«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Газета РИСК
 Логин: Пароль:

   Регистрация
   Забыли пароль?
   Помощь
   Главная
Свежий
номер
 Архив
Архив
газеты
 Новости
События
в Туве
 Объявления
Куплю /
Продам
 Опросы
Наши вопросы,
ваши ответы
 Форум
Дискуссии,
обсуждения

Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"

Поиск по сайту
Навигация
Случайная картинка
Погода
Кто на сайте
Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.
Anonymous Гостей: 534
User Пользователей: 0

Связь установлена risk-inform.com
Anonymous Гостей: 25
User Пользователей: 0

Версия для печати
A- | A | A+  12pt
№15, 25 мая 2011 года.

    Итоги караооловщины
В. Салчак

Село умирает, но бюджет на его развитие «освоен»

В 2007 году новым правительством Тувы были приняты два важных, на мой взгляд, решения. Программа экономического и социального развития РТ на период до 2010 года и Указ Председателя Правительства «О первоочередных мерах по развитию сельского хозяйства РТ».

Теперь уже нет сомнений: программа экономического и социального развития РТ на период до 2010 года не выполнена. По сути, к её исполнению даже не приступали. Впрочем, нереальность установленных сроков реализации основных мероприятий уже тогда была ясна. Программа предусматривала осуществление крупномасштабного освоения месторождений природных ресурсов республики с вывозом сырья по железной дороге, и такие проекты невозможно реализовать в короткие сроки. По моим оценкам, эта реализация потребует еще не менее 10 лет, да и то при благоприятном развитии ситуации.

Программа была принята спешно и без широкого общественного обсуждения. Никто не может сказать, как это отразится на экологии, на традиционном хозяйстве коренного населения, крупномасштабное вовлечение в оборот природных ресурсов. Уже проданы Кызыл-Таштыгское и Ак-Сугское месторождение металлов, Элегестинское и Межегейское месторождение каменного угля. Разрабатывается Каа-Хемское месторождение. Обсуждаются вопросы о продаже и других месторождений. Речь идёт о создании на территории республики 7-и горнообогатительных комбинатов. Продажа месторождений производится без согласования с парламентом республики. От неё республиканский бюджет ничего не имеет. Распродав сегодня эти месторождения, мы лишили будущие поколения прав распоряжаться природными ресурсами своей земли. Уверен, что в будущем цена каждого клочка земли будет только возрастать. Почему такие серьезные вопросы не выносятся на обсуждение народа, а решаются в узком кругу правительственных чиновников? К этим вопросам мы еще вернемся.

Для населения республики Указ о развитии сельского хозяйства республики имеет исключительноесоциально-экономическое значение. Сельское хозяйство – это ведущая отрасль экономики республики. Его удельный вес в валовом региональном продукте составляет более 20%. На селе проживает почти половина населения республики. Село – это уклад жизни населения, основа нашей культуры, условие сохранения тувинского этноса.

Господдержка сельского хозяйства в 2007-09 годах осуществлялась в соответствии с законом РТ «О развитии сельского хозяйства в РТ», РЦП «Господдержка агропромышленного комплекса РТ в 2007 году» и РЦП «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-12 годы».

На реализацию республиканских целевых программ (РЦП) по развитию сельского хозяйства Минсельхозу РТ за 2007-09 годы были выделены 421 млн. рублей. В целом же с учетом средств федерального бюджета за эти годы Министерство получило около 1,8 млрд. рублей. Кроме того, филиалом ОАО «Россельхозбанк» выдано кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 2,5 млрд. рублей. Деньги немалые.

Однако, какова отдача этих средств?

По данным государственной статистики, за последние три года в целом объем продукции сельского хозяйства увеличился на 2,2% – результаты крайне скромные. Да и этот, совсем крошечный, рост был обеспечен подсобными хозяйствами населения. В структуре валовой продукции сельского хозяйства доля населения составляет более 85%, и динамика за последние четыре года практически не изменилась. Благодаря им и наблюдался за 2007-09 годы рост поголовья скота. Но по итогам 2010 года ситуация изменилась: начало сокращаться поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, свиней.

Негативная тенденция сложилась и в обрабатывающей промышленности. За 2010 год производство пищевых продуктов, включая напитки, по сравнению с 2009 годом сократилось на 2,9%. Сократилось производство в натуральном выражении мяса на 20,8%, колбасных изделий на 13,7%, цельномолочной продукции на 18,7%, муки из зерновых культур, овощных и растительных культур на 69% и водки на 16,1%.

