Дню народного единства посвящается |
Кто кого, и кто за это ответит?
Продолжение. Начало в №№13, 14.
Россия прошла через многое: было и откровенное пренебрежение власти к личности; и внешне уважительное, но на самом деле иезуитское отношение к человеку как к «винтику» государственной машины, получающему существующие блага не столько при лояльном отношении к системе, сколько при благосклонном отношении системы к нему. Причем система могла в любой момент изолировать человека от общества и не только за совершение им преступления, а при обнаружении у него «вредных» взглядов. Это происходило при И.В. Сталине и при Л.И. Брежневе (карательная психиатрия). При В.И. Ленине «неугодных» уничтожали миллионами. В Интернете можете найти документ, подписанный Лениным, и приписывающий уничтожить физически более миллиона казаков, содержащихся лагерях под Краснодаром. А что творил Троцкий (с одобрения того же Ленина), когда догнал «золотой поезд» под Казанью? Его любовница откровенничала: «Мы этих татар расстреливали из пулемётов как бешеных собак!». Город грабили «победители» трое суток – как в средние века.
По приказам Землячки и Бела Куна, после того, как красные взяли Крым, топили в Чёрном море бывших белогвардейцев десятками, связывая их верёвкой с якорем на другом конце. Уничтожили сотни тысяч граждан России, которые с оружием в руках отстаивали своё понимание справедливого пути развития Отчизны. Ждём повторения. Признаков тому – море.
Сегодня жируют жулики, которые незаконно стали обладателями разодранного на куски общенародного достояния, честных и порядочных людей гробят, «как бешеных собак». Парадокс? Парадокс ли!
Однако для каждого периода времени в России были характерны свои парадоксы. Так, не ценя достоинство отдельной личности, авторитарная власть (а когда она в России не была авторитарной?) создавала немало материальных благ, которыми пользовался и индивид. Сталин получил страну с сохой, а передал наследникам – с ядерными ракетами. Но какой ценой всё это досталось народу?
«Не было репрессий!» – кричат на каждом углу потомки тех, кто наших дедов и отцов гнал валить лес по 16 – 18 часов за 200 граммов подгнившего хлеба и миску баланды из картофельной шелухи. Да ещё и в мокрой одежде. Ретивые тюремщики загоняли зеков в яму с водой и вели на делянку, возвращаясь, водную процедуру повторяли. А на дворе уже конец октября – ноябрь.
Нынешняя власть высоко «ценит свободу, права человека и гражданина», однако пропасть между относительно небольшой частью благоденствующих олигархов и миллионами едва сводящих концы с концами граждан растёт и расширяется всё больше и больше. И надо ли долго доказывать, что радикальные события, происходящие в любой стране, непременно отражаются в её основных законах? Россия исключения не составляет. В 20-ом веке она пошла по пути многих стран, и для закрепления важнейших социально-экономических и общественно-политических отношений прибегла к документу, именуемому Конституцией.
«Конституция – учредительный закон, основной закон, устанавливающий начала государственного устройства данной страны».
Считается: если государственное устройство страны основано на началах народного представительства, то государству нужна Конституция. К пониманию этого многие страны шли годами, десятилетиями. У них даже сложилась своя конституционная история. Можно утверждать, что и Россия имеет свою конституционную историю, если под историей подразумевать, что предложения о введении Конституции или, в некотором роде, её аналогов, на соответствующих этапах развития страны, имели место.
В Конституции, как правило, переплетаются различные политические взгляды, а также юридические подходы, оправдывающие законность (легитимность) существующего экономического и политического строя, и власти. При этом приходится отвечать на множество вопросов: в чем сущность Конституции, каковы её предмет, содержание, какими методами осуществляется конституционное регулирование общественных отношений, и до каких пределов (объемов). Естественно, что эти вопросы имеют значение, но для нас важнее то, как эволюционировали взгляды и подходы к решению проблем в российском обществе посредством конституций, начиная с 1917 года.
Франция. Конец 18-го века. Королевская власть насаждает в качестве нового продукта питания картофель. Ничего не получается. Регулярно публикуются сообщения о том как «его величество кушал сегодня на завтрак картофель». Простым французам на всё это наплевать, они привыкли кушать кашу гречневую, ячменную, сеять злаковые под зиму. Но тут природа восстала: во Франции в ту пору ударили морозы как в Сибири – ниже минус 40-ка градусов. Все озимые вымерзли. Семян для пересева полей весной нет. Граждане нацепили на вилы красные тряпки, и пошли устанавливать справедливость, методами, которые в последствие были названы «революционной законностью». Тут же нашлись те, кто организовал и возглавил бунтовщиков.
Так разразилась Великая французская революция, пример всем последующим революциям в мире. Но, справедливости ради, отметим: эта Великая революция дала человечеству целый ряд положительных примеров, таких как «Декларация прав человека и гражданина 1789 года».
В статье 16 Декларации записано: «Общество, где не обеспечена гарантия прав (человека и гражданина) и распределение властей, не имеет Конституции».
Ни в одной из Конституций РСФСР и СССР периода 1918 – 78 годов о разделении властей на ветви (законодательная, исполнительная и судебная) не идёт и речи, а о правах – и тем более. Значит, эти Конституции, по сути своей, вовсе никакие не Конституции!? Неприятная, конечно, правда, но – правда.
Конституция РСФСР, 1918 год. В её основе лежит «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая большевиками на опережение. Большевики не отрицали идею Учредительного собрания, но не были уверены, что оно поддержит и одобрит их действия, связанные с вооружённым захватом власти. И не ошиблись – Учредительное собрание негативно оценило действия большевиков, за что его и разогнали.
Основная задача принятия Конституции 1918 года – придание законности советской власти, и что гораздо важнее, установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Основные права и свободы граждан, гарантии даже не упоминаются. Диктатура пролетариата не предусматривает каких-либо прав, свобод и гарантий гражданам, т.к. вся жизнь в стране регулируется «революционной законностью» и «политической целесообразностью», – «кто не с нами, тот против нас». Экономика страны развалена, идёт Гражданская война, и сеять хлеб некогда. Но уж таков наш народ, – пахать и сеять надо. Пусть кругом пожары и бои, а хлеб нужен. Так Россия выжила – за счёт хлеборобов.
Конституции СССР и РСФСР, 1924-25 год. База Конституции: Декларация об образовании Союза СССР и Договор союзного государства. Гражданская война, в основном, закончилась, пора бы и об экономике подумать. Организация союзного государства отвлекала все силы, и разработчикам Конституции было не до прав, свобод и гарантий для граждан.
И это дало право Милтону Фридману – лауреату Нобелевской премии по экономике (1976 год) заявить: «... между экономикой и политикой существует тесная взаимосвязь, что возможны лишь определённые комбинации политического и экономического устройства общества, и, в частности, социалистическое общество не может также быть демократическим (в том смысле, что оно не сможет гарантировать личных свобод)».
И. Солдатов
Продолжение следует.