Тоджа – край родной
или Поучительная легенда об «Онгон-Хурээ».
Уважаемые читатели «Риска», осмелюсь представить вашему вниманию услышанный мною рассказ старейшины рода Кол, почтенного Бурбу Самбууевнча с дальнейшими своими комментариями. Да простит меня Будда.
На празднике «Майдыр» для Камбы-ламы Огурда-башкы устанавливали позолоченный шатёр, посреди которого стоял резной, обшитый золотой и серебряной тканью, – трон из чёрного дерева, – подарок Правителя Маньчжурской империи. С обращенной на юго-восточную сторону стены полностью убирали ткань, чтобы Его Высочество мог видеть своих подданных. А посмотреть было на что: по правую руку от Камбы-ламы, колонкой, на высоких «ширтеках» или вытканных из белоснежной шерсти коврах, в позе лотоса восседали дужуметы, а по левую – ламы Урянхая.
Камбы-лама начинал читать молитву Майдыр-бургана и, вслед за ним священные сутры подхватывали ламы и дужуметы. Не удивляйтесь, в те времена, урянхайские чиновники получали из администрации китайского императора вожделенные «чинзе» или символы светской власти только после обучения в буддийских монастырях. После окончания религиозных молебнов и действий начиналась светская часть праздника.
В 1894 году, в низине горы Толбул появилась горстка беглых каторжников из Мергитской стороны (Иркутской губернии), Они, как тени, проследовали на юго-западную сторону и поселились у озера «Моон» или «Мюн». Благополучно перезимовали, но весной 1895 года, среди населения началась эпидемия заразной болезни. Ламы совершили ритуал подношения духу местности и установили, что храму Онгон-Хурээ необходимо переселиться в долину, по которой протекают семь горных речек. Поэтому в 1896 голу буддийский храм Онгон-Хурээ был переселён в долину с кыргысским названием «Энэм-Суу» («Материнское молоко») или «Ээн-Суг». В сооружении храма помогали потомки родов Ак и Кол («Белого и Речного Волков»).
Даже в 1935 году совершались богослужения, а вихри революции проносились мимо храма Онгон-Хурээ. Однако, сам факт его существования не вписывался в общую картину политической вертикали ТНР, и в следующем году, по приказу Президиума Малого Хурала, – монастырь был сожжён. Заранее узнав о нападении ревсомольцев, ламы успели вынести из храма и спрятать в пещере все священные книги, статуэтки и божественную роспись... Служители бога, забаррикадировавшиеся изнутри помещения, тоже были заживо сожжены. На месте сказочно красивого Онгон-Хурээ остался только каменный фундамент, а пепел его преданных защитников развеялся над просторами Тоджи.
В начале сороковых годов прошлого столетия, местным властям, на место нахождения замурованной пещеры «стуканул» молодой человек, член АРЕВЭ по имени Ангырбан. Бесценные сокровища Онгон-Хурээ были уничтожены безбожниками. Печальна была судьба доносчика: он застрелился в 70-х годах, а его единственный сын стал алкоголиком и скончался от цирроза печени в ИВС Тоджинского РОВД. Так и оборвался род.
Впервые эту легенду я услышал из уст старейшины рода Кол в конце 70-х годов 20 века. Был в шоке, думал, что такое не повторится никогда. Как я был неправ!
Прошло совсем немного времени и погиб СССР, от промышленности, колхозов и совхозов, которые были созданы по приказу партии, остались только руины. Тувинский народ, насильно оторванный от традиционного образа жизни, постепенно начал спиваться.
Пришедшие к власти чиновники стали сказочно богатеть, присваивать и продавать всё. Без ведома народа, Тоджинскую территорию, расположенную на верховьях правого притока реки Енисей продали китайцам. Они, в свою очередь, стали целенаправленно уничтожать экологию местности, вывозить на родину всё, даже почву. Не удивлюсь, если через пару лет, великая сибирская река Енисей превратится в вонючую, ядовитую жижу.
Честь имею, Оюн Тандинский.
Продолжение следует.