«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"

Поиск по сайту
Навигация
Случайная картинка
Погода
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 403
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 28
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№6, 18 сентября 2012 года.
Кавказский абордаж

Кавказский абордаж

Тувинский магнит

Отдалённая и диковатая Тува всегда манила к себе разного рода аферистов и проходимцев. В советские времена сюда ехали по большей части за карьерным ростом, званиями и наградами. Сейчас потянулись служивые за генеральскими звёздами да финансовые авантюристы. И те и другие никакого уважения к себе среди местного населения не вызывают. Да и комфортности в условиях жизни тувинцев не добавляют. Скорее – наоборот. Являются фактором риска для выживания местного этноса.

Такая экспансия не была бы столь опасной для будущего Тувы, если бы не пользовалась всемерной поддержкой властей. Жизнь показала: слияние в финансовом экстазе местного Карлика с заезжими бизнесменами чревато опасными последствиями.

Впрочем, давайте начнём обсуждение этой темы по порядку.

Лоббистский тандем

«Первыми ласточками» возможного инвестиционного бума в Туве стали влиятельные вельможи России того времени С.Пугачёв и Л.Нарусова. Банкир по дешёвке прикупил угольное месторождение, а находившаяся у него на содержании профессиональная вдова, пользуясь своими связями, взялась за решение вопроса за казённый счёт строительства подъездных путей к его месторождению под видом железной дороги в Туву. Дело шло споро, и уже через несколько лет хождений по коридорам власти стоимость строительства выросла с 90 млрд. до 130 и имела перспективы роста до 200-250 млрд. рублей. При этом Путин всё больше склонялся к мысли построить Пугачёву подъездные пути за счёт государства Российского – благо нефтедоллары валились на страну, как манна небесная.

Неожиданное фиаско

Всё складывалось удачно, но ставка на одну лишь влиятельную пару при полном провале в экономике и усиления напряжённости в тувинском обществе привела Ооржака к закономерному концу. Ожидание инвестиционного бума прервал политический кризис в республике, в результате которого гарант успехов предприимчивой сенаторской пары Шериг-оол Ооржак был вынужден подать в отставку в связи с провалом партии жуликов и воров на выборах в Туве. Больше Пугачёв и Нарусова в Ооржаке не нуждались, наладив отношения с бывшим его недругом Оюном.

Беда не приходит одна

С этого и началась эпопея перехода эстафетной палочки освоения богатств Тувы от одной бизнес-структуры к другой. Пугачёв, а с ним и Нарусова, на деле оказались бумажными тиграми. Оставшись без поддержки органов власти в Туве, они в одночасье стали беззащитными. А тут, как говорится, беда не приходит одна. Следом Пугачёва принудили «кинуть» команду спикера тувинского парламента, следствием чего стала отставка В.Оюна и утрата контроля над парламентом. Почуяв слабину, в дело вступился наш звёздный земляк. Пугачёв с Нарусовой тут же лишились тувинского сенаторства. Вдовствующая светская львица, судя по всему, ненадолго пристроилась в Совете Федерации от Брянской области, но теперь, скорее всего, будет тихо доживать свой век без общественного внимания.

Что же касается олигарха Пугачёва, то после утраты «тувинского якоря» его судьба резко пошла под откос. Поскольку его влияние на В.Оюна было уже никому не нужно, его просто «списали». К проблемам с Северными верфями добавились трудности с месторождением коксующихся углей в Туве, а следом Центробанк потребовал вернуть 30-миллиардный кредит. Было очевидно, что кто-то, очень напоминающий Шойгу, вовсю «мутил воду» вокруг опального банкира, в результате чего банкротство «Межпромбанка» приняло криминальный характер с последующим возбуждением уголовного дела. Лишённый неприкосновенности, Пугачёв стремительно отъехал в Англию по случаю женитьбы на графине Толстой и за 3 млрд. долларов США продал свои тувинские активы недавно сформированной бизнес-паре Алтушкина-Байсарова. Так для бизнеса в Туве начался новый этап.

Мы наш, мы новый бизнес строим

Через год после этой сделки выяснилось, что у Байсарова денег на оплату акций ЗАО «ЕПК» нет, и не предвидится. Алтушкин был вынужден публично заявить, что не оплативший акции Байсаров к ЗАО «ЕПК» больше никакого отношения не имеет и от имени ЗАО «ЕПК» никаких заявлений делать не вправе. Более того: в Совете Директоров ЗАО «Енисейской Промышленной Компании» всех людей Байсарова срочно поменяли... на кадры Пугачёва. Однако за год пребывания в должности гендиректора ЕПК Байсаров умудрился многое наворотить. Сейчас ЕПК занимается анализом принятых чеченским бизнесменом-авантюристом решений. Уже заявлено, что сделка ЕПК с «Мостовиком», подрядившимся строить железную дорогу в Туву, может быть признана ничтожной, поскольку Байсаров умудрился заключить её без согласия Совета Директоров ЗАО «ЕПК». Кроме того, новое руководство ЗАО «ЕПК» усматривает значительное завышение смет на строительство дороги, в связи с чем грозит уже уголовным преследованием руководству «Мостовика» и лично Байсарову. Тот на сей счёт отмалчивается, а вот «Мостовику» не до шуток: по результатам его деятельности на строительстве объектов олимпиады в Сочи возбуждено уже два уголовных дела в отношении его руководства. И оба – в связи с миллиардными приписками.

На горизонте большие неприятности

А тут ещё в Туве такой облом... «Мостовик» заявил: несмотря на то, что работал фактически «под честное слово Байсарова», он всё же подал иск о взыскании 800 млн. рублей с ЗАО «ЕПК», прекратил все работы в Туве и «сматывает удочки». Одновременно Правительство России объявило, что уменьшает размер госфинансирования стройки на пару миллиардов и откладывает его на 2-3 года.

Путин нам поможет

В этой ситуации слившемуся в экстазе с нашим чрезвычайным земляком и его подручным в Туве Байсарову ничего не оставалось, как «делать хорошую мину при плохой игре». Он тут же сварганил документы на регистрацию прототипа ЗАО «ЕПК» с похожим названием и юридическим адресом в Доме Правительства Тувы, и от его имени, не дождавшись даже свидетельства о регистрации, обратился к Путину с просьбой «разобраться». Кто-то, очень напоминающий Шойгу, быстро притаранил фальшивку в Кремль и дал ей ходу. Но тут СМИ подняли скандал вокруг созданной Байсаровом фирмы-двойника ЗАО «ЕПК», и чеченский бизнесмен скорректировал свою деятельность, создав некую тувинскую инвестиционную компанию с уставным капиталом в миллиард рублей, сделав заявление в том духе, что, поскольку в рамках «ЕПК» ему поработать не удалось, а Тува ему сильно понравилась, он намерен в одиночку заниматься инвестированием в её экономику.

Понятно, что в такое может поверить только совсем наивный, не знающий Байсарова человек. Он много чего говорит, но ещё ни разу не рассказал, где он что построил, какой организовал бизнес и, вообще, какой эффект от его деятельности. К слову, история возникновения у него 200-миллионного долларового состояния тоже мутна. К тому же, эти достаточно скромные для большого проекта деньги, скорее всего, не имеют под собой реального исчисления, поскольку в основном состоят из 20-процентного пакета «Русской Медной компании». Но контрольный пакет в этой компании принадлежит тому самому Алтушкину, с которым они теперь явно не в дружеских отношениях, поскольку Байсаров, лишившись влияния в ЗАО «ЕПК», изъявил желание выхаживать из «ЕПК» долг «Мостовика». Хотя теперь всем хорошо известно, что Байсаров, собственно говоря, сам же и создал этот долг, подписав липовый контракт.

Падение влияния Шойгу

Но при всей критичности отношения к авантюристу с Кавказа следует отдать ему должное. Казалось бы, потеряв в Туве все перспективы, он всё же на что-то надеется. На что? При вхождении в Туву главным его козырем были предполагавшиеся финансовые возможности и тесная связь с чрезвычайным федеральным министром Шойгу, который тогда был вправе выбирать Туве инвесторов и навязывать премьеру Тувы дружбу или вражду с тем или иным фигурантом. Но время прошло. И выяснилось, что финансовые возможности Байсарова весьма иллюзорны. А позиции Шойгу резко пошатнулись после стремительного падения с федерального на региональный уровень и значительной утраты его влияния в партии власти. Он больше не сопровождает Путина на рыбалку или охоту. Но вопросы нужно решать... Главной проблемой для Байсарова и присосавшегося к нему Карлика сейчас можно считать разрешение вопроса лишения ЗАО «ЕПК» лицензии на Элегестинское месторождение угля и переоформление её на одну из учреждённых Байсаровым или его сателлитами фирм.

Кавказский абордаж тувинского бизнеса

Наверное, тут наш земляк и Карлик пойдут по проторённому ими пути овладения Каа-Хемским угольным разрезом через Кипрский оффшор. Судя по всему, работа в этом направлении началась. Вдруг вспомнившие про Элегестинское месторождение продажные чиновники Роснедр выписали предписание ЗАО «ЕПК» и дали три месяца на их устранение, а заодно отозвали разрешение на использование при добыче угля американского комбайна, проработавшего до этого несколько лет. Всё это, конечно, не случайно. Бурная деятельность контролирующего органа наверняка изрядно кем-то профинансирована... Думается, эпопея рейдерского захвата лицензии на разработку Элегестинского месторождения продлится ещё до конца года. Если у них всё получится, то к середине 2013 года у месторождения появится новый хозяин. И тогда начнётся проработка замены ответственного лица за строительство железной дороги Курагино-Кызыл.

Фактор риска

Но удастся ли это провернуть Байсарову, или он «пыхтит» в чьих-то интересах, мы скоро узнаем. Достоверно лишь одно: такой человек, как Байсаров, никакого угля добыть никогда не сможет и никакую железную дорогу никуда не построит. Он, наверное, может в лучшем случае лишь отобрать бизнес и с выгодой кому-нибудь перепродать. Но от этого никаких производств, новых рабочих мест или налогов в бюджет не появляется.

Впрочем, вряд ли такая схема сработает в Туве. И даже не потому, что такой поворот запросто может родить политический кризис, в результате которого Карлик и Шойгу могут потерять всё. Для Путина Алтушкин – совсем не Ходорковский, да и ему вовсе не надо нового ЮКОСа. Даже в несколько раз меньший по своим финансовым размерам. Да и ради чего Путину так рисковать?

Жизнь диктует новые задачи и их решения

Саммит АТЭС показал: заваленная нефтедолларами Россия стремительно отстаёт от всего цивилизованного мира. Чего стоит только один пример: все порты российского Дальнего Востока перерабатывают грузов меньше, чем один китайский порт Далянь. Казалось бы, огромная сумма – 1 трлн. долларов! Столько в год наш Транссиб зарабатывает на перевозке иностранных грузов. По времени прохождения грузов через РФ экономия составляет 14 дней перед 30 – по водному пути через Суэцкий канал. Но этот объём перевезённых по Транссибу грузов – менее 1% всего товарооборота из азиатско-тихоокеанского региона в Европу. Действительно – капля в море. А всё – в проблеме неразвитости логистики портов и железной дороги России. Вот чем следует правительству страны заниматься, вот куда стоит вкладывать деньги, интегрируясь в быстроразвивающиеся стране АТЕС. А тут – какая-то сомнительная дорога в никуда за никому не нужным углём, да ещё с грандиозным скандалом, отъёмом бизнеса, политическими рисками и вероятным ростом сепаратистских настроений в обществе, негативно относящемся к строительству железной дороги в Туву. Да, тут, конечно, поневоле задумаешься...

Всё пропало

14 сентября тувинские власти ждали приезда Путина в Туву. В коридорах правительства гуляли разговоры о том, что на этот раз Байсаров надеется получить у Путина добро на кавказский абордаж угольно-железнодорожного бизнеса Алтушкина. Или Алтушкина-Пугачёва, если между ними уже сложился альянс. Путин не приехал, остался в Сочи. Наверное, решил подумать, что важнее для страны и его имиджа – отмашка на рейдерский захват пока даже не существующего бизнеса или создание инвестиционной привлекательности региона и страны в целом. А поскольку он не приехал, то не приехали и другие влиятельные фигуры. Одна Лариса Фламенбаум, как вызволенный псих из палаты №6, крутится под ногами и мозолит глаза.

Наевшийся по горло тувинской экзотики, возвращается восвояси домой зализывать раны омский «Мостовик». В Туве его «нагрели», как он полагает, на 1,5 млрд. рублей. Наверное, теперь он туже сумму «нагреет» кого-то в Сочи. Однако обещает вернуться через 2-3 года. Правда, былых иллюзий уже нет: подготовленный им километр никому не нужной железной дороги к тому времени уже растащат.

Однако

Впрочем, вряд ли стоит надеяться, что их труд будет кому-то полезен: строили они без технической документации, и потому никакой уверенности, что железная дорога в будущем пройдёт именно там, где они работали (если она вообще когда-нибудь будет построена), нет. Наверное, это означает, что для Тувы настало новое время. Время осмысления пути, по которому она идёт и время критического анализа личностей, которые её ведут неизвестно куда. Пугачёв и Нарусова привели власти республики к закономерному плачевному финалу. Судя по всему, дружба с Байсаровым даст ещё более плачевный результат. Впрочем, какая дружба? Да и роль Байсарова, скорее всего, чересчур демонизирована. Может так статься, что он – всего лишь подставная фигура, действующая в интересах Шойгу, который вознамерился прибрать богатую ископаемыми республику к своим рукам. Вот тогда можно рассчитывать на то, что Путин рискнёт своей репутацией и ввяжется в эту мутную историю с отъёмом бизнеса, оказав кому-то медвежью услугу.

В следующем номере мы побеседует о реальных возможностях развития транспортной инфраструктуры республики с тем, чтобы мы в Туве не столкнулись с такими же последствиями авантюрных решений, с которыми страна столкнулась после строительства Байкало-Амурской магистрали. Тувинская железка не построена. Наверное, Слава Богу. А то её бы ожидало то, что сейчас творится на БАМе.

Кондрат Пчёлкин

(прочитано 9356 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 6:

Кукиш с маслом недоступен уже для 65% россиян!

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Для писем Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в Телеграме
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине