Светлой памяти Валентины посвящается |
«Вера для слабых, Надежда – глупым, только Любовь для сильных»
Так говорила Валентина Комбуевна. Она умерла 24 октября. За четыре дня до намеченной поездки с братом-инвалидом в город Курган на операцию. Билеты на поезд уже были куплены. Умерла в коридоре от сердечной недостаточности у двери своей квартиры, пролежала три часа, когда приехала «скорая», она была уже холодной. За час до своей смерти она позвонила и сказала мне, что идёт домой, а до этого была в Верховном Хурале в кабинете у председателя парламента Кан-оола Даваа – он твёрдо обещал ей помочь своей властью снова возобновить уголовное дело против Тунёва, который на своём джипе сбил её братьев.
Вообще-то, Валентина с 19 октября каждый день приходила в здание Верховного Хурала и ждала, когда придёт депутат Юрий Кара-оол, и она сможет попросить у него материальную помощь – брата надо везти в далёкий город на операцию. Медицинскую квоту она долго выхаживала и всё-таки в Минздраве выходила, но деньги на её проживание в Кургане, на дополнительные лекарства и усиленное питание после операции брату нужны были.
Почему именно к Юрию Кара-оолу? Она ответила, что это как-никак влиятельный человек, всё-таки родной брат Главы республики, может призвать к совести Тунёва, и тот наверняка усовестится и даст денег – ведь по вине его сына Максима, совершившего ДТП, умер её брат, а второй стал инвалидом.
Уголовное дело прекратили из-за того, что на новеньком крупногабаритном джипе Тунёва не работали какие-то навороченные фары дальнего света. Валентина по-женски так и не смогла запомнить технические названия, прописанные в экспертизе, по которой выходило, что её братья чуть ли не сами полезли под колёса машины, хотя обязаны бы знать, что у тунёвской машины могут быть такие неисправные особенности.
Кое-какие деньги Тунёв под большим нажимом выплатил, Валентина просила 300 тысяч рублей – во столько обошлись лечение, лекарства, похороны одного из братьев, но судья присудила 30, а тунёвы долго тянули и мурыжили с выплатой и этих грошей.
Почему Вера для слабых, спросила я её однажды. Она объяснила, что верить в справедливость закона могут только слабые, слабые и за помощью к Богу обращаются, но когда Бог помогал убогим и нищим? Дураки и глупцы уповают на Надежду, но она такая слабая, ведь, в конце концов, она тоже умирает. Только Любовь способна двигать людьми, делать их сильней. Валентина очень любила и жалела своих братьев, сама очень больная, плохо передвигалась, но всё же ходила все эти три нескончаемые года по кабинетам следователей и прокуроров, писала письма в редакции популярных ток-шоу в федеральные телевизионные компании, чтобы привлечь внