у Пугачёва Элегестинское месторождение. Но дальше громких заявлений дело не дошло. Только через год выяснилось, что денег на эту сделку у него нет. Но это не смутило нашего героя. Он тут же пообещал построить железную дорогу в Туву, зная, что федеральные власти пообещали профинансировать из бюджета 50% стоимости работ, которые тут же с 94 млрд. рублей «подскочили» до 195 млрд. Нот тут Путин отказал в госфинансировании строительства дороги, и Байсаров «сел в лужу» – своих денег на строительство у него, естественно, не оказалось. Однако он упорно продолжал обещать. ТЭС-2 в этом ряду оказалась случайно. Просто обещание пришлось ко времени. Следом Байсаров пообещал построить свой порт в Ванино. К тому времени к вранью сеньора с Кавказа все привыкли и не обращали на это внимания. Было очевидно, что такого строительства Байсарову не потянуть НИКОГДА. К тому времени все работы по добыче угля на Элегестинском месторождении были свернуты, а люди – уволены. Железнодорожно-угольная афера дала серьёзную трещину. Байсаров дважды прилетал в Туву в надежде на обещанную Шойгу встречу с Путиным, но тот прибыть к месту рыбалки ему не позволил. Положение кавказского авантюриста стало угрожающим. Нужно было что-то предпринимать.
А тут 26 августа 2013 года подошло заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экобезопасности в Кемерово, которое вёл сам Президент Путин. С одной стороны, Кара-оолу нужно было что-то докладывать. Вернее, не «что-то», а вести речь о «серьёзных успехах Тувы в деле освоения Элегестинского месторождения коксующегося угля» и «строительстве железнодорожной магистрали Курагино-Кызыл». С другой, Байсарову была позарез нужна публичная поддержка Главы государства в финансировании его проектов в Туве. Но кто такой Байсаров? Малоизвестный угольщик и ещё менее малоизвестный железнодорожник, зато чрезвычайно известный авантюрист. В итоге его бурной инвестиционной деятельности в Туве на железнодорожной линии Курагино-Кызыл была построена вблизи столицы Тувы г.Кызыла железнодорожная станция «Кызыл-конечная», состоящая из четырех рельс, 46-и шпал и одного надгробного камня, что позволяет этой «станции» найти своё почётное место в книге рекордов Гиннеса.
Что же касается добычи угля на Элегестинском месторождении, в день селекторного совещания 26 августа было мобилизовано до 20 человек, чтобы демонстрировать под телекамеры бурную деятельность на разрезе. При этом главными действующими лицами «добычи угля» стали Байсаров и Кара-оол, одевшие смешно смотревшиеся строительные каски.
В рамках селекторного совещания Байсаров, во-первых, доложил Путину: «сейчас начата работа по вскрышным работам. За нашей спиной большое скопление техники. Мы сегодня целый день работаем. Это довольно-таки интересный и тяжёлый труд».
Далее, этот наш инвестор, который пока еще ничего толком не проинвестировал, решил поразить всех своими познаниями нашей республики: «На этой земле довольно сложные и суровые климатические условия. С учётом этих условий нами принято решение проложить тоннель под рекой Енисей на правый берег Енисея с целью производства обогащения нашего угля. Конечно, это дороже нам обходится, но мы вынуждены идти на этот шаг».
Далее манилов местного пошиба, чтобы придать веса своей никчемной персоне, стал рассуждать о далеко идущих планах: «Всего разведанных запасов в Республике Тыва около 20 миллиардов. Вами принято решение о строительстве железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино. Мы планируем наш концентрат отправлять по железной дороге Элегест – Кызыл – Курагино на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистраль, на Дальний Восток. На Дальнем Востоке мы уже начали строительство глубоководного порта. Россия получит дополнительные ворота для стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
Потом он неожиданно для себя вспомнил о тех, кому уж который год обещает всякие немыслимые блага: «И ещё небольшое наше решение, очень важное для Республики Тыва. Нами принято решение о строительстве 18 площадок, чтобы соотечественники Республики Тывы могли, не выходя из дома, в шаговой доступности получать уголь у себя дома». Видимо, Байсаров до сих пор так слабо знает республику, что не в курсе того, что угольные площадки существовали и до него. Это довольно разветвленная сеть «Рестопа». А уголь жители везут из Кызыла потому, что мешками и ваннами его продают только здесь. К тому же элегестинский уголь для сжигания в обычных печах не подходит, поскольку уже через неделю после добычи рассыпается в мелкую крошку и проваливается в колосники. Так что подходит он только либо для сжигания в котельных, либо для производства кокса. Но этого, видимо, Байсаров не знает до сих пор. Но почему-то считает себя «горняком». К тому же рассказывает Президенту сказки про площадки для торговли углём, добыча которого прекращена...
Этот диалог Путина с Байсаровым, который «вешает лапшу на уши», стоя рядом с премьером Тувы Кара-оолом, как бы подтверждающим правоту лжи, которую несет лже-герой нашего времени с трансляцией на всю страну, навевают горькие мысли. С одной стороны, мы видим, как проходимец, не моргнув глазом, сообщает, что «начата работа по вскрышным работам», хотя фраза «мы сегодня целый день работаем» сама говорит за себя о том, что вся эта «производственная деятельность» 26 августа – натуральная показуха. Потому что всем известно, что на разрезе почти все уволены и, вообще, в обычные дни никакой деятельности не ведётся.
Соответственно, столько же веры и его словам, что «на Дальнем Востоке мы уже начали строительство глубоководного порта». По крайней мере, до недавних пор не было ничего известно даже о выделении Байсарову земельного участка на побережье Тихого Океана под его строительство.
С другой стороны, присутствие при всей этой дикости тувинского премьера, как бы подтверждающее наличие при отсутствии того, что говорит Байсаров, само по себе ужасно. Объект телетрансляции в Туве, естественно, выбирал сам Кара-оол. Будучи руководителем региона он, безусловно, не мог не знать, что работы на Элегестинском месторождении приостановлены. Однако пошёл на это, хотя в Туве имеется и действующее угледобывающее предприятие – «Каа-Хемский угольный разрез». Да, после того, как его купили Шойгу и Дерипаска, там настали не самые лучшие времена и добыча упала по сравнению с советским временами в три раза, в сравнению с совсем недавним прошлым – почти в два раза. Но он всё же кое-как, но работает!
Да, действительно, от него отказались засаянские покупатели, да и тувинские порой ему предпочитают более дешёвый, даже с учётом доставки по Саянам, уголь с Хакасии. Да, работает он то ли два, то ли три дня в неделю. Но он, в отличие от Элегестинского, всё же работает! Там есть и техника, и коллектив, и реальное руководство, которое в состоянии доложить о реальном положении дел в отрасли. Но вместо этого на экран тащат человека, никогда не имевшего никакого отношения к углю и рассказывающего Президенту страны байки про какой-то тоннель под Енисеем и начало строительства порта в Ванино. Интересно, за кого они принимают Путина, обещая «проложить тоннель под рекой Енисей», поскольку в Туве «сложные и суровые климатические условия»? Это заявление вообще не может вызвать никакой другой реакции, кроме гомерического хохота. Какой тоннель! И на что? У Байсарова за душой никаких солидных денег отродясь не водилось. Он даже не смог выкупить у Пугачёва свою долю в ЕПК и «подставил» своего компаньона по «Русской Медной компании». К тому же никакой нужды в тоннеле нет, и, думается, никогда не возникнет. Это просто обычная глупость недалёкого человека.
Но самое интересное, что Путин эту глупость вместе с откровенным враньём «проглотил». Наш милостивый государь на байсаровскую чушь деликатно ответил: «Планы у вас грандиозные. И начало работы энергичное. Я знаю и о сложностях, с которыми вы сталкиваетесь в ходе работы, надеюсь, они будут преодолены, в том числе отношения с партнёрами...».
Вот уж действительно, живём, как в королевстве кривых зеркал, где ложь запросто сходит за правду. Но самое главное – за враньё никто не отвечает. Даже если публично ОБМАНЫВАЮТ САМОГО ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ. Причём, цель этой лжи очевидна – компании нужно госфинансирование в объёмах миллиардов рублей. Скорее всего, чтобы часть этих средств присвоить. Кто должен стать последней гаванью для бюджетных миллиардов, точно сказать никто не может. Но участие в этом балагане Байсарова, Кара-оола и Шойгу для вовлечения в процесс Путина очевидно.
Честно говоря, эти миллиарды меня не очень возбуждают. Бог с ними, не здесь, так где-нибудь на олимпиаде какой-нибудь «товарищ билалов» им найдёт достойное применение. Но если это компания всё же добьёт Путина и получит доступ к деньгам, они, конечно, никакой дороги никогда не построят. Но уникальную экологию Тувы погубят. А нам и нашим потомкам здесь – жить.
Я не сторонник репрессий. Однако не могу не заметить: если бы кто так нахально наврал Сталину, тому застенков НКВД было бы не избежать. А после суда наверняка бы расстреляли. Но может, Путин «обманываться рад»? Ему рассказывают сказки о приближающемся рае, а он от этого «балдеет»? Или просто считает, что это враньё освящено согласием его доверенного лица Шойгу? Ну и как они с Шойгу на вранье собираются двигать страну «вперёд»? Неужели им комфортно стоять в одном ряду с «фантастами» Байсаровым и Кара-оолом?
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин