Обзор прессы |
ОТПУЩЕННЫЙ ВОР
Старая история всплыла на страницах «ТП». А суть её в том, что в 2004 году председателем РЭК Тувы работал Мерген Анай-оол, по воле судьбы женатый на близкой родственнице сегодняшнего премьера Тувы Кара-оола. А у него в подчинении работала некая гражданка Уюсова – чрезвычайно экзальтированная женщина, любившая эпатаж. «ЦА» в своё время опубликовала сюжет, рассказывая, как однажды в ресторане Уюсова, чрезмерно возбудясь в танце, сбросила с себя платье и продолжила отплясывать в облегчённом виде. Так вот этой даме очень захотелось получить федеральную грамоту. И она попросила об этом своего начальника Анай-оола. Тот подрядился исполнить её просьбу, но выставил условие оплаты его услуг. Когда вожделенная грамота была получена и доставлена в Кызыл, пришёл черед рассчитываться Тамаре Уюсовой. Цена была выставлена небольшая и соответствовала стоимости проезда до Москвы и обратно. Женщина сначала согласилась на неё, но затем в нарушение договорённостей почему-то пошла в милицию.
В результате проведённой операции деньги оказались изъятыми, и сам Мерген Анай-оол был осужден. Но тут произошла смена власти. Новому губернатору позарез понадобились люди с тёмным прошлым. И Анай-оол, невзирая на судимость, получил должность министра. А следом закрутилось колесо пересмотра его уголовного дела, в результате чего он оказался честным человеком, а Уюсова, сменившая свою фамилию на Есенгалиеву, в одночасье превратилась из жертвы вымогательства в злобную клеветницу. Правда, даже близкое родство с премьером не позволило Анай-оолу удержаться в правительстве, тем более, что вскоре он от своей жены ушёл к другой, которая родила ему прекрасного крепыша.
Лишившись должности, он тут же вступил в компартию и стал там заведовать вопросами идеологического воспитания молодёжи. Вот тут-то он и вспомнил, что Уюсова в своё время через газету «РИСК» обращалась к общественности со словами: «Из одного СМИ в другой кочуют сообщения о взятке, данной мною председателю РЭК РТ М.К. Анай-оолу... Но действия взяточника непредсказуемы. Логика его мышления отсутствует. Однако факт вымогательства зафиксирован на пленке. И пусть взятка может быть всего 5 рублей, но она от суммы взятого не перестает быть взяткой». Сначала Анай-оол подал иск к государству и в 2010 году отсудил, «в связи с оправданием и реабилитацией по нашумевшему в свое время уголовному делу с Минфина России за счет казны Российской Федерации 1 млн. 570 тыс. рублей в счет компенсации материального вреда и 700 тыс. рублей в счет компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование в течение свыше четырех лет».
Но этого ему показалось мало, и он подал на Уюсову в суд, мотивируя это тем, что «ответчик публично, через газету тиражом 3500 экземпляров и имеющей свою электронную версию с неограниченной аудиторией, распространила сведения, что истец является взяточником, которые не соответствуют действительности, так как вступившим в законную силу приговором суда это не установлено». В итоге суд присудил Уюсовой–Есенгалиевой выплатить Анай-оолу 7000 рублей компенсации морального вреда и 200 рублей возврата госпошлины. Сумма, конечно, смехотворная в сравнении с той, что он уже получил от государства. Но главное, считает Анай-оол, «вынесенное решение суда для него очень важно, так как он является секретарем по идеологии Тувинского рескома КПРФ, а также бывшим министром промышленности и энергетики республики, и опровержение порочащих его сведений снимает тень и с тувинских коммунистов, и с Правительства РТ».
Не будем судить-рядить на предмет законности или незаконности как первого, так и второго приговора по этому уголовному делу. Не в этом дело. Зададимся простым вопросом: откуда Шолбану Кара-оолу и тувинским коммунистам было известно, что первый приговор, вступивший в законную силу, будет впоследствии отменён и заменён на оправдательный? Они что, были в кабинете Анай-оола, когда Уюсова давала ему взятку? Или Кара-оол полагал, что его криминальный родственник, став министром, тут же будет оправдан, невзирая на фактический поступок, а коммунистам сладко говорящий криминальный чиновник как никогда ко двору в качестве главного идеолога? Честно говоря, нам противны и взяткополучатель, и взяткодатель, какими бы они ни прикрывались причинами своих поступков. Вряд ли Уюсова не могла прожить без этой грамоты. Да и для Анай-оола, взятые от подчинённой деньги, не решали всех его житейских проблем. Короче говоря, эта история не красит обоих. А особенно бывшего министра, ставшего коммунистом, но по-прежнему живущего по принципу «не пойман – не вор!». И нечего вытаскивать наружу своё грязное бельё и публично размахивать им, напоминая всем о том, как ты сначала взял взятку, а потом ловко выкрутился.
ЭЛИТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Сказать, что здравоохранение Тувы за последние годы «дошло до ручки», это не сказать ничего. Неквалифицированная медицинская помощь, очереди, сокращение койко-мест в перегруженных больницах, неумение медперсонала работать со сложным оборудованием, частое отсутствие необходимых медикаментов, грубость и чванливость чиновников от медицины – вот далеко не полный перечень проблем, нарастающих в тувинском здравоохранении. Тем не менее, правительству и минздраву удаётся за счёт сокращения финансирования больниц создавать островки благополучия, где «оздоравливаются» чиновники и боевики организаций типа ЧОП «Щит». К таким как раз и относится «новое лечебное учреждение на базе бывшего профилактория угольного разреза – республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации для ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий».
Это некий вариант «чабанской больницы» в центре Кызыла, где чабанов не видали лет 5-6. А может быть, и больше. Также, посетив заведение на Серебрянке, вы вряд ли там обнаружите хоть одного ветерана Отечественной войны. Зато наверняка встретите цветущую молодёжь, прибывшую «из «горячих точек». «Свой третий день рождения персонал санатория встречает в звании коллектива лучшего учреждения здравоохранения республики». Как явствует из публикации, «оборудование в санатории позволяет решать разные задачи». К примеру, «в кабинете «Кедровый лекарь» стены обшиты плитами из натурального кедра». В санатории любит отдыхать с друзьями Глава правительства, проживающий по соседству. Особенно ему нравится сауна, которая «отделана вагонкой из древесины тсуга». Как сообщает «ТП», там «есть даже VIP-палата». Впрочем, скорее всего, Главе больше всего нравится котельная медучреждения, почти бесплатно снабжающая его коттедж теплом и горячей водой. Наверное, поэтому не особо важное звено в лечении больных в отличие от других больниц не имеет проблем с государственным финансированием – надо же кому-то греть премьерские покои...
СЕЛО БЕЗ ДЕНЕГ
У «ТП» спецзаказ из правительства – оправдать предназначенные селу, но потраченные неизвестно на что государственные средства. Если верить автору, «начиная с 2007 года, когда финансирование села впервые было увеличено сразу в пять раз, вопрос постоянно находился на повестке дня, и к 2011 году поддержка отрасли увеличилась в 10 раз по отношению к 2006 году». Правда, селянам жить от этого увеличения легче не стало. Деньги куда-то пропали, и теперь их ищут сыщики ФСБ и Следственного комитета в документах замечательного мясокомбината «Урянхай», водочной линии «Чагытай», кондитерской и птичьей фабрик. В связи с чем, всем участникам процесса «развития агропромышленного комплекса республики» во главе с Иргитом грозят различные сроки в местах не столь отдалённых. Так что Кара-оолу, Чучеву, Ендану и прочим «труженикам села» приходится время от времени напрягаться.
«В конце минувшей недели в Доме правительства состоялась пресс-конференция, на которой руководители сельского хозяйства республики познакомили с итогами работы АПК республики в 2011 году». Как явствует из отчёта, «в результате государственной поддержки и планомерной работы отраслевого министерства маточное поголовье овец и коз в прошлом году было увеличено на 3,3%, лошадей – на 10,7%». Если учесть, что цифры поголовья скота по существующей методике берутся «с потолка», то говорить о каком-то прорыве в сельском хозяйстве республики не приходится. Оказывается, «успешно поработали и растениеводы республики». Правда, назвать конкретные хозяйства-передовики кроме хозяйства Пирогова не удалось. «Он выдерживает весь технологический процесс производства зерна, поэтому урожайность на его полях выше, чем у других зернопроизводителей. Спасибо за его труд», – рапортуют чиновники. И вынуждены признать: проблему раонированных семян им решить так и не удалось, в связи с чем «основная масса снова будет завозиться из-за Саян».
