Думайте сами, решайте сами...
Я хоть и нечасто, но бываю на сайте газеты «РИСК». А тут большие выходные, и я увлеклась. Меня заинтересовала полемика о двух наших тувинских лидерах – Кара-ооле Ш.В. и Оюне В.М. Противники того и другого наперебой ожесточённо припоминают их прошлое, котором видят, в основном, негатив. Не считаю, что это правильно. Давайте забудем про проценты одного и водочно-торгашеское и бандитское прошлое другого. Годы каждого учат по-своему. Да и сам человек при желании работы над собой способен меняться как в лучшую сторону, так и наоборот. Как говорится, кто старое помянет... Чтобы понять, какой путь они прошли, оглянемся только на 2012 год. И посмотрим на него объективно, без навешивания ярлыков.
Для В.Оюна этот год был решающим в борьбе против целой связки правоохранительной, прокурорской и судебной систем за свое доброе имя, за честь и достоинство. Чего это ему стоило, можно только догадываться. Но он выстоял, не сломался, доказал, что был невиновен. И это – наиболее существенный штрих в его личности.
В это время руководитель республики выступил с новой гражданской инициативой. «Было бы здорово, если бы мы вместе – граждане и власть – сформировали программу «100 добрых дел»! Это были бы конкретные дела к 100-летнему юбилею единения Тувы и России, которое будет отмечаться в 2014 году. Это был бы прекрасный опыт совместной работы, возможность научиться слушать и слышать друг друга», – подчеркнул премьер.
А чем прославился наш Глава в предъюбилейном году? Что он внес в свою копилку добрых дел, о которой объявил в начале года, как о новом проекте республики?
Даже в правительственных СМИ ничего подобного о Ш.Кара-ооле не сообщалось. Зато ведомая им республика «отличилась» гибелью 8 десантников, которых республиканская власть отправила бороться с огнем с канистрами воды и лопатами. В итоге – какое-то почетное место Главы республики по упоминаемости в СМИ. Но удивительно: от позора и стыда никто не ушел в отставку.
Следующим показательным событием для назначенного нам лидера стала неудача со строительством железной дороги. Вернее сказать, постыдный провал. Безусловно, большинству в Туве, в Центре Азии это событие принесло удовлетворение – как-никак худо-бедно экология Тувы ещё на несколько лет сохранит свою чистоту и целостность. По крайней мере, отсрочен наплыв в республику всякого рода уголовников, мошенников и негодяев. Однако методы, которые применялись тувинским правительством в борьбе за ж/д, не могут не вызвать отвращения и брезгливости. Тут и регистрация фирмы-двойника по адресу Белого Дома, и широко известный безденежный инвестор, который зачастил в республику, и низкопоклонство наших даргаларов, готовых за самую малую подачку целовать ему ноги. И всё это никак не красит нашего самого главного начальника.
В отличие от Ш.Кара-оола, на фоне таких событий В.Оюн активно занимался тем, в чем всегда был отличным специалистом – развитием своего фермерского хозяйства в родном Чеди-Хольском кожууне. Это притом, что власть ничем не помогала ему, а скорее препятствовала. Не платила полагающиеся фермерскому хозяйству субвенции и дотации, не выделяла землю под строительство молокозавода. Даже удостоверение чабана-тысячника, от которого ни холодно, ни жалко, выдавать отказались. Но он опять выстоял. Мини-завод, который был запущен в этом году, стал давать хорошую продукцию, которую по достоинству оценили жители республики.
Так, без особых свершений, Ш.Кара-оол и шёл к окончанию года. А когда все уже готовились подводить итоги, грянула авария в Хову-Аксах, которая как в зеркале отразила уровень и результаты работы главного чиновника Тувы за все его пять лет. Конечно, он был там, заставил работать все правительство, всех местных чиновников, но ничего сделать не смог. Фактически последний маленький красивый благоустроенный поселок был заморожен под его «чутким руководством», и люди остались без тепла...
Беда такого масштаба никого не могла оставить равнодушным. Но нас интересует поведение в экстренной ситуации наших лидеров. Официальный сайт правительства РТ сообщил: «Глава Тувы Шолбан Кара-оол направил первую партию зимних пуховиков для эвакуированных в городе Кызыле и Чеди-Хольском районе». Знаем мы эту продукцию из Китая. Через неделю скатается. Хотя, конечно, поступок похвальный. Только почему 500, а не 3800? Всем же явно не хватило. И почему тем, кто из Хову-Аксы уехал, а не тем, кто в нём остался? Холодно-то им!
Не оставил в трудную минуту своих земляков и Оюн В.М. У него не было возможности осчастливить своих земляков за казённый счёт. И он привез жителям собственную продукцию. А это ни много ни мало 280 литров молока и 40 литров сметаны. Да, не на миллионы. Но зато личное, отличного качества и от всего сердца.
В сложное время проверяется также ценность семейных уз, прочность и порядочность всех родных и близких. В трудное время с В.Оюном рядом всегда были его жена, родные и близкие. Они не боялись никакой черновой работы ни в поле, ни на пастбище, ни на фермах. И в дни аварии они были там, вместе со своими земляками. В это же время СМИ республики растиражировали жизнерадостный рассказ о том, как брат тувинского премьера Юра Кара-оол во время хову-аксынской трагедии вместе с музыкантами духового оркестра РТ, среди которых имеются и родственники нашего главы, на Тайване в тепле и роскоши веселятся вдали от страдающей Родины. А поехали они туда на наши народные денежки, за счёт бюджета. В то время, как всех бюджетников обязали «скинуться» для нужд пострадавших.
Всего два человека в один год. В какие-то двенадцать месяцев. Не поспоришь: дела наших лидеров говорят сами за себя.
Что же остаётся «в сухом остатке»? У Кара-оола Ш.В.– гибель 8 пожарных, провал в инвестиционной деятельности и почти 4 тысячи замороженных жителей Хову-Аксы. У В.М.Оюна – победа над продажным правосудием, открытие мини-завода, работа на благо жителей республики...
Ну а выводы – делайте сами.
Ш. Ооржак