По следам публикаций |
МНОГОСТАНОЧНИК РАЙОННОГО МАСШТАБА
В №40 газеты «РИСК-транзит» в статье «Как украли колхоз» мы описали нездоровую ситуацию вокруг туранского сельхозкооператива «Нива». В частности, в ней говорилось: «...кооператив «Нива»... образовали 78 энтузиастов сельхозтруда. Дела в нем шли не сказать, чтобы блестяще. Но, как говорится, жили своим умом и зарабатывали своим горбом. До тех пор, пока год назад не случилось несчастье: кто-то навялил кооператорам нового руководителя – К.Лопато. Немолодого, но весьма энергичного и предприимчивого.
С его приходом жизнь в СПК «Нива» закипела. Все очень обрадовались этому, пока пыль от жизнеутверждающей активности новоявленного председателя не осела. И тут выяснилось: с приходом Лопато хозяйство не только не оживает, но даже окончательно хиреет. А исправлять положение он взялся не через высокие надои и привесы, а путем распродажи доставшегося ему в наследство большого имущества. Причем продажа, как правило, носила криминальный характер. Тут же у Лопато нашлись друзья, которых, наверное, точнее было бы назвать подельниками, которые пришли с резаками и погрузчиками, дабы все железное перевести в металлолом и вывезти за Саяны».
Далее повествуется, что его деятельностью заинтересовалась прокуратура, и он обратился за помощью в правительство. «В Минсельхозе ему предложили в помощники известного комбинатора с большим опытом растаскивания сельхозимущества. Им оказался местный Остап Бендер с фамилией Тахеев. Матерый жулик быстро объяснил недотепе, что спасать сельхозпроизводство – дело малоперспективное и вовсе ненужное. Следует думать не столько о надоях, сколько о том, как прибрать к рукам имущество кооператива. И привел пример с Балгазынским СПК «им.С.Шойгу», которое он с помощью неопытного директора СПК уже почти растащил».
И новый руководитель в компании с комбинатором республиканского значения с энтузиазмом взялись за дело. «Семена столичного проходимца попали на благодатную почву, и план растаскивания СПК «Нива» начал реализовываться. Для начала Лопато в компании гл. инженера и бухгалтера СПК «Нива», взяв для «гарнира» себе еще семерых желающих поживиться на разграблении «Нивы», учредили Общество с ограниченной ответственностью «Туранское» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Возглавил его сам Лопато, одновременно являясь председателем кооператива «Нива». Но поскольку у новоявленного ООО не было ничего, кроме печати и пустого счета в банке, они, пользуясь своим служебным положением, по подложным документам ввели в состав ООО «Туранское» кооператив «Нива», забрав из него имущество более чем на 20 млн. рублей. Членам кооператива и работникам СПК Лопато объяснял необходимость таких операций стремлением «сбросить с хвоста» кредиторов СПК, долг перед которыми к тому времени он нарастил до 11 млн. рублей».
Затем была история с несостоявшимся банкротством по инициативе СПК «Нива» и состоявшимся уже по инициативе кредиторов. Судя по всему, в этой истории Лопато подвела жадность. В свое время его убеждали более осторожные подельники, что он напрасно решил «скинуть с хвоста» таких кредиторов, как Госналогслужба, Тываэнерго или ООО «Опора». Как известно, деньги любят тишину. И красть следует в меру, тихо и осторожно. Ведь обанкротил же тот же Наумов «Красный пахарь» точно таким же методом – и ничего, сошло с рук. Тут главное – не хамить и вести себя, так сказать, цивилизованно. А этот, видимо, решил «кинуть» всех скопом. И обжегся. Налоговики инициировали проверку и заблокировали передачу имущества из СПК «Нива» в ООО «Туранское», энергетики отключили свет, а «Опора» обратилась одновременно в суд и компетентные органы с целью предотвращения разграбления хозяйства. Тут же к проблеме подключилась наша газета, и дело приняло публичный оборот. К тому же схемой разграбления предприятия заинтересовались депутаты тувинского парламента, которые подключили прокуратуру и Счетную палату РТ.
Впрочем, Лопато подстраховался, как мог. Передав активы «Нивы» в «Туранское», он тут же из «Нивы» уволился, предварительно оформив заявление в суд о банкротстве кооператива. Правда, затем выяснилось, что подпись на заявлении оказалась совсем не его, а нового председателя Иванова, хотя он ее и не ставил. Видимо, расчет Лопато состоял в том, что в случае развития событий по нежелательному сценарию под суд за попытку преднамеренного банкротства пойдет не он, а его доверчивый преемник. Но тот принимать участия в явно противозаконной афере, которая была чревата уголовной ответственностью, отказался.
