Обзор прессы |
ВОРОВСТВО ИЛИ СПЕКУЛЯЦИЯ НА БЕЗДОРОЖЬЕ?
Ни для кого не секрет, что в Туве дорог почти нет. А то, что правительство называет местными дорогами, фактически исполняет роль направлений движения к определённым населённым пунктам. В общем, Тува в России является рекордсменом по части разбитых дорог республиканского назначения. Не случайно правительству пришлось приложить немало усилий для того, чтобы передать разбитую вдрызг дорогу Кызыл–Чадан в федеральную собственность.
За 10 лет деятельности премьера Кара-оола дороги республиканского значения до такой степени пришли в негодность, что теперь понадобятся большие деньги и долгие годы для того, чтобы привести их в нормальное состояние для безопасного проезда транспорта. Даже премьер Тувы Ш.Кара-оол вдруг прозрел и с пафосом признал: «Дороги – это наше всё, без них у Тувы немыслима ни нормальная жизнь, ни развитие. Поэтому требую, чтобы каждый год наращивались объёмы Дорожного фонда, а средства его использовались по максимуму рационально». Правда, в части «по максимуму рационально» как-то не очень верится. К примеру, в текущем году из «1,7 миллиарда» рублей, имеющихся в Фонде, «почти треть средств Дорожного фонда вкладывается» в никому не нужную, так называемую «реконструкцию Коммунального моста в Кызыле». На самом деле чиновные балбесы взялись строить рядом с действующим коммунальным мостом через Енисей, на котором «Водный мир» недавно производил капитальный ремонт и который загружен едва ли на половину своей проектной пропускной способности, ещё один такой же мост. Видимо, Пережегин сумел «освоить» не все деньги, которые можно было бы «присвоить». И теперь Уюсов на пару с Кара-оолом, видимо, намерены ещё «распилить» пару миллиардов.
В принципе, такую бесхозяйственность можно было терпеть, если бы не плачевное состояние тувинских дорог и мостов, доведённых «до ручки» вороватыми чиновниками ГУП «Туваавтодор», суд над которыми подходит к своей финальной стадии. Но вот беда: вместо того, чтобы ремонтировать дорогу Абаза – Ак-Довурак и мост на ней для восстановления автомобильного сообщения с Хакасией, Кара-оол взялся строить второй мост через Енисей рядом с первым, невзирая на то, что нужды в нём, судя по всему, не будет лет 10. К тому же чуть ниже по Енисею имеется другой, совершенно новый мост, загруженный едва ли на 10%.
Ситуация становится совсем абсурдной, если вспомнить, что недавно волевым решением Шойгу силами военных строителей был построен мост через Большой Енисей, который смыло первым же ледоходом. В конце концов, если деньги совсем не считать, то можно было бы, объединив оба проекта, построить мост через мыс схождения Малого и Большого Енисея. Тогда бы действительно был бы какой-то толк от деятельности правительства Тувы и Минобороны. А так, как это делается сейчас – это просто головотяпство. Не исключено, что очень даже корыстное, подпадающее под действие недавнего Указа В.Путина о мерах по борьбе с коррупцией. Шойгу с Кара-оолом вполне могут под действие этого Указа попасть.
Только в этом году Кара-оол намерен похоронить на строительстве моста-дублёра «542 млн. рублей» из тощего республиканского бюджета, в котором нет средств на строительство жилья по программе переселения и обеспечению квартирами детей-сирот. И это – только начало. А ведь раньше он заявлял, что на строительство моста-дублёра получит деньги из федерального бюджета...
Как сообщает «ТП», «Объёмы финансирования отрасли за последние десять лет возросли в 8 раз. В 2017 году Дорожный фонд Тувы составил 1,2 млрд. рублей». Интересно, сколько денег совершенно случайно оказалось в карманах Уюсова и Кара-оола? Тут, наверное, можно не только квартирку прикупить в Москве за 130 млн. рублей или проесть в один присест 300 тыс. рублей, что в состоянии продемонстрировать дочь премьера Тувы. «По данным Министерства дорожно-транспортного комплекса Тувы, на 1 января 2018 года сеть автодорог в регионе составляет 9099,75 км. Из них основная часть – 5,3 тыс. км – дороги местного значения, 3,3 тыс. км – регионального или межмуниципального, и чуть более 414 км – федерального значения». В общем, воруй – не хочу! Или хочу?..
ТЮРЬМЫ И ЗОНЫ ТУВЫ ПОЛУЧИЛИ СВОЕГО «ХОЗЯИНА»
Как известно, Тува в настоящее время – самый криминальный регион России. Не случайно «85% заключённых наших исправительных учреждений – жители Тувы». Остальные осуждённые отбывают сроки в колониях строгого режима за пределами республики. Как говорится, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Проблема отбывания наказания касается абсолютного большинства граждан Тувы, даже председателя правительства Тувы Шолбана Кара-оола, у которого родной брат Леонид Кара-оол мотал срок на Шагонарской зоне за наркотрафик чемодана наркотиков из Кызыла в Красноярск.
Так уж случилось, что последнее время «региональное отделение УФСИНа России по РТ некоторое время трудилось в отсутствии единоначалия». За это время, «работая без лидера, коллектив начал разрушаться». И вот «на вакантное место был назначен полковник внутренней службы Дмитрий Обломий» 1967 года рождения. Человек для республики новый. «27 июня в Центре тувинской культуры» состоялось его «представление». Докладывал о нём «первый заместитель начальника Главного оперативного управления ФСИНа России, генерал-майор внутренней службы Андрей Шмидко». Он сообщил, что Обломий «до 1992 года служил в Вооружённых Силах РФ». По всей видимости, его кандидатура была согласована с министром обороны России Шойгу.
Приезжий чиновник познакомил собравшихся с краткой биографией нового главы регионального УФСИНа. Дмитрий Обломий родился 16 октября 1967 года во Владивостоке. У него два высших образования, одно военное, второе специальное. Дмитрий Иванович имеет хорошие навыки и в воинской службе: «до 1992 года служил в Вооружённых Силах РФ», «трудился на руководящих должностях разного уровня». Достиг пенсионного возраста, до генерала не дослужился, но был призван на службу в Туву. Видимо, по знакомству. Как уверил генерал, начальство ФСИН надеется, что «большой опыт работы и профессионализм нового руководителя помогут ему в выполнении поставленных задач». А задач несколько. Там точно «много нерешённых проблем, на устранение которых необходимо направить все имеющиеся силы». И первая – искоренение коррупции. В тюремной системе Тувы всё покупается и продаётся. За деньги без проблем можно приобрести всё от наркотиков до сексуальных услуг. Продаются согласия на свидания и на условно-досрочное освобождение.
Пенитенциарная уголовно-исполнительная система Тувы напичкана местными кадрами, которые, как правило, имеют устойчивые криминальные связи. А они ведут на самый верх республиканской власти. Их наверняка обеспокоила смена руководства ФСИН. Не случайно «депутат парламента Тувы Виталий Бартына-Сады» обратился к новому руководителю всего с одним напутствием: «чтобы новый начальник не привозил с собой свою команду». Тогда он, далёкий от тувинских криминальных реалий, ещё долго не будет знать, чем живёт тюремная система Тувы и откуда у его подчинённых джипы и коттеджи. Похоже, «новый начальник УФСИНа России по РТ Дмитрий Обломий» на эту «удочку» попался, поскольку, не раздумывая, пообещал: «Варягов» призывать не будем. Будем работать с местными сотрудниками». И добавил, что, по его мнению, «коллективы на местах неплохо справляются с поставленными задачами».
Он напомнил, что перед тюремщиками стоит задача «не запереть человека за решёткой, а перевоспитать его и вернуть в общество неозлобленным и готовым к жизни в нём». Потому что «Труд – лучший способ исправить и наставить на путь истинный сбившихся с него людей». Думается, что с такими откровенно маниловскими планами «новому начальнику УФСИНа России по РТ» очень скоро придётся расстаться. Или ему останется доля его предшественника – лечь под криминальное сообщество и играть роль «хозяина» пенитенциарной системы Тувы, на деле оставаясь лишь «винтиком» в созданной караоолами криминальной среде Тувы.
ЛЮКСОВЫЙ ПОДАРОК ВОЕННОМУ МИНИСТРУ
«ТП» радостно сообщила, что «Azimut Отель Кызыл» достиг «точки безубыточности». Речь идёт о новой гостинице на берегу Енисея, отстроенной азербайджанцами в дар министру обороны Тувы. Кое-кто полагает, что это может быть тривиальной взяткой за поставки оружия в воюющем Карабахе, однако до тех пор, пока на руках не будет судебного решения, подтверждающего это, уверенно заявлять о криминальном происхождении гостиницы нельзя.
Как и ожидалось, «после своего открытия отелю в Туве приходилось трудно». И дело даже не в том, что «о нём мало кто знал, и это сильно било по заполняемости номерного фонда и загруженности «сателитных» сервисов». Просто строилась она, скорее, не как бизнес-проект, а как подарок. Как итог – «за январь в нём остановилось только около 200 постояльцев». На помощь пришёл предполагаемый хозяин гостиницы – Шойгу, организовавший в Кызыле саммит министров обороны стран СНГ. В Кызыл понаехало много генералов, которых Минобороны разместило в этой гостинице. Оборонное ведомство России (военный бюджет) за сомнительные услуги персонала гостиницы и привезённых по случаю взвода курсанток пониженной социальной ответственности заплатило так щедро, что «Azimut Отель Кызыл» тут же немедленно «достиг «точки безубыточности». Так что теперь будьте уверены – «многие публичные мероприятия: форумы, семинары и пр.» будут проходить «не где бы то ни было, а в конференц-холлах гостиницы». А вы говорите, что гостиница к Шойгу никакого отношения не имеет... Думается, что теперь военные сборы в этой гостинице станут явлением постоянным.
«ТП» не скрывает: «перед правительственными структурами республики стоит задача оказания всяческого содействия «Azimut Отель Кызыл», как по выбору именно его в качестве площадки для различных мероприятий, так и по способствованию заполняемости его номерного фонда». Ну, в самом деле, не за свой же счёт ему содержать азербайджанский подарок...
КРИМИНАЛЬНОМУ ДОРОЖНОМУ БИЗНЕСУ ТУВЫ СМЕНИЛИ «КРЫШУ»
Криминальный характер дорожных работ общеизвестен. Но, пожалуй, ни в одном регионе страны нет такой степени монополизации ремонтно-строительных дорожных работ, какую Кара-оол и Уюсов создали в Туве за последние 10 лет. При нормальной работе правоохранительных органов и Уюсов, и Кара-оол уже давно мотали сроки где-нибудь на Калыме. Но в Туве эта «сладкая парочка», похоже, неприкосновенна. Отчаявшись бороться, власти «в марте текущего года» ликвидировали «ФКУ Упрдор М-54 «Енисей», «отвечавший за состояние почти 700 км трассы М-54 (Р-257)», передав заботы по обслуживанию этой дороги «Федеральному управлению автомобильных дорог «Енисей» ФКУ УПРДОР «Енисей» Красноярска».
«В новое федеральное управление автомобильных дорог ФКУ УПРДОР «Енисей» теперь входят три субъекта РФ: Красноярский край, Хакасия и Тува. «Фактически произошло перезакрепление дорожной сети в сторону увеличения. Теперь 1123 км трассы Р-257, 668 км из которых проходят по территории Тувы, полностью относятся к нашему ведомству, с двумя филиалами: в Хакасии и Туве». Сказать, что этим совсем перекрыт коррупционный канал обслуживания этого участка дороги М-54, конечно, нельзя. Но, тем не менее, теперь Уюсову и Кара-оолу под контролем красноярцев будет сложнее «осваивать» дорожные деньги.
В настоящее время «ремонтный сезон на трассе Р-257 в самом разгаре». «В текущем году запланирован ремонт 34 километров федеральной трассы Р-257 «Енисей» на территории Тувы, из них 10 километров подлежит капитальному ремонту. Речь идёт о федеральной трассе в Овюрском районе (с 1016 км по 1026 км), и ещё трёх участков: 8 километров дороги на территории Кызыльского района (с 851 км по 859 км), 6 километров в Чаа-Хольском районе (с 963 км по 968 км), и завершает список отрезок магистрали протяжённостью в шесть километров всё в том же Овюрском районе (с 1070 км по 1076 км)». Пока кардинальных перемен к лучшему не произошло – выстраивавшаяся 10 лет коррупционная схема работает. «На участке автомагистрали, который был закреплён за старым управлением», наряду с «ДРСУ-10» «ремонт выполняет и дорожно-строительная компания ООО «Восток». Но, как говорится, «процесс пошёл». В этом деле главное, чтобы на смену одним коррупционерам не пришли новые...