В Законодательной палате |
Борис Балчий-оол:
СОСТОЯЛСЯ ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР С ПРЕЗИДЕНТОМ
Председатель Законодательной палаты Великого Хурала Борис Балчий-оол вернулся из Москвы, где принимал участие в работе Совета Законодателей России. В преддверии новогодних праздников руководители региональных парламентов собрались в Совете Федерации, чтобы обсудить меры по законодательному обеспечению реализации Послания Президента России Дмитрия Медведева.
В работе Совета законодателей России приняли участие Президент Дмитрий Медведев и заместитель Председателя российского правительства Сергей Собянин.
Комментируя работу совета законодателей, Борис Балчий-оол отметил:
– Очень интересный разговор состоялся с Дмитрием Анатольевичем, он длился почти два часа. Президент России подчеркнул три основных идеи, которые были заложены в Послании: это модернизация российской экономики, повышение эффективности социальной политики и развитие политической системы страны. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов акцентировал внимание еще на одной важной проблеме – стабилизация ситуации на Северном Кавказе.
Дмитрий Анатольевич Медведев особо отметил, что эффективность работы государственной власти должна быть усилена на региональном и местном уровнях. Именно поэтому уделяется большое внимание регионам. Совет Федерации выработал свою концепцию взаимодействия с региональными органами, в рамках которой подписываются соглашения с парламентами субъектов, вырабатываются консолидированные законодательные инициативы.
Примером активной работы законодателей в инновационном развитии региона может служить опыт Томской областной думы. Регион активно работает в этом направлении, в секторе инновационной экономики работают около 400 предприятий, доля инновационной продукции в 2008 году составила 18,5% в общем объеме промышленной продукции. Нам, в Туве, предстоит еще много сделать, чтобы приблизиться к подобному уровню. Особое внимание Президент обратил на поиск внутренних резервов, эффективность расходования бюджетных средств. Депутаты нашей палаты не раз выступали с критическими замечаниями по распродаже государственного имущества, с предложениями сократить несоциальные расходы, в том числе на содержание госаппарата. Но, к сожалению, наш голос не был услышан в правительстве.
Что касается социальной политики, то Дмитрий Анатольевич твердо сказал: социальные гарантии государства должны быть четко выполнены. Объем и полнота социальных гарантий, безусловно, зависит от конкурентоспособности национальной экономики, инновационным развитием которой мы и должны все заниматься.
Развитие политической системы должно двигаться в сторону демократизации. Мы приняли план первоочередных законодательных мер, в который вошли разработка и принятие таких законопроектов, как «Об Общественной палате Республики Тыва», «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Тыва», законопроект об обеспечении равного доступа СМИ для всех политических партий. Дмитрий Анатольевич просил обратить внимание на законодательное обеспечение таких механизмов, как отчет высших исполнительных органов перед региональными парламентами, что тоже нами будет рассматриваться.
Интересен опыт Иркутской областной думы, где в Регламенте прописан отчет фракций законодательного органа, предусмотрен аппарат для каждой фракции. Этот опыт стоит внимания.
Для Тувы наиболее актуальным является реформирование парламента, приведение нашей конституции в соответствие федеральному законодательству. В 2010 году нам предстоит эту проблему решить. Проблема сложная, тем не менее, хотелось бы, чтобы она решалась в конструктивном духе, с выработкой консолидированного решения.
УТВЕРЖДЁН ПЛАН РАБОТЫ
23 декабря на внеочередном заседании сессии Законодательной палаты депутаты утвердили примерный план законодательной работы на первую половину 2010 года.
В первом полугодии года законодатели планируют рассмотреть более 30 законопроектов. В январскую повестку включены законопроекты, которые вошли в перечень первоочередных мероприятий по реализации Послания Президента России Д.А. Медведева. Так, будет продолжена работа над вторым чтением конституционного законопроекта «О Конституционной комиссии Республики Тыва». Депутаты намерены предложить такие новые законопроекты, как «Об Уполномоченном по правам человека в РТ» и «Об Общественной палате Республики Тыва». Последний законопроект будет разрабатываться по согласованию с Председателем правительства республики.
Комитет по правоохранительным вопросам и противодействию коррупции Законодательной палаты готовит новые поправки в республиканский закон «О пожарной безопасности в Республике Тыва». Также в январе депутаты планируют обсудить в рамках «правительственного часа» проблемы пожарной безопасности в местах массового скопления людей.
Комитет по собственности, экономической политике, развитию малого и среднего бизнеса Законодательной палаты планирует представить в январе проект закона «Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва».
В феврале депутаты Законодательной палаты планируют внести изменения в республиканские законы: о бюджетном процессе, в Кодекс РТ об административных правонарушениях, о градостроительной деятельности, о приватизации государственного имущества, о медико-социальной поддержке беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет.
В мартовскую повестку законодателей войдут новые проекты законов о рыболовстве, об охоте и охотничьем хозяйстве, которые будут разработаны аграрным комитетом Законодательной палаты в соответствии новым федеральным законам. В июне председатель комитета по аграрной политике Виктор Молин намерен вновь представить отклоненный в нынешнем сезоне проект закона «О казачестве в Республике Тыва».
Комитет по науке, образованию и культуре Законодательной палаты в марте планирует представить к принятию новый проект закона «О гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в Великом Хурале Республики Тыва».
В мае депутаты Законодательной палаты намерены заслушать отчет Счетной палаты Республики Тыва за 2009 год, а также отчет о результатах проверки целевого использования средств Резервного фонда Правительства Республики Тыва в 2009 году.
Комитет по реализации национальных проектов запланировал целый цикл мероприятий, на которых депутаты намерены отследить эффективность реализации парламентских рекомендаций. В частности, речь идет об исполнении рекомендаций, разработанных депутатами в ходе обсуждения на «круглых столах» проблем реализации в Туве всех пяти национальных приоритетных проектов.
Особенности деятельности учреждений дополнительного образования будут обсуждаться в Законодательной палате в апреле по инициативе Комитета по науке, образованию и культуре, а исполнение республиканского закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Республики Тыва» – по инициативе Комитета по охране здоровья и социальной политике.
НУЖНА ЛИ СПЕШКА... ПРИ РЕШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ВОПРОСА?
25 декабря на внеочередном заседании сессии Палаты представителей Великого Хурала была зарегистрирована инициативная группы граждан, выступившая с предложением о вынесении на референдум конституционного закона о внесении изменений в действующую Конституцию Республики Тыва.
Утверждение данной конституционной инициативы вызвало неоднозначную реакцию у депутатов Великого Хурала. В частности, Председатель Законодательной палаты Борис Балчий-оол представил от имени большинства депутатов-законодателей свой анализ данной инициативы:
– Уважаемые коллеги – депутаты, члены Правительства Республики Тыва и приглашенные!
Считаю необходимым озвучить мнение Законодательной палаты как одного из установленных Конституцией РТ субъектов права законодательной инициативы.
Конституционный процесс, конституционная реформа в нашей республике, направленные на исполнение Послания Президента России Д.А. Медведева, уже начался. И первым шагом стало принятие Законодательной палатой в первом чтении проекта КЗРТ «О Конституционной комиссии РТ». Все субъекты права законодательной инициативы, в том числе Председатель Правительства РТ, Палата представителей и другие внесли свои предложения, которые будут учтены при принятии законопроекта во втором чтении и в целом.
Однако сегодня в нарушение норм федерального законодательства, Конституции РТ и законодательства РТ вам предлагают одобрить инициирование референдума РТ по несогласованному и, откровенно скажу, плохо проработанному вопросу.
Возвращение должности «ПРЕЗИДЕНТ» не соответствует статусу главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждаемого парламентом по представлению Президента Российской Федерации.
9 депутатов парламента, работающих на постоянной основе – это очень мало для такого региона, как Тува.
В нарушении ч.7 ст.12 Федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», предусматривающей, что вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, предлагаемый вопрос референдума РТ, по своей сути, содержит в себе два вопроса:
1) согласны ли вы внести изменения в Конституцию РТ?
2) согласны ли вы принять предложенный проект конституционного закона РТ?
Таким образом, участник референдума РТ может по первому вопросу дать положительный ответ, а по второму – отрицательный, так как считает, то поправки в Конституцию РТ должны быть другими. К примеру, участник референдума РТ не согласен с предлагаемым проектом наименования законодательного органа государственной власти РТ или наименованием высшего должностного лица РТ.
Правительство выступило против создания Конституционной комиссии, объясняя это тем, что исключение проведения референдума при внесении изменений в главы 1 и 16 Конституции ущемляет интересы населения. Однако в данном проекте также предложено исключить процедуру референдума, как способ изменения Конституции РТ.
Как показал анализ законопроекта, предлагаемого к внесению на референдум Республики Тыва, к нему имеются существенные замечания правового характера:
а) пунктами 5 – 28 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в различные структурные единицы главы II и XV Конституции Республики Тыва, что противоречит части 3 статьи 142 Конституции Республики Тыва, предусматривающей, что поправки к главам II – XV Конституции Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов и в течение 14 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение Палаты представителей; поправки к Конституции Республики Тыва считаются одобренными Палатой представителей, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
При этом в силу части 1 статья 142 Конституции Республики Тыва поправки к главам II – XV Конституции Республики Тыва должны оформляться в виде проекта конституционного закона Республики Тыва и вноситься не на референдум, а в Законодательную палату. Субъектами права законодательной инициативы указанных законопроектов является отнюдь не инициативная группа по проведению референдума Республики Тыва, а Палата представителей и Правительство Республики Тыва.
Таким образом, вопросы о численности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти (статья 96 Конституции РТ); выборах депутатов (статья 97 Конституции РТ); организации работы законодательного (представительного) органа государственной власти (статья 98 Конституции РТ); статусе депутатов (статья 101 Конституции РТ); полномочиях высшего должностного лица субъекта РФ (статья 110 Конституции РТ) и многие другие должны решаться не на референдуме РТ, а приниматься Законодательной палатой, одобряться Палатой представителей, соответствующие законопроекты должны подписываться и обнародоваться Председателем Правительства РТ;
б) законопроектом предлагается изменить наименования высшего должностного лица Республики Тыва и законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва, однако, соответствующие поправки предлагается внести не во все статьи Конституции РТ.
Таким образом, важнейший вопрос республики вынесен в спешке, без необходимой проработки. Без раздачи всех необходимых материалов по данному вопросу.