У семи нянек аэропорт без глазу
Вот бывает же так: в одном совершенно ничтожном событии, как в капле, отражается состояние большого, серьёзного и важного. Я это по поводу недавнего пожара в Кызылском аэропорту, в результате которого дотла сгорели два самолёта АН‑2, один вертолёт МИ‑8 и сам ангар. Кстати, о нём почти никто ничего толком не знает. Это событие покрыто тайной, как ЧП на совершенно секретном объекте. До сих пор, спустя 5 дней, широкой общественности неизвестно, по чьей вине пожар случился, кто и что там делал и каковы последствия. Единственно, что официально прозвучало из уст министра Грейсерова, что там ничего серьёзного не произошло, ущерб чрезвычайно мал и вообще обсуждать тут нечего.
Однако я другого мнения и попытался разобраться в случившемся. Выяснилось: властям есть что скрывать. Во-первых, ремонтом ангара подрядилась заниматься некая тайная абаканская фирма, которую никак не могут отыскать следователи. Тем временем руководство Кызылского аэропорта, который Ш.Кара-оол стремится поскорее сплавить в федеральную собственность, дало показания на некую фирму «Шивилиг», которая-де должна была обустроить в ангаре систему отопления. Но армяне, стоящие за ней, категорически открещиваются от этого ангара и заявляют, что они только формально числились как субподрядчики, а на самом деле никакого отношения к этому не имели.
Более того, когда из аэропорта просочились сведения, что возгорание произошло из-за проведения сварочных работ, тут же начали искать злополучного сварщика, спалившего объект. След вывел на некоего работника депутата-педроса Гаврилова из водобурильной компании, который официально вроде бы никакого отношения к стройке не имел. Впрочем, таинственного сварщика следователи безрезультатно ищут до сих пор, а тем временем версия причины возгорания поменялась. Теперь говорят, что возгорание произошло из-за короткого замыкания, которое случилось при ремонте электропроводки. И опять не могут назвать исполнителя, спалившее народное добро.
А что, собственно, сгорело? Два самолёта АН-2. По свидетельству незаинтересованных работников аэропорта, отремонтированных и почти готовых к полётам. Разобранный вертолёт. Лучший из тех, что имелся на балансе «Тува-Авиа». Это он упал в реку с рыбаками и ждал ремонта шасси. Имел современную авионику и мог бы ещё долго служить. Ну и сам алюминиевый ангар, изготовленный из профлиста и панелей «сэндвич». Такие сооружения эксплуатируются по 40-50 лет без какого-либо ремонта. А этим было лет 30.
И теперь последний вопрос: а зачем в феврале, на исходе зимы, был затеян этот ремонт, да ещё с такими запутанными схемами подрядчиков-субподрядчиков? И почему им занимались не директор аэропорта, ни министры транспорта или строительства, а лично первый зампред правительства Бартына-Сады?
Ответ достаточно прост. Ремонт был срочным по двум причинам. Первая – закупленные идиотами из нашего правительства швейцарские самолёты не могут эксплуатироваться в сибирские морозы. У них и так при посадке вышли из строя стойки шасси, из-за чего были временно отменены все рейсы. Вот их и решили держать в этих ангарах, для чего понадобилась организация тепла. Вторая – правительству срочно нужно списать на аэропорт деньги, пока он не отошёл в федеральную собственность, где потом трудно будет «отыскать концы». Отсюда и абаканско-армянские подрядчики.
В целом описанная ситуация показывает, какие бардак и растащиловка царят в нашем республиканском хозяйстве. Никто ни за что не отвечает, а воруют – все, кто имеет доступ к казённым деньгам. Нам вешают лапшу на уши о заботе правительства по развитию авиасообщения Тувы с другими регионами, а сами тем временем тырят по карманам, что могут. Авиационная отрасль республики, как и водный и автомобильный транспорт, фактически уничтожена. За бюджетный счёт покупают никчёмные дорогостоящие самолётики, которые невозможно без риска для пассажиров эксплуатировать в наших условиях и двухчасовой полёт на которых до Новосибирска в два раза дороже, чем от Красноярска до Москвы. И это – только видимая часть айсберга бардака и растащиловки, царящие у нас.
Кондрат Пчёлкин