Обзор прессы |
СЪЕЗД С ПОВЕСТКОЙ НА ДОПРОС В КАРМАНЕ
Приход во власть в Туве Шолбана Кара-оола принёс республике много бед. Но никакая отрасль, даже здравоохранение и социальная защита, так в республике не пострадали, как строительство. Некомпетентность и алчность довели ранее стабильно работающую отрасль до полного паралича. О том, в каком состоянии она была до того, как Шойгу продавил кандидатуру Кара-оола на главный пост в Туве, нагляднее всего можно посмотреть по той картине, что царила на строительстве личного коттеджа Кара-оола на Серебрянке.
Рабочие десятков местных строительных компаний, большей части которых так никто и не заплатил, трудились, заканчивая этот долгострой. Утешительным призом этого унизительного рабского труда должен был стать инвестиционный дождь, обещанный Кара-оолом строителям, при котором они должны были обогатиться на государственных подрядах.
Самое удивительное состоит не только в том, что никакого инвестиционного бума ни Шойгу, ни Кара-оол республике не принесли. Поразительно то, что за эти 10 лет о большей части подрядных организаций, с таким рвением в подобострастном верноподданническом порыве задаром обустраивавшим премьеру Тувы его гнёздышко, уже ничего неизвестно. На плаву остался лишь Крапивин со своим «Энергостроем» – остальные «остались в бороне» и фактически прекратили своё существование. А когда следователи пришли выяснять, с какой стати Кара-оол организовал этот батрачный труд, то выяснилось, что строили коттедж совсем не они, а мясокомбинат «Урянхай», принадлежащий другу и подельнику Иргиту, с которым он рассчитался должностью первого заместителя председателя правительства... Справедливости ради следует отметить, что уже и этого верного друга и помощника рядом с Кара-оолом давно нет. Сначала ФСБ завела на него дело о мошенничестве с федеральными деньгами, а затем, по некоторым сведением, шолбаны не поделили деньги, и их союзу пришёл конец.
Но не о том речь – речь о состоянии строительного комплекса республики, стремительно деградирующего вот уже второй десяток лет. А ничего не знаем мы о местных строительных предприятиях потому, что тувинские чиновники все эти 10 лет занимались тем, что «выдавливали» местных строителей с рынка, подставными мошенническими аукционами заводя в республику гастарбайтеров, готовых платить большие взятки за предоставление права работать. Так в Туве появились разного рода пережегины, развращающие тувинское руководство соблазнительными подношениями. Так они и загнивали рука об руку – заезжие гастролёры и местные руководители разного ранга. Но замещение местных строителей приезжими не могло не сказаться на состоянии отрасли и показателях строителей.
Главным итогом разрушительной деятельности команды Кара-оола в этой отрасли явилось последнее место республики в России по исполнению федеральной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, выполнение по которой за пять лет составило менее 14%. Вкупе с провалом по строительству жилья для детей-сирот это стало наглядным примером, как воровство и мздоимство вороватого руководства республики может в короткие сроки дать такие совершенно неожиданные плачевные результаты. В этом плане можно сказать, что Кара-оол за каких-то 10 лет сделал невозможное. Мало того, что тысячи людей остались без жилья, правительство с прирученными «инвесторами» умудрились украсть более 1 300 млн. бюджетных рублей, которые сейчас разыскиваются правоохранителями в рамках 56 уголовных дел.
И вот на этом фоне, накануне выборов президента России Путина, Кара-оол сдуру в пропагандистских целях созвал так называемый «I съезд строителей РТ». Руководить мероприятием он поручил ранее известному человеку, более полувека назад работавшему на стройке и в связи с возрастом уже не отдающему себе отчёта в том, что он несёт публично.
Аксакал, видимо, хотел пошутить, но произнёс совершенно неподходящую обстановке скабрезную шутку о том, что «женщины любят строителей» за то, что «они быстро начинают, но долго не кончают... строительство». Зал пошлость проглотил. Оно и понятно – присутствующим руководителям строительных компаний не до шуток – они почти все находятся под уголовным преследованием, включая Лёню Доржу, Михаила Пережегина, Дмитрия Крапивина, Джеральда Марукяна и других.
Выступили очередной министр строительства Овсянников и премьер Кара-оол. Для начала собравшимся было объяснено, почему в отрасли такой завал. Как известно, плохому танцору штаны мешают. А Кара-оолу, «помимо климата», мешает работать «транспортная изолированность региона», выражающаяся в «отсутствии железнодорожной связи с остальными регионами России». Такое впечатление, что этих «факторов» до прихода во власть Шолбана Кара-оола не было. И что такая ситуация – исключительно тувинская. Другой проблемой было названо отсутствие «производства строительных материалов». О том, кто это производство развалил, ни Овсянников, ни тем более Кара-оол ни словом не обмолвились.
Было много сказано о том, что «этот тандем увеличивает себестоимость строительных работ», поэтому «хромает» рентабельность работы местных строительных организаций, которых они насчитали аж «около 200». Что это за сотни тувинских строительных компаний – одному Кара-оолу, наверное, известно. А мы сейчас видим только ООО «Сельстрой» Сафрина да ООО «Энергострой» Крапивина. Остальное – гастарбайтеры типа новосибирского «Водного мира» авантюриста Пережегина да красноярского торговца «Мерседесами» «Ориона».
Кара-оол произнёс что-то несусветное о появлении в республике «нескольких кирпичных заводов», о которых никто ничего не знает, «производства пенобетонных блоков» и «керамической плитки», но к этому уже все давно привыкли и не удивляются, что он, как и Ондар Ч.Д.-Б., живёт в каком-то иллюзорном мире.
Не имея, что сказать, Кара-оол привёл данные о том, сколько объектов построено «в Туве с 2003 года» – видимо, иначе «картинка не вырисовывалась». В его речи сдача во всей республике за 12 лет «35 жилых домов» – большая удача. И, вообще, то, что сделано им за последние 10 лет в строительной отрасли, достойно восхищения, поскольку, если ему верить, он принял у Шериг-оола Ооржака плачевное хозяйство: «с периода застоя 90-х и до второй половины «нулевых» «в Кызыле» «не видно было ни одного работающего башенного крана». Видимо, он забыл, как в Кызыле строилось жильё, Овчинно-шубная, Кондитерская и Ковровая фабрики...
Правда, частично он вину в развале отрасли признал. Даже невзирая на «рост финансирования строительства в Туве из федерального бюджета строительный комплекс республики не набрал достаточно сил для решения серьёзных государственных задач и освоения поступающих средств». Собственно, это и есть плачевный итог его личного вклада в развал строительства в республике.
ТУВА «РИСОВАЛА» ВЫБОРЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ
Подводить итоги выборов – не строить. Тут особого таланта не надо. Главное – исполняй задание! «Члены избирательной комиссии Тывы подвели окончательные итоги президентской кампании в регионе». Если верить данным протокола, «республика оказалась самым активным в стране регионом по явке избирателей», показав явку «почти в 92% избирателей».
Тувинские «волшебники» оказались на высоте. Хотя фактическая реальная явка на избирательных участках редко переваливала за 50%. При этой «нарисованной» явке «91,98% избирателей поддержали В.Путина». Впрочем, и в это верится не больше, чем в явку...
ЖКХ ТУВЫ – ВСПОМНИЛИ, КТО ЕГО НАЧИНАЛ...
С приходом во власть В.Путина ни одна отрасль страны так не реформировалась, как «жилищно-коммунальное хозяйство». «Каждое третье воскресенье марта люди, чья работа связана с жилищно-коммунальным хозяйством, отмечают профессиональный праздник». Отметили и в этот раз, хотя о достижениях говорить не приходится. Зато вспомнили историю о том, как эта отрасль возникла и развивалась.