Если сравнить итоги 2010 года с базовым 2006 годом, то мы увидим не рост, а снижение объемов переработки основных видов сельхозпродукции. В 2006 году было произведено на обрабатывающих предприятиях республики мясо, включая субпродукты 1 категории 2 309 тонн, а за 2010 год – всего лишь 240 тонн. Снижение почти в 10 раз. И это привело к тому, что рынок по продаже мяса оккупирован перекупщиками, которые диктуют свои цены. За эти годы сократилось также производство колбасных изделий, цельномолочной продукции, муки и т.д. С 2008 года прекратилось производство натуральной шерсти, шерстяной пряжи и ковров. Ранее действовавшее оборудование цеха по первичной обработке шерсти (ПОШ) растащено. Предприятие по производству ковровых изделий и шерстяной пряжи продано за смешные цены частным лицам и в настоящее время не работает. Перекупщики покупают шкуры крупного и мелкого рогатого скота за копейки. При таких условиях объяснимо сокращение товарного производства в сельском хозяйстве республики и это создает угрозу сокращения поголовья скота в дальнейшем.

Как видно, результаты развития отрасли не соответствуют тем крупным вливаниям, которые были осуществлены за счет бюджетов.

Почему огромные бюджетные деньги не дали отдачи?

Причин много. До сих пор не определены приоритетные направления развития отрасли, не сформулированы понятные всем целевые задачи. В результате были реализованы малоэффективные проекты, не относящиеся к приоритетным направлениям развития сельского хозяйства. Нужное для селян решение Председателя Правительства РТ не дало результатов из-за неготовности, некомпетентности специалистов сельского хозяйства и экономики республики.

При выборе и финансировании проектов не проводились их экспертизы, строительство осуществлялось без утвержденной ПСД. Финансирование таких крупных инвестиционных проектов, как ГУПы «Чагытай», «Птицефабрика «Енисейская», «Кондитерская фабрика» и «Тепличный комбинат» осуществлялось с нарушением Бюджетного кодекса РФ без проведения конкурсного отбора получателей средств, и на объекты, не имеющие технико-экономического обоснования и утвержденных в установленном порядке проектов.

Анализ израсходованных бюджетных средств показывает, что господдержка в основном была оказана вышеперечисленным государственным унитарным предприятиям. Общая сумма господдержки по ним составила 275,7 млн. рублей. Мероприятия на техническую и технологическую модернизацию предусматривали обновление парка сельскохозяйственной техники, включая приобретение тракторов, комбайнов и поставку на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования. А потрачены были на создание водочной линии и пр. То есть, были направлены на другие цели, что квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. И практика продолжается, поэтому сумма выделяемых им субсидий еще больше.

Создание и финансирование государственных унитарных предприятий за счет бюджетных средств нельзя признать обоснованным. Функции, выполняемые хозрасчетными предприятиями, не относятся к государственным функциям. Решение этих задач по законам предоставлено бизнесу. Нет объективных причин строить за счет бюджетных средств предприятия по выпуску водки. Государство должно создать условия для развития бизнеса, а не участвовать в нем.

В результате просчетов, грубых нарушений законодательства и отсутствия утвержденных инвестиционных проектов, вложенные огромные бюджетные деньги не принесли ожидаемых результатов.

ГУП «Чагытай». Затраты бюджета на его создание не оправдались. Продукция предприятия не конкурентоспособна, деятельность убыточна, кредиторская задолженность растёт. Потрачено 39,6 млн. рублей для организации розлива вино-водочных изделий. Средства предназначались для развития переработки сельскохозяйственной продукции и приобретение техники и оборудования для животноводческих комплексов. Производство водки не относится к переработке сельхозпродукции. К тому же допущена переплата объемов работ подрядчику на 5,2 млн. рублей и средства до сих пор не возвращены.

ГУП «Птицефабрика «Енисейская». При реализации данного проекта не проведено обследование ситуации на рынке, не учтена реальная потребность населения в её продукции, не проведена экспертиза утвержденного директором птицефабрики бизнес-плана. В итоге: финансово-хозяйственная деятельность убыточна, обеспечивается за счет бюджета. По итогам 2009 года получило убыток от продаж в 17 337 тыс. рублей, которые покрыты за счет бюджетных субсидий Минсельхозпрода РТ. За 2009 год вся выручка от продажи продукции составила 15 258 тыс. рублей, т.е. бюджетные субсидии превысили даже объемы выпущенной продукции. На конец 2009 года кредиторская задолженность составила в сумме 88,5 млн. рублей. На реконструкцию фабрики и на компенсацию текущих расходов по состоянию на 01.01.2010 года израсходовано из всех источников финансирования 186,8 млн. рублей. Продолжается финансирование из бюджета в 2010-2011 годах, коммерческое предприятие превращено в бюджетное учреждение с приоритетным финансированием. А поскольку кредит на сумму 46 млн. рублей выдан под гарантию правительства республики, учитывая убыточность предприятия, его возврат маловероятен и, скорее всего, средства будут списаны из республиканского бюджета.

ГУП «Кондитерская фабрика». За 2009 год из средств республиканской Программы выделено 18,3 млн. рублей. Предприятие объявлялось банкротом. В настоящее время не работает, отсутствует утвержденное технико-экономическое обоснование целесообразности строительства.

