Горькая судьба инвестора
Помнится, с каким облегчением Тува провожала Шериг-оола Ооржака на заслуженный отдых. В республике царили приподнятое настроение и ожидание экономического чуда – помогать новому премьеру Шолбану Кара-оолу пообещал САМ Сергей Шойгу! Под звонкие обещания Герой России стал частым гостем в республике. Затеял грандиозный проект возрождения крепости Пор-Бажын. Под это дело крепко тряхнул казну МЧС и вывернул карманы нескольким олигархам. Одних презервативов чрезвычайное ведомство привезло для утех молодёжи более 25 тысяч штук! Возил-перевозил туда почти всех министров России, включая даже министра иностранных дел Лаврова. Раз в квартал завлекал на рыбалку или охоту самого Путина. Короче, пыль в глаза пустил такую, что никто, включая закоренелых скептиков, не сомневался: у Тувы наконец-то замаячило светлое будущее! И золотой дождь на республику прольётся с минуты на минуту.
Время шло, а перемен к лучшему не наступало. Даже к возрождению тувинской культуры это не привело. Да и не могло – у наводнивших с появлением Шойгу республику проходимцев были совсем другие цели. Хотя, конечно, деньги олигархов были «освоены» приличные. И больше всех потратился Дерипаска, которому, судя по всему, Шойгу пообещал кладовые Тувы для развития его империи. И олигарх взялся за дело с присущим ему энтузиазмом. Похоже, в сферу его алюминиевой индустрии в Туве входило всё: от аэропорта до энергетики, включая банковский и гостиничный бизнес, туризм, строительство железной дороги в Туву и разработка угольного месторождения.
Не случайно в первые же месяцы правления Кара-оола «Кубань-Авиа» разместилась в Кызылском аэропорту, и начались регулярные рейсы в Москву и по городам Сибири, вытесняя «Тува-авиа», которая конкуренции с Дерипаской не выдержала и очень скоро утратила лицензию на авиаперевозки и даже обанкротилась. Ушлые «инвесторы» уже было подбирали помещение для филиала дерипасовского банка «Союз», площадку под строительство пятизвёздочной гостиницы «РУСАЛа», а авантюрист Базиев прочно устроился в кресле конкурсного управляющего Каа-Хемским угольным разрезом. Да и по указке Дерипаски «РУСАЛа» в правительство Тувы перебрался новый гастарбайтер некто Костюков в качестве «советника по экономическим вопросам» с чрезвычайно широкими полномочиями. И с того момента ни одно решение премьера не проходило без его санкции. Не исключено, что именно он запретил заниматься продолжением реконструкции Кызылской ТЭЦ, с таким трудом «пробитым» прежним премьером. И всё это – под громогласные заявления премьера Кара-оола, решившего вместо реконструкции Кызылской ТЭЦ построить на деньги Дерипаски какую-то блочную ТЭС, тем самым «на многие десятилетия вперёд» ликвидировав дефицит тепла и электроэнергии. А вне правительства Тувы из окружения Дерипаски в Кызыле вдруг «всплыло» ещё одно подозрительное лицо – некто Чурин. Оно было очень скоро на обещания, и от имени дочерней компании Дерипаски «Базового элемента» гарантировало премьеру за долю в Каа-Хемском угольном разрезе примерно на уровне в 40% построить блочную ТЭС.
Не будем расписывать, как Дерипаска, Шойгу, Кара-оол и Зимин делили разрез под громкие заявления тувинского премьера, что он, мол, «не допустит утраты государственного контроля» над флагманом тувинской экономики – это нам в точности неведомо, да и не в том дело, кому, сколько процентов от лакомого куска досталось. Важно, что в результате подозрительного банкротства и ещё более подозрительной процедуры выкупа разреза некой «Тувинской горнорудной компанией», учредители которой стыдливо спрятались в кипрском оффшоре, председателем Совета директоров этой самой ТГРК стал тот самый болтун Чурин, который публично и достаточно открыто заявил о «трёх кластерах», которыми намерен заняться в Туве: «Железнодорожная инфраструктура, энергетическая инфраструктура и строительство горнодобывающих предприятий. Во всех этих направлениях компания «Базовый элемент» готова принимать максимальное участие. Что касается инвестиций, ожидаемые наши инвестиции в 2008-2015 годах составляют порядка 100 млрд. рублей. Основные направления – строительство железной дороги, строительство электростанции, разработка угольных месторождений» и далее по тексту: «Прежде всего, участие «Базового элемента» в строительстве электростанции в Туве, для этого есть очень хорошие возможности. Прямо на борту действующего разреза «Каа-Хемский» мы готовы заниматься этим вопросом. При условии, если этот разрез достанется компании «Базовый элемент»(!), мы готовы развивать эту ситуацию таким образом» (http://www.sibfo.ru/economics/big-projects-tiva.php?action=art&nart=4469).
Вот так и было сказано: «Вы нам разрез, а мы вам 100 млрд. инвестиций!». Тут все тувинские чиновники, включая премьера, от свалившегося на них счастья, ну просто обалдели! Столько денег враз бедной республике еще никто никогда не обещал! Надо было видеть радостные лица местных аферистов при власти, которые наконец-то дождались «серьезного инвестора», готового вывернуть свои карманы и которого, как говорил незабвенный Остап, можно даже за вымя потрогать... Кажется, сбылась вековая мечта Иванушки-дурачка – пришёл дядя, который за свои деньги всё сделает сам, да ещё приплатит местному воеводе 40-процентной долей в этом бизнесе! И если в это время Дерипаска казался каким-то богом, то Чурин олицетворял настоящего факира. Конечно же, разрез «Каа-Хемский» авантюристам достался. С помощью бандитов. По дешёвке.
И вот теперь дерипасовским выкормышам предстояло «прямо на борту действующего разреза «Каа-Хемский» эффективно вложить в экономику Тувы те самые 100 млрд. рублей инвестиций, работая в трёх громко публично заявленных направлениях: «строительство железной дороги, строительство электростанции, разработка угольных месторождений».
Однако время шло, а «фокус» никак не вырисовывался. Пузырьки от шампанского быстро улетучились, а жизнь, как всегда, оказалась намного сложнее и прозаичнее, да и «инвесторы» почему-то, как «куры в стайке вечерком» очень быстро поутихли. Прекратились рейсы на Москву, затем в Новосибирск, а вскоре вообще «Кубань-Авиа» приказала «долго жить». Никакой гостиницы в Кызыле Дерипаска строить так и не стал. Да что там гостиница – даже филиала своего банка не открыл. Единственное, что им с Шойгу удалось – это «отжать» от Тувы православного банкира Пугачёва, наотрез отказывавшегося делиться с Карликом своей собственностью в Туве. В результате подковёрной ожесточённой борьбы сенатор потерял в Туве угольное месторождение. А заодно утратил не только перспективы участия в строительстве железной дороги в Туву, но и членство в Совете Федерации.
Впрочем, республика от этого ничего не выиграла. Даже, скорее, наоборот. Получился вариант, как и с авиацией: выдавив из республики не без помощи нашего славного земляка православного олигарха, алюминиевый король сам ничего сделать так и не смог. А может, и не собирался вовсе. Ни к строительству «железки», ни к сооружению мифической ТЭС «Базовый элемент» так и не приступил. Консультант-помощник Костюков, не видя применениям своих «талантов», тихо собрал манатки и удалился восвояси, напоследок обронив, что, мол, у нашего премьера чрезвычайный аппетит... И только Чурин по-прежнему наведывался в Кызыл и какое-то время продолжал раздавать авансы, как ни в чём не бывало. Но про железную дорогу и ТЭС он уже не врал и единственное, чем он был озабочен – это Каа-Хемский угольный разрез, по дешёвке «прихваченный» ТГРК.
А дела там под его «гениальным руководством» шли всё хуже и хуже. Воровство достигло таких размеров, что себестоимость добычи угля очень быстро «подросла» вдвое и достигла 900 рублей за тонну. Отпускная цена угля быстро «упёрлась» почти в две тысячи рублей. Но и такой невиданно дорогой уголь покупать приходилось с неимоверными унижениями. Наведённые Чуриным порядки возмутили тувинцев и очень быстро настроили против руководства разреза всё население республики. При этом никакого обещанного им технического перевооружения разреза не наблюдалось. Техника работала на износ. Побежали кадры. Профсоюз забил тревогу – пошли письма в правительство, парламент, Президенту страны. На предприятии сильно «заштормило». Однако Карлик, получивший на халяву изрядную долю в разрезе, хранил гробовое молчание.
Под видом создания конкуренции, а на самом деле, чтобы «разбавить и ослабить» С.Пугачева, в 2009-2010 г. были проведены несколько конкурсов на реализацию новых угольных месторождений. В Республике незримо появились такие гиганты, как «ЕвразХолдинг» и «Северсталь». Эти компании, хоть и не по своей воле, но все-таки стали собственниками крупных угольных месторождений, таких как Межегейское, участок Восточный и участок Западный. Правда, на сегодняшний день, обе компании под видом постановки угольных запасов на баланс, потихоньку бурят скважины в степи и никуда не торопятся. А куда им спешить? Они аппетиты тувинского премьера знают не понаслышке. Да и лицензионные соглашения дураками из тувинского правительства составлены таким образом, что торопиться с освоением месторождений не обязательно.
К примеру, по настоянию Главы в лицензионное соглашение одной угольной компании было включено условие: «По участию в социально-экономическом развитии Республика Тува, до 2030 года угольная компания профинансирует строительство социальных объектов на сумму, в 450 млн. руб.». Может быть, вы скажете: так это ж здорово! Отвечу: здорово, да не очень... Не стану утверждать, сам не считал, но не исключаю, что Карле ещё в 2010 году вручили в конверте «свои первые 40 млн. руб.» под войну с Великим Хуралом. Ну, не смогли отказать ему металлурги в финансовой помощи в его «священной войне» за парламент! Но причём тут инвестиции в экономику Тувы?
Как говорится в одной известной рекламе: «Мечты сбываются...», но мы добавим – да сбываются, «но не для всех».
Так, может, этим и объясняется некая неторопливость инвесторов в республике? Между инвесторами уже давно есть понимание, что с сегодняшним Главой лучше не торопиться и пока ничего не строить. Всем понятно, что по известному всем принципу: себе же дороже будет! «ЕвразХолдинг» и «Северсталь» сегодня откровенно «тупят» и не торопятся добывать уголь. Лицензионные соглашения у них подписаны таким образом, что, в лучшем случае, уголь они начнут добывать, уже, скорее всего, после ухода Ш.Кара-оола. И повезут они этот уголь в сторону Китая, если, конечно, пропускная способность железной дороги в районе БАМа позволит (http://www.kommersant.ru/doc/1972773). Меж тем, сама «Енисейская промышленная компания» попала по финансовые претензии от материнской компании «Межпромбанка» и готовится к введению процедуры банкротства. А это значит, что весьма, вероятно, что и на Элегестинском участке скоро остановят добычу угля, и тогда какая уж там железная дорога... И что теперь будет делать новоявленный «железнодорожный строитель» Р.Байсаров? Скорее всего, будет строить горнолыжный курорт у себя на родине в Чечне. Вот и доигрались даргалары с заменой олигархов республиканских инвестпроектов!
А тем временем «флагман тувинской промышленности» – разрез «Каа-Хемский» медленно, но верно опускается на дно финансовой пропасти. Сначала он ограничивал тувинских потребителей, поднимая цены и сокращая поставки внутри республики, дабы увеличить внешние поставки, прибыль от которых «капала» владельцам разреза напрямую. Угля не хватало, и руководство разреза в компании с авантюристом Якушевым наладила процесс подмеса в качественный каа-хемский уголь некачественный элегестинский. Какую-то дополнительную прибыль они получили, но в итоге потеряли рынки сбыта. Теперь разрез медленно, но верно опускается в пучину долгов. За 2011 год реализация угля на разрезе составила 1,1 млрд. руб., а долги уже превысили 1,3 млрд. руб. Все, кого бы ни спрашивали, почему такая сложная ситуация, отправляют к Чурину... И куда уходит прибыль в 900 рублей за тонну, никто, кроме него, не знает. Впрочем, то, что разрез – частная собственность Кипрских оффшоров, ни для кого не секрет. Дальше, как говорится, ехать некуда!
Как итог – добыча угля на разрезе в этом году стремительно падает. Если в 2011 году в июне разрез добыл 73264,1 тн. угля, то в этом – всего 19143,7 тн. А на Каа-Хемском участке вообще добыча упала в 58(!) раз – с 66906,9 тн. до 1148,3. Таков плачевный итог руководящей и направляющей роли славного «горняка и рудокопа», «талантливого руководителя», Председателя совета директоров А.С. Чурина, который, по некоторым сведениям, через «Саянский уголь» за короткий срок сколотил себе немалое состояние. Но разрез этого не выдержал и «развалился».
Наверное, кто-то скажет: да что там, везде одно и то же. Не скажите. Есть другие примеры из развития соседних регионов на бескрайних просторах России. Вспомним про компанию «Мечел», предлагавшей правительству Тувы сотрудничество. После того как местные правители по указке «звездного генерала» закрыли этой компании перспективы в Туве, «Мечел» собрался с мыслями и направился развивать угольные проекты в соседней Якутии. Там за четыре года он своими силами, сам(!), без участия государства(!) и Шойгу, построил до угольного месторождения новую железную дорогу, протяженностью 320 км по вечной мерзлоте и обустроил угольный разрез на новом Эльгинском месторождении. А сейчас уже и уголь там добывает, и его можно вывозить к потребителям по новой железной дороге! (http://expert.ru/2012/07/4/mechel-uskoryaetsya/)
Значит, всё дело не в тяжести инвестпроектов? А в том, кто и как берется за дело? По всему, видимо, «главному тувинскому танцору» и здесь что-то в очередной раз помешало...
Из приведенного анализа напрашивается, свербящий душу вопрос.
А собственно говоря, кому выгодна такая ситуация с инвестиционным развитием Тувы? И кому нужно такое местное Правительство, которое «два слова связать не может» в диалоге с инвесторами по экономическому развитию региона?.. Может быть, Федеральный центр ответит хоть сам себе на этот, вроде бы, не очень сложный вопрос?
Но времена меняются. Меняется положение вещей и людей. Алюминиевого магната судят в Высоком Лондонском суде братья Чёрные, полагающие, что он их «кинул» на несколько миллиардов долларов. Звёздный генерал «приземлился» в Подмосковье и теперь занят делами земными. Ни о Пор-Бажыне, ни об Устуу-Хурээ никто и не вспоминает. Премьер Тувы без поддержки Героя всё больше превращается в ходячий анекдот. И уже скоро полгода, как не может сформировать собственный кабинет министров.
Но и Чурин – не дурак. В прошедшую субботу 30 июня в г.Кызыле, в «Тувинской горнорудной компании» произошло, на первый взгляд, вроде бы вполне рядовое событие. С горняцким коллективом угольного разреза приехал попрощаться теперь уже бывший Председатель Совета директоров «ТГРК» и бывший Генеральный директор Компании «Востсибуголь» г-н Чурин Андрей Сергеевич... Он тепло обнялся со своими приезжими соратниками, с которыми он вместе банкротил и затем дружно и целенаправленно «гробил» некогда государственное предприятие и, смахнув скупую мужскую слезу, в сердцах сказал: «Я был очень рад с вами поработать, и мне вас будет очень не хватать». Так в чем же смысл такого трогательного прощания? И чего ему не будет хватать?
На разрезе говорят, что пока только аудиторы знают об этом. Говорят, что по итогам проверки службой экономической безопасности «Русала», Андрею Сергеевичу пришлось резко и одномоментно покинуть насиженное теплое и денежное место...
А что же премьер Кара-оол? Уже давненько мы от него не слышали никаких громких заявлений. Похоже, уже и сам Шолбан Валерьевич осознал, что наш земляк и алюминиевый авантюрист посадили его в лужу основательно. И теперь рассчитывать на их помощь не приходится. Потому ведёт себя чрезвычайно скромно. Как и подобает убогому руководителю захудалого региона. Не пора ли собирать вещи, уважаемый? И двигаться вслед за Дерипаской, Шойгу и Чуриным?
Туда ему и дорога.
Кондрат Пчелкин