И тут удачно подвернулся выходец из Пий-Хема, заблудший ветеринар по фамилии Маады, многие годы скитавшийся на чужбине и так и не сумевший там устроить свою жизнь. В то время он одиноко коротал деньки без работы в зачуханной заежке Турана, надеясь устроиться хотя бы ветеринаром. Можно представить его восторг, когда ему, не обладающему никаким, даже самым малым, опытом административной работы предложили кресло директора! Хотя он не обладал и даже вряд ли разбирался в таких понятиях, как дотация, субсидия, счет в банке, акцепт, баланс, кредит и дебит. Да и, по чести говоря, в ветеринарии особым знатоком не слыл, почему и нуждался в трудоустройстве.
Впрочем, на должности зиц-председателя, которому в случае чего предстоит взять на себя всю ответственность за случившееся, особых ни ума, ни таланта и не требуется. И даже на работе появляться не обязательно – по намеченному сценарию СПК «Нива» вслед за расставанием с имуществом ожидали скорые банкротство и ликвидация. А производственная деятельность вообще не предусматривалась. И потому неудачник-недотепа подходил к этой роли как нельзя кстати. И он, видимо, с радостью согласился официально возглавить операцию по похищению колхоза. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги... Стремительное банкротство и тихая ликвидация СПК по примеру «Красного пахаря» не удались. И вместо ожидаемого обогащения в кооператив пришли контролеры.
Два месяца интенсивных проверок не прошли даром. Проверяющие установили целый ворох явных нарушений в деятельности новоявленных махинаторов. Перечисление их заняло бы много места, и потому мы ограничимся сообщением о самых вопиющих, оставив место для публикации будущего обвинительного заключения и приговора суда, в которых, надеемся, все преступления будут расписаны подробно.
Оказалось, что в результате сомнительных действий, которые районный прокуратур О.Дегтярева квалифицировала по ст.159 УК РФ (мошенничество), субсидии за молоко, которые полагались СПК «Ниве», были незаконно переданы Минсельхозом РТ (видимо, за взятки) в ООО «Туранское» и потрачены Лопато по его усмотрению. При этом выяснилось, что Лопато подписывал финансовые документы за Маады как руководитель СПК «Нива», уже не будучи им и направлял деньги, принадлежащие кооперативу, в собственное ООО «Туранское», в котором работал... в единственном числе(!!!). Схема жульничества просматривается несложная. Лопато от имени «Нивы» распоряжается о перечислении в «Туранское» заработанных «Нивой» субсидий и затем уже как директор «Туранского» часть из них возвращает в «Ниву» для погашения задолженности СПК перед работниками по зарплате, но уже в долг. Таким образом, после нехитрых манипуляций СПК «Нива» по бумагам становится должником ООО «Туранское», которое ни сеет, ни пашет, а лишь распоряжается тем, что заработали члены кооператива. И через полгода-год «Туранское» из дочернего предприятия «Нивы» превратился бы в её основного кредитора. А поскольку долги, создаваемые банкротом в ходе его хозяйственной деятельности в период банкротства подлежат оплате в первоочередном порядке, то в результате таких финансовых махинаций уже через год активов СПК хватило бы только на оплату долгов перед ООО «Туранским». В котором работает один человек – Лопато, а собственниками являются 10 человек, учредивших его. И все кредиторы «остались бы с носом».
«Гвоздем» ситуации является то, что кредитором становится сельхозпредприятие, не ведущее никакой производственной деятельности! Интересно будет наблюдать, как сам Лопато объяснит свое многостаночничество. Он в «Туранском» в настоящее время одновременно и директор, и бухгалтер, и зоотехник, и дояр, и агроном и механизатор, и сторож и плотник и до баб большой охотник. И это в его-то преклонном возрасте! А еще этот многостаночник умудряется одновременно совмещать активную производственную деятельность с руководством партийной организации коммунистов района. Можно предположить, какими являются рядовые члены КПРФ района, если своим предводителем они избрали такого пройдоху с грязными помыслами. Интересно, а кого они изберут после приговора, вынесенного Лопато судом? Неужели там, в «первичке», абсолютно все жулики и прохвосты? И невозможно найти хотя бы одного действительно честного члена?
Теперь уже не вызывает никакого сомнения, что выведение имущества с баланса СПК «Нива» в ООО «Туранское», перечисление средств, принадлежащих кооперативу, в ООО и подача соответствующего заявления в суд для введения процедуры банкротства явились цепью действий, направленных на преднамеренное банкротство предприятия, преследуемых Уголовным Кодексом в соответствии со ст.ст. 195 и 196 УК РФ.
Но и этим длинный перечень признаков преступлений, выявленных в ходе проверки, не ограничивается. Как стало известно, имеются признаки преступления и в действиях должностных лиц Минсельхоза РТ. По крайней мере, министра и гл. бухгалтера министерства. Пока о взятках речь не идет. Но уже вне всяких сомнений, что при их непосредственном участии организован беспрецедентный бардак в выделении сельхопроизводителям дотаций на производство сельхозпродукции и рекультивацию земель.
Так, к примеру, ООО «Туранское» были выделены миллионные дотации за июнь-июль 2009 года, в то время, как само ООО было создано и зарегистрировано Госналогслужбой только 20 июля 2009 года. И это в то время, когда предприятия, имеющие право на такие дотации, месяцами не могут ее получить из-за волокиты и придирок со стороны Минсельхоза. Что и приводит к задержкам начала посевной в республике и удорожанию продукции. Не исключено, что в Минсельхозе отстроена жесткая схема воровства бюджетных средств, и министр с главным бухгалтером и матерым махинатором Тахеевым являются в этом процессе главными действующими лицами. А судя по размаху преступления, не исключено, что к этому имеют какое-то отношение и первый зампред правительства Иргит и сам премьер Кара-оол. По крайней мере, попытки правительства изъять из СПК «Балгазын» им. С.Шойгу, находящегося также в состоянии банкротсва, имущество недвусмысленно указывает на заинтересованность министерства и правительства в разграблении этого хозяйства. Причем самым ловким при растаскивании обоих СПК в этой компании является Тахеев. К тому же именно на них, как на организаторов мошенничества, косвенно указывают руководители и работники СПК.
Пока проверяющим не удалось найти их подписей в компрометирующих документах, хотя братья Тахеевы, судя по всему, как раз и являются архитекторами системы хищений. Что позволяет не в меру предприимчивым родственникам напрочь отвергать всякое личное участие в разграблении не только СПК «Нива», но и СПК «Балгазын» им. С.Шойгу и даже пытаться убедить недальновидных малограмотных руководителей СПК в том, что «все обойдется» и они в худшем случае отделаются условными сроками наказания. Напрасно: характер и масштаб инкриминируемых им преступлений, а также общественный резонанс совершенного вряд ли позволят суду снисходительно отнестись к виновным. Ну а министру и его подчиненным сам Бог велел предъявить обвинения по ст. 293 УК РФ (халатность).
Впрочем, многое зависит от квалификации и принципиальности милицейского следствия. Таких сложных многоэпизодных хозяйственных дел распутывать им еще не приходилось, а кадровая база оставляет желать лучшего. Именно поэтому – от безнаказанности – такие вот янданы-тахеевы без опаски занимаются расхищением, превратив этот преступный промысел в ремесло, не опасаясь за последствия. Не исключено, что у следователей возникнет соблазн по-шустрому закончить дело и отправить на скамью подсудимых Лопато, Маады и Ким, оставив за рамками уголовного преследования их высокопоставленных покровителей.
А распутывать там есть что: скорее всего, точно такие же махинации с выделением субсидий, когда деньги перечисляются не тем, кому они полагаются, а тем, кто «делится», в министерстве «проворачиваются» как минимум с 2007 года. С той поры, когда решением тувинского парламента сельскому хозяйству республики было увеличено финансирование в 5 раз. Видимо, именно потому, что эти деньги все это время разворовывалось, мы так и не увидели рывка в развитии сельского хозяйства республики. А, наоборот, вопреки увеличению финансирования являемся свидетелями ежегодного сокращения в Туве посевных площадей и поголовья скота. И тут уж обязанность МВД РТ выяснить, в чьих карманах все эти годы оседали бюджетные деньги и кто за это должен нести персональную, в том числе и уголовную ответственность.
Мы еще не раз вернемся к этой теме.
А. Гаврилов