ГУП «Тепличный комбинат». За 2008-09 годы на реконструкцию комбината направлены бюджетные субсидии на сумму 31 млн. рублей.

Высока вероятность банкротства этих предприятий в перспективе, так как выпускаемая ими продукция неконкурентоспособна. Следует отметить, что нарушены основные принципы агропромышленной политики Тувы, указанной в статье 5 Закона РТ «О развитии сельского хозяйства РТ», о равной доступности господдержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовой формы. Государственную поддержку получили в основном вновь созданные ГУПы, которые в рыночных условиях оказались нежизнеспособными. При этом остались практически за бортом господдержки основные товаропроизводители – животноводы, фермеры, сельские подсобные хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы, т.е. те, кто обеспечивает производство сельскохозяйственной продукции в сельской местности.

За 2009 год на реализацию программы «Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Тыва на 2009-12 гг.» из бюджета были выделены 17,7 млн. рублей, из которых по целевому назначению использовано всего 3 млн. Остальные средства предоставлены ГУПам, производственным кооперативам, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств на сумму 14,7 млн. рублей.

Неоправданно высоки расходы на проведение праздника «Наадым». За 2007-09 годы на эти цели были израсходованы бюджетные средства за счет РЦП по развитию сельского хозяйства более 34 млн. рублей. Раньше такого транжирства не позволяли никогда.

Основной целью утвержденной Программы являлось достижение устойчивого развития сельских территорий республики, повышения занятости и уровня жизни сельского населения. В нарушение установленной целевой задачи значительная часть средств израсходована на строительство и реконструкцию ГУПов «Птицефабрика «Енисейская», «Чагытай», «Тепличный комбинат» и «Кондитерская фабрика», которые и размещены-то не в сельской местности. Следует отметить крайне низкий уровень организации финансирования программы. Бюджетные средства были сконцентрированы в Минсельхозпроде РТ, местные органы самоуправления не имели никаких полномочий и реальных рычагов управления бюджетными деньгами, что существенно ослабило контроль за использованием выделяемых средств. Порядок предоставления средств бюджета министерством утверждался не в начале года, а в июле-сентябре месяце, что отразилось на полноте освоения выделенных бюджетных ассигнований на государственную поддержку сельского хозяйства республики. Так, выделенные средства не были использованы за 2007 год на сумму 60,0 млн. рублей, за 2008 год – на 38,1 млн. рублей и за 2009 год – на 4,0 млн. рублей и соответственно эти средства возвращались в бюджет.

Эти нарушения ежегодно отмечались в заключениях Счетной палаты, однако, никаких мер со стороны Правительства РТ не было принято. О фактах нецелевого и неправомерного использования средств республиканской программы сообщалось и правоохранительным органам республики. К сожалению, они не нашли принципиальной оценки. В результате, огромные бюджетные деньги потрачены впустую и не дают должных результатов.

Таким образом, не сумев использовать предоставленные возможности, мы упустили шанс изменить социально-экономическую ситуацию в сельской местности. До непосредственных производителей мяса, молока, шерсти дошли мизерные средства государственной поддержки. За эти годы даже сократилось количество сельхозпредприятий, фермеров и аратов, которые раньше получали субсидии за счет поголовья скота. В связи с принятием новых правил поддержки, согласно которым поддержку получают только те, у кого поголовья скота более 1000 голов, значительно сократилось количество животноводов, которым оказывается государственная поддержка.

Местные органы власти должны, если действительно хотят служить интересам своего народа, критически осмыслить результаты своей деятельности и провести объективный анализ исполнения Программы развития сельского хозяйства республики. Необходимо признать ошибки, пересмотреть направления государственной поддержки развития отрасли. Взять на контроль расходование каждого бюджетного рубля, добиться результативности расходов.

Политика, направленная на борьбу с теми, кто защищает интересы государства и народа, бесперспективна. В настоящее время парламентский независимый контроль за использованием бюджетных средств отсутствует, Счетная палата превратилась в придаток исполнительной власти, и обслуживает его интересы. Депутатский корпус парламента своим лояльным отношением к действиям Правительства республики по бесконтрольному расходованию бюджетных средств, в угоду узкому числу чиновников, пренебрегает интересами народа. Так долго продолжаться не может.

В.Б. Салчак,
заслуженный работник Республики Тыва.

(прочитано 7560 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 15:

Кота впервые вынесла на балкон. Видела в его взгляде апокалипсис.

Шутка 2010 года

up Газета Внеклассно О нас Пользователи up
   • Свежий номер
 • Архив газеты
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
 • Тематический архив
 • Карикатуры
 • Юмор
 • Новости
 • Опросы
 • Календарь обещаний
 • Доска объявлений
 • Форум
 • Обратная связь
 • Статистика
 • Помощь
 • Регистрация/Вход
 • Добавить новость
 • Добавить фото
 
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Лента новостей RSS Мобильная версия сайта Зеркало сайта
Для писем Страница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в Телеграме
Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине