Кому на Руси жить хорошо? |
Тува среди самых «несчастных» регионов
Рост цен и уровень безработицы – это основные экономические показатели, беспокоящее обычного человека. Где выше инфляция и доля безработных, там людям жить хуже всего. Поэтому американский экономист Артур Окун в 1970‑х годах предложил сложить эти два показателя, чтобы получить индекс несчастья или, как его иногда называют, индекс невзгод (Misery Index). Год назад Slon.ru уже подсчитывал индекс несчастья российских регионов. Настала пора посмотреть, как изменилась ситуация за год.
В 2009 году мы оценивали несчастья по не вполне классической методике. Хотя уровень безработицы был подсчитан Росстатом по методологии Международной организации труда, но инфляцию мы взяли не за последние 12 месяцев (из-за отсутствия таких данных), а накопленную к 1 июля с начала года. Чтобы было легче сравнивать результаты 2009 и 2010 года, сейчас мы взяли те же самые показатели – уровень безработицы по методологии МОТ и рост цен, накопленный к 1 июля, по данным Росстата.
Несмотря на эти методологические тонкости, глядя на карту, вполне ясно, в каких субъектах РФ невзгод больше и насколько.
В среднем, по Российской Федерации безработица составила 7,4%, инфляция – 4,4%, а индекс несчастья – 11,8 процентных пункта. В прошлом году было 8,5% безработицы, 8,1% инфляции и 16,6 п.п. невзгод. Можно сказать, что за прошедший год несчастья снизились почти на треть, причем в основном за счет снижения инфляции. Самый несчастный федеральный округ – Северо-Кавказский (21,6 п.п.), а счастливый – Центральный (9 п.п.). Практически во всех субъектах федерации безработица выше инфляции. Исключения составили только самые экономически развитые или самые малонаселенные – Камчатский край, Ленинградская и Московская области, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Москва и Санкт-Петербург.
Тревожит то, что за год индекс несчастья снизился за счет улучшения в благополучных регионах. Например, в Москве он упал с 12,3 до 7,1. Зато топ-10 рейтинга невзгод почти не изменился ни по составу, ни по итоговым показателям. Например, лидер по несчастью – Ингушетия – в 2009 году набрала 59,5 п.п., а в 2010-м – 54,9 п.п. Виной всему – безработица, за год она снизилась всего лишь на... 0,3 п.п.! Примерно то же самое можно сказать о Чечне, Тыве, Алтае и других депрессивных регионах.
Карта несчастья сильно отличается от карты протестных настроений. Все-таки в России люди плохо живут в сельских регионах, а перевороты предпочитают устраивать в крупных городах.
Николай Дзись-Войнаровский