Обзор прессы |
ПОЖАРЫ, НАВОДНЕНИЯ, ВОЛОНТЁРЫ...
Россия нынче стала ареной неожиданных климатических катаклизмов. В одном месте нещадно горит, в другом заливают дожди, что вызывает прорыв дамб и подтопление жилых массивов. В Иркутской области одновременно происходит и то, и другое. «27 июня после продолжительных дождей в Иркутской области поднялись реки и под водой оказались целые населённые пункты и города». События приняли характер бедствия. Область спасает вся страна. Направили волонтёров и власти Тувы, которые «в составе 27 человек 13 июля выехали из Кызыла в Абакан, оттуда поездом добирались до города Тайшет», где им и предстояло волонтёрить. «Там тувинскую команду заселили в гостиницу на время работ».
Тувинские студенты-добровольцы «отремонтировали более 30 домов и восстановили 600 метров забора». Кроме студентов «на помощь иркутянам приехали директор школы села Торгалыг Улуг-Хемского района Альберт Узун-оол, специалисты из министерства образования и спортсмены». В публикации сообщается, что «на данный момент уровень воды снизился, и ведутся восстановительные работы», однако по состоянию на момент вёрстки газеты уровень воды из-за дождей снова поднялся, и вода опять подтопила жилые дома.
А тем временем в других местах разрастается лесной пожар, охвативший более миллиона гектаров тайги. Его не тушат, поскольку действующее законодательство России позволяет не тушить лесные пожары, если они не угрожают жизни людей и если затраты на тушение пожара больше, чем предполагаемый ущерб от стихии. А всего по Сибири горит более 3 млн. гектаров леса, из которых тушат пожары на площади не более 100 га. Такова сегодняшняя Россия – горит народное достояние, лёгкие мира, сравнимые с лесами Амазонки, а власти считают деньги...
ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВИТ НАСЕЛЕНИЮ НОВЫЙ ПАКЕТ ОБЕЩАНИЙ ИЗ 55 ПРОЕКТОВ
«ТП» сообщила, что уже «заканчивается июль, в течение которого мы должны были представить в Минэкономразвития России сформированный Комплексный план» развития Тувы. По сведениям из правительства, «он сформирован и направлен в федеральное ведомство». И теперь «наступил активный период согласования плана в федеральных министерствах и ведомствах». Именно на этом, как правило, инициативы Шолбана Кара-оола и заканчиваются, поскольку у федеральных ведомств имеются свои критерии по включению региональных проблем в федеральный комплексный план, которые учесть чаще всего не удаётся.
Как сообщил Шолбан Кара-оол, «план состоит из 6 приложений», которые разбиты на «297 мероприятий». В целом, по этому плану «определены 74 целевых показателя» по «55 приоритетным инвестпроектам» и «159 инфраструктурным проектам». Всё это необходимо, чтобы «привлечь инвестиции» в республику. Как уверяет нас Кара-оол, «мы имеем благоприятное отношение к республике со стороны премьер-министра России, министра экономического развития и других министров», однако до сих пор реализовать это «благоприятное отношение к республике» правительству Тувы не удалось ни разу, если не считать строительство взлётно-посадочной полосы в аэропорту г.Кызыла, которая пока нужна только для приёма Шойгу.
Ещё не защитив этот план, «Глава Тувы потребовал от коллег приступить к подготовке Отчёта правительства перед населением», поскольку впереди – выборы депутатов тувинского парламента, от которых зависит его личная дальнейшая судьба. Но, честно говоря, отчитываться правительству нечем – за 12 лет правления Кара-оола жизненный уровень населения республики вместо обещанного роста упал в полтора раза. И это притом, что в целом уровень бедности в стране постепенно снижается. Вот и приходится правительству вместо отчёта об успехах своей деятельности продолжать кормить жителей республики обещаниями лучшей доли. Самое странное в этом – это неизменный подход тувинского правительства в отношениях с людьми, когда они вместо отчёта о проделанной работе кормят людей новыми обещаниями.
ТЕРРИТОРИЯ ТРАГЕДИЙ И НИКЧЁМНАЯ ВЛАСТЬ
Тува становится территорий постоянных бедствий и несчастий. У нас «одна страшная трагедия следует за другой». В связи с этим «Глава Тувы Шолбан Кара-оол потребовал развернуть сходы граждан по всей Туве», на которых чиновники обязаны разъяснять гражданам создавшуюся ситуацию в республике. И правильно ориентировать людей на недопущение подобных случаев.
Собрали сход и «в Сукпаке», где нынче тоже случилась трагедия – «утонул двухлетний ребёнок». Но «накануне схода произошло другое страшное событие» – на этот раз «на автодороге «Кызыл-Эрзин». «Трагедия произошла на 20 километре автодороги «Кызыл-Эрзин-Госграница» – столкновение двух автомашин. Последствия оказались тяжелейшими – «43-летний мужчина за рулём «Тойота Камри» выехал на встречную полосу и столкнулся с машиной «ВАЗ 217230» под управлением 34-летнего водителя». Вследствие этого «в реанимационное отделение попали два пассажира «ВАЗа» – 19 и 27 лет». Трагедия состоит в том, что «от тяжести полученных ранений на месте происшествия скончались оба водителя и пять пассажиров «ВАЗа»: две женщины, 1988, 1995 годов рождения, и дети 2010, 2016, 2017 годов рождения». В связи с чем «программу схода граждан пришлось менять».
Шолбан Кара-оол в своём соболезновании сообщил, что «в салоне «Лады Приоры» было 8 человек», а в салоне «Тойоты Камри» за рулём «находился сотрудник Росгвардии». Но мероприятие в с.Сукпак явно не задалось: население проигнорировало организованный чиновниками «сход граждан», и на нём «была лишь малая часть жителей Сукпака». Да и то «пришли больше люди, которые и без того имеют высокое чувство ответственности» – чиновники, «которым не надо объяснять, как важно соблюдать все меры предосторожности».
И тут автор вдруг понимает, что «гражданское общество в России, и в Туве в частности, никак не может получить должного развития». Даже «соцсети начинают бурлить, если речь заходит, например, о строительстве железной дороги», которое местное население неизменно принимает «в штыки». А всё потому, что властям не верят, и «многие выражают опасения (и, вероятно, вполне обоснованные), что с появлением «железки» процесс ассимиляции народа может стать быстрее, что будут вывозить природные богатства и нечего будет оставить детям».
Впрочем, какое у нас может быть «гражданское общество», если «в общественные советы, женсоветы и прочие органы гражданского общества часто людей просто назначают». Как это случилось с заместителем министра образования Ощепковой, которую Бичелдей, не имеющий никакого отношения к Педагогическому обществу, взял и назначил руководителем. Хотя люди в Туве настолько обнищали, что им уже не до «гражданского общества» – как правило, «им некогда особенно заниматься общественной работой».
Но даже те крохи, что пришли на сход, «тут же указали, на что надо обратить особое внимание для организации безопасной жизни в посёлке». На то, что «детям негде играть», и потому они «часто играют на проезжей части». Или другое: «рядом с посёлком проходит ЛЭП». Детям делать нечего, и они «приспособились прикручивать провод к перекладинам опор и прыгают, как на «тарзанке». Поехали, посмотрели и убедились: «только фантастическим везеньем можно объяснить отсутствие травм». А затем «на окраине посёлка» они увидели «детскую площадку в полуразрушенном состоянии». Пригляделись и выяснили: «в песочнице не было песка, а у горки отвалились перильца с одной стороны»... И никому нет до этого дела, хотя «привести в порядок эту детскую площадку было бы легко». Однако почему-то «этого как-то никто и сделал», но при этом сетуют, что «детям негде играть».
Или другой пример: в посёлке «трансформаторная будка ограждена чисто символически», «во многих местах продрана», в связи с чем «забраться внутрь и погибнуть от высокого напряжения легко». Но это почему-то никого, включая поселковые власти, не волнует. Да, конечно, время от времени собирать «сходы граждан» нужно и полезно, поскольку чиновникам часто не до людей, а избранные от «Единой России» депутаты к населению отношения не имеют. Но ведь должна же быть на месте какая-то власть, которая бы заботилась о людях, знала их беды и проблемы, помогала организовывать труд и досуг? Неужели у нас народ – сам по себе, а власть – сама по себе? Просто для того, чтобы «осваивать бюджет»?
КТО УБИЛ КУРОРТ «ЧЕДЕР» И КОМУ ОН ТЕПЕРЬ ДОСТАНЕТСЯ?
Журналист «ПИ» выяснила простую вещь: «у нас есть потрясающие полезные источники и озёра». К примеру, курорт «Чедер, который, как оказалось, «умер». Как известно, «озеро Чедер находится среди признанных людьми и недавно признанных наукой объектов, которые природа создала для того, чтобы мы могли лечиться». Известно, что «грязи озера внесены в кадастр месторождений лечебных грязей, разведку местности провело в 1988 году Комплексное горно-геологическое предприятие «Геоминвод». По результатам научных исследований, «чедерская грязь отнесена к типу высокоминерализованных среднесульфидных иловых». Проще говоря, «к очень полезным грязям».
Люди давно знали о лечебных свойствах озера. «Официально, как место для лечения, Чедер был признан ещё со времен ТНР – уже в 1932 году». «Медицинские работники в далёком 1941 году были в числе первых, кто перестроил работу на военный лад». Ещё тогда «они подготовили помещения курорта «Чедер» для возможного развертывания военных госпиталей». Во времена СССР «Чедер был удобным, хорошим и дешёвым курортом». Таким он оставался и при президенте Ш.Ооржаке, невзирая на тяжёлые времена, «на санаторий «Чедер» всё же старались выделять средства». Но в 2007 году власть в республике перешла к Шолбану Кара-оолу, и у курорта наступили тяжёлые времена.
Фактически власть стала сознательно доводить курорт до банкротства. Но нужно отдать должное директору курорта К.Монгушу – «санаторий держался долго и мужественно», хотя, как отмечает автор публикации, «на какие средства он держался – лучше не вспоминать». Тогда власти стали принимать кардинальные меры для разорения курорта. За два года директора уволили трижды. Калынду Чадамбаевич стоически боролся за курорт и себя в судах, отстаивая свою честь и жизнь курорта. Но всему есть предел. И его всё же «выдавили». Курорт стал стремительно разрушаться под руководством нового директора – Тюлюша, который его «довёл до ручки». Судя по тому, что он, развалив курорт, был переведён Кара-оолом с повышением гл. врачом районной больницы, разваливал курорт он не по своей прихоти... Там, кстати, он тоже долго не проработал. Выдавив из ЦРБ русских, он был пойман на хищениях бюджетных средств и уволен. Но сейчас речь не о нём. О курорте.
«Ещё в 2013 году он держался», но «уже с трудом». Там царила «неприкрытая нищета», поскольку все деньги разворовывались. Последним событием в жизни курорта стала «Международная научно-практическая конференция «Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредельных регионов: опыт и перспективы их использования в целях профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных», организованная правительством Тувы. И, несмотря на то, что «старались для гостей сделать «хорошую картинку» – бедность курорта выглядывала из всех углов». Так что 2013 год стал «последним годом жизни курорта». А всё потому, что ещё в 2007 году на него «положил глаз» Кара-оол. «В 2014 году курорт был признан банкротом». Как выразилась автор публикации, спасибо властям Тувы: «был курорт – и нет курорта». Одни воспоминания.
Так что «ООО «Курорт Чедер» сейчас находится в процессе ликвидации, к тому же сам курорт уже купили другие владельцы» – «сельскохозяйственный производственный кооператив «Бай-Белдир», у которого точно никаких средств для восстановления курорта нет. Знающие люди полагают, что за этим кооперативом, скорее всего, вполне может показаться личико Главы правительства. Наверное, не случайно «на аппаратном совещании в мае нынешнего года Глава Тувы Шолбан Кара-оол уделил особое внимание этому вопросу». Что будет с курортом в ближайшее время – большой вопрос. «Восстановить здания уже практически невозможно». Кара-оол завёл речь о том, что «такой инвестиционный проект, как курорт «Чедер», должен занимать достойное место». Сначала развалили, а теперь, похоже, хотят отстроить заново за наш с Вами счёт.