Не удалось чиновникам на этот раз и отстоять в Москве федеральное дотирование яководства республики. В результате «Федеральные структуры убрали из племенного реестра яков». Следом «этого статуса лишились ГУП «Моген-Бурен», «Малчын», нынче – ГУП «Бай-Тал».
Но на этом промахи чиновников не заканчиваются: «ГУП «Эйлиг-Хем» – козоводческое специализированное хозяйство также выпало из госреестра, потому, что не смогло выдержать минимальные требования, требующиеся для подтверждения статуса племенного хозяйства». В принципе, «подобные проблемы оказались и у других племпредприятий, исключенных из реестра». А это может означать лишь одно – эти предприятия скоро «прикажут долго жить».
Тува потратила на организацию переработки сельхозпродукции огромные деньги. И – впустую. Как признался министр, «единственным предприятием по переработке скота в Туве был «Урянхай», который приостановил свою работу». Так что в животноводческой республике «переработка мяса остается слабым местом. Единственное малое предприятие – колбасный цех Нанеташвили».
Долго и нудно правительством и минсельхозом рекламировалась идея создания «агропояса вокруг Кызыла». Спустя четыре года министр вынужден признать, что даже сейчас «программы у нас пока нет». Мало того: правительство не в состоянии даже организовать торговлю собственной мясной продукцией тех, кто сам держит скот. «В прошлом году мы хотели открыть рынки в Ак-Довураке, Бай-Хааке, поселке Каа-Хеме», – сетует министр. Но тщетно – «буксует местная власть», – плачет он.
А после ответьте: зачем нам нужно такое правительство и для чего оно держит кучу чиновников в минсельхозе? Чтобы «отмывать» бюджетные деньги?
У ДРАЧЛИВЫХ УЧИТЕЛЕЙ ВЗБАЛАМОШНЫЕ УЧЕНИКИ
Бывает же так: прочитаешь написанное и никак не разберёшь – где правда? Такое ощущение неизбежно после чтения статьи «Поле битвы», или Как сегодня играют в баскетбол». Сначала автор сообщает, что «недавно в Кызыле проводился чемпионат республики по баскетболу среди девушек на призы Главы правительства РТ». Как можно понять, «скандал изначально возник из-за нечестного судейства В.Турова», который «просто закрывал глаза на ошибки соперниц, которые играли слабо, постоянно нарушали правила, но им все прощалось». Занявшие второе место возмущены всем, в том числе и тем, что «девушки играли по 2-3 игры в день в течение трех дней, и домой приходили изможденные».
Но причём тут судейство, спросите вы, уважаемый читатель. И будете правы – все играли в одинаковых условиях. Спорт есть спорт. А заявление о том, что «судья чемпионата самовольно ставил сильные команды против слабых» вообще не выдерживает никакой критики, поскольку это общий принцип различных чемпионатов по самым разным игровым видам спорта, чтобы в итоге в финальную часть вышли сильнейшие.
Ну а скандал при церемонии награждения вообще «не лезет ни в какие ворота», когда спортсменки «попросили 5 минут передышки», но, получив отказ, «девчонки заплакали». И их пришлось «каждую брать за руки и ставить в центре зала».
Надо сказать, что тренер баскетболисток свою вину в случившемся признала: «моя вина в том, что я вспылила и начала выяснять отношения с судьями». Но тут выяснилось, что девочки-то оказались не такими уж и «паиньками». По крайней мере, трудно оправдать ту из них, которая «плеснула на судей воду из бутылки». Впрочем, что ожидать от детей, курируемых замминистром, которому уже в ближайшее время предстоит ответить перед мировым судом за драку, затеянную им в помещении избирательной комиссии Тувы?