Мыслей много, планы ясные. А толку – мало.
В последние дни мы наблюдали информационный всплеск на правительственном уровне Тувы. Внезапно занемогший на устранении гуманитарной катастрофы в Хову-Аксах премьер Кара-оол «вдруг» «заискрил» своими инициативами. Пойманный врасплох российским вице-премьером Дворковичем, прибывшим в республику с внезапным инспекционным визитом, он принялся судорожно демонстрировать свою активность, как бы доказывая всем, что, даже находясь в отпуске на Виргинских островах, он ни на минуту не выпускал из рук кормило управления республикой. И не только «героически спасал» население погибающего замороженного посёлка, но и делал всё, чтобы Тува последовательно и верно двигалась к запланированному им раю.
Сначала он поспешил на Красноярский экономический форум, где со своим чеченским подельником в который раз заверил: «железной дороге в Туву – быть»! На что получил удивительную по лаконичности и убийственную по содержанию реплику российского премьера о том, что тувинским властям и кавказскому инвестору следует крепко подумать об источниках финансирования будущей стройки. Эта фраза, наверное, не получила бы такого резонанса, если бы не было известно, что с появлением Байсарова в ЕПК государство отозвало своё обязательство о выделении на эту стройку 49 млрд. рублей бюджетного финансирования. А если к этому прибавить заявление депутата Госдумы от Красноярского края Зубова о том, что дороги Кызыл-Курагино не будет, поскольку спрос и цены на уголь упали после ввода в эксплуатацию монгольского месторождения угля Цаган-Толгой, то картина становится вполне осязаемой. А тут ещё новое сообщение, на этот раз от потенциального исполнителя проекта НПО «Мостовик», из которого стало ясно, что стоимость реализации проекта удалось с начальных 98,545 млрд. рублей «раздуть» до 195 млрд. рублей. А учитывая стремление Байсарова получить кредит под госгарантию в 75% стоимости работ, выходит, что он желал бы получить госфинансирование более чем в 146 млрд. рублей. Что на 47 млрд. больше первоначальной стоимости строительства. Получит или нет – большой вопрос. Но повод для саморекламы и самолюбования сладкой парочки уже имеется...
Следом нашёлся новый информационный повод – на сей раз «согласие» Байсарова построить в Кызыле некую «блочную ТЭС». В этом случае удивительно следующее. Прошло пять лет после того, как Кара-оол провозгласил её строительство важнейшей инвестиционной и энергетической составляющей республики, однако до сих пор никто не знает даже, сколько будет стоить эта ТЭС, когда она будет построена и каков срок её окупаемости. В связи с чем Байсаров в этой комедии с «согласием» выглядит достаточно комично. Человек, который не нашёл миллиарда, чтобы рассчитаться за свою долю в ЕПК, публично заявляет, что построит «на свои деньги» ТЭС, которая может стоить раз в 20 больше! При этом «строительство» ТЭС он намерен совместить с осуществлением железнодорожного проекта, освоением Элегестинского месторождения угля и строительства порта в Ванино. А в это время Арбитраж г.Москвы рассматривает иск ЕПК о недействительности отзыва лицензии на Элегестинское угольное месторождение. Думается, что барон Мюнхаузен перед Байсаровым просто блекнет...
Не успели мы переварить эти новости, как узнали ещё об одной – Кара-оол при себе создал... Госсовет! Мысль, конечно, понятная: почему у Путина он есть, а у Кара-оола – нет? Чем он хуже?
Ну, слава Богу, теперь и у Кара-оола имеется собственный такой же госорган! Так что теперь дела у него пойдут на поправку, а в Туве начнётся формирование Гражданского общества. А то без него Общественной палате, партии «Единая Россия», Союзам и Федерациям ветеранов Афганистана, женщин, лучников, шахматистов, корейцев, художников, армян и геев, хакасов и чабанов-тысячников, киргизов и хомейжи, трезвости и здоровья, пенсионеров, ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов, мастеров художников и реставраторов музыкальных инструментов, милосердия и здоровья, охотников и рыболовов, стоматологов, немецкой культуры, друзей Тибета, предпринимателей, противодействию коррупции в органах государственной власти, реабилитации осужденных лиц, пропаганды и содействия развитию сверхлегкой авиации, профсоюзов и других общим числом в 142 явно не хватает, чтобы республика расцвела под гениальным руководством нашего Кормчего.
Как поспешил заявить сам Создатель, этот орган займётся «формированием кадровой политики». Налаживанием «взаимной связи между органами управления». На шестом году руководства республикой он осознал, что необходимо, наконец, выяснить, «кто за что отвечает». Видимо, наш Глава понял масштабы свершённого им разрушения, если написал «Вконтакте», что он «попробует возродить основы кадровой системы». Впрочем, похоже, и это – холостой выстрел. Особенно на фоне трагедии в Хову-Аксах, которая под его непосредственным руководством длится уже третий месяц.
Известно, что тувинский премьер всегда пытается пристроиться в хвост федеральным течениям. На сегодняшний момент они состоят из трёх направлений – борьба с коррупцией, налаживание работы объектов ЖКХ и забота о сиротах. А он решил вмешаться в формирование кадров на муниципальном уровне, что противоречит принципам местного самоуправления, провозглашённым в Конституции страны. То есть, лезет не в своё дело. Если бы Кара-оол был достаточно умён, он бы, конечно, на первом заседании Госсовета обсудил проблемы в Хову-Аксах или, на крайний случай, – состояние объектов ЖКХ, качество коммунальных услуг, коррупцию и воровство в этой отрасли. И «наверх» бы отчитался, и польза бы была какая-то. А так – обычное пустобрёхство... При таких авариях и последствиях, как в Хову-Аксах, обычно ищут «стрелочников», на которых можно перевести ответственность. У Кара-оола ими должны, по логике, стать зампред Бартына-Сады, министры Сат и Кызыл-оол, руководитель Агентства ЖКХ Решетников и гл. инженер ТЭЦ Сат. Их нужно срочно наказывать, иначе главным виновным станет Кара-оол. Но он даже до этого не додумался. Видать, надеется, что за него ответят поселковые начальники. Напрасно...
Тем временем в Хову-Аксах к гуманитарной катастрофе может добавиться инфекционная. За последовавшие после визита Дворковича две недели в посёлке практически ничего не изменилось. Воду возят из с.Сайлыг бай-хаакскими водовозками, канализация не работает, все нечистоты на виду. Вонь невообразимая. Тем временем, «ликвидаторы» тащат всё, что плохо лежит. Привезли для населения мясо. Много. Спрятали, а оно – протухло. (Это какими надо быть придурками, чтобы испортить мясо зимой?) Куда девать? Списали на бесплатные обеды и выбросили на свалку. Народ в посёлке удивляется: пропали все собаки! Принялись искать и нашли – на помойке. С удовольствием жрут протухшую гуманитарную помощь. Ещё немного, и посёлок потонет в нечистотах. Ведь ликвидаторы даже не удосужились установить ни одного биотулета!
Что же касается перспектив нормализации тепло-водоснабжения и канализации, то они смутны. Любому специалисту понятно, что до осени построить новую ТЭЦ и отводящие внутрипоселковые теплосети нереально. В лучшем случае, построят новый водозабор и отогреют канализацию. А это значит, что теплоснабжение посёлка следующей зимой будет осуществляться от сегодняшней ТЭЦ, отремонтированной Бабкиным. Так что все работы этой зимой по ликвидации ЧС в Хову-Аксах – это своего рода попытка ухода от ответственности и ничего общего с реальным разрешением проблемы они не имеют. Эти проблемы пока только законсервированы. Поэтому осенью мы о них услышим снова.
Сейчас во властных коридорах обсуждается тема: почему Путин не хочет принять Кара-оола? 25 февраля – уже третий срок, когда эта встреча могла состояться. И теперь наш Глава ждёт, когда Байсарову удастся договориться. Думается, в этом и прикол. Дело в том, что наш земляк, являясь министром обороны, каждый день разговаривает со своим Главнокомандующим. И согласовать такую встречу для него ничего не стоит. А то, что он на это не идёт, говорит о том, что Кара-оол, видимо, утратил его высокое доверие. Шойгу можно понять: при его сегодняшнем положении любой, кто придёт на смену Кара-оолу, посчитает за честь бдить его интересы в Туве. В этом плане Шойгу в Кара-ооле, благодаря которому он нажил в Туве и России столько неприятностей, больше не нуждается, поскольку тот превратился в ходячий компромат его выбора в 2007 году.
Сегодня в республике оживилась полемика на предмет, кто и когда придёт на смену Кара-оолу? Горячие головы полагают, что время его истекло. Вряд ли. Думается, ему сначала дадут срок на исправление ситуации в Хову-Аксах до 1 марта, затем – до 1 сентября. И уже тогда будут принимать кадровые решения. А пока он поупражняется в популяризации Байсарова и поиграет в Госсовет. Но украсть деньги на осуществлении громких инвестпроектов им не дадут, и отставка от него никуда не денется.
Я ещё вернусь к этой теме. До встречи.
Кондрат Пчёлкин