«Сегодня все настолько привыкли к благам цивилизации, что, кажется, свет, вода и тепло в жилищах кызылчан, жителей других городов и сёл Тувы были всегда». Но на самом деле до 60-х годов даже в Кызыле не было ни центрального отопления, ни водопровода, ни канализации. Кызыл был просто средней по размерам деревней.
Собравшиеся почему-то не вспомнили, что первый водопровод был связан с деятельностью единственного тогда в Туве дипломированного специалиста, инженера «жилищно-коммунальное хозяйства» Конвиза Семёна Львовича. Это он сначала в Горкомхозе, а с «1960 года» в «Управлении жилищно-коммунального хозяйства» работал главным инженером. Ни одного начальника с таким образованием в Туве не было, поэтому начальники менялись, а главный инженер был один. В это время «были созданы коммунальная энергетика, производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства Кызыла».
«В 1962 году на базе Облжилкомхоза было организовано министерство жилищно-коммунального хозяйства», министром был назначен партийный выдвиженец, геолог «Виктор Еремеев». Когда-то министерством были созданы АТП, гостиница «Кызыл», бани, прачечные, химчистки, парикмахерские и много-много другого, необходимого для цивилизованной жизни людей.
Сегодня «жилищно-коммунальное хозяйство» республики переживает не лучшие времена. Но до сих пор ещё функционируют оставшиеся с той поры «315 котельных, шесть водоснабжающих организаций, 832 трансформаторные подстанции, 696 скважин и очистных сооружений», которые «обслуживают 285,4 километра теплосетей с 53 центральными тепловыми пунктами, 220,5 километра водопроводных сетей с 12 насосными станциями водопровода, 154 километров канализационных сетей с 16 канализационными насосными станциями, 5314 километров электросетей» и жилой фонд в «4,1 млн. квадратных метра». Правда, теперь это всё роздано на разграбление «37 управляющих компаний», которые, при попустительстве или участии властей, украв кто сколько сможет, банкротятся и исчезают бесследно.
МИНТРУД: ЗАРЯДКА, ВОРОВСТВО, ТЮРЬМА...
Как вы думаете, чем занимаются чиновники в Министерстве по труду и социальным вопросам Тувы? Думаете, они там только воруют? Да нет, они там заодно укрепляют мускулатуру. Как поведал нам корреспондент «ПИ», «утро в Минтруде Тувы начинается с производственной гимнастики». К этому там подошли капитально: «гимнастика в Минтруде состоит из шести-восьми упражнений, выполняемых в течение пяти-семи минут в начале рабочего дня». Она «направлена на скорейшее включение организма в работу», чтобы быстрее начать собирать мзду и как можно усерднее это сделать. А для этого нужны не столько ум и сноровка, сколько физическая выносливость. С помощью «гимнастики в Минтруде» «достигается оптимальная возбудимость центральной нервной системы», когда хочется отхватить как можно больше и как можно у большего числа посетителей. В результате «привычный рабочий ритм» поборов набирается быстро, без помех. Так как обирать нищих и обездоленных, а также государство, непросто, «поэтому подбираются движения и ритм, соответствующие предстоящей деятельности».
А собрать средств бывает нужно много, ведь не всегда же министру Тас-оол попадаются миллионы, как те, что были выделены на строительство инженерных сетей психоневрологического диспансера в Каа-Хемском районе, и деньги приходится собирать буквально по крохам. Поэтому производственной гимнастике в министерстве «отводится роль профилактического средства поддержания высокой работоспособности на протяжении всего рабочего дня». Чиновникам приходится много писать разных бумаг, а потому «одним из условий сохранения высокой профессиональной работоспособности является переключение деятельности» с обычной рутинной на творческую, связанную с извлечением нетрудовых доходов. Поэтому производственная гимнастика встречает понимание у министра Л.Тас-оол. И она хорошо руководит коллективом, пока её не посадили за превышение должностных полномочий при воровстве более 4 млн. бюджетных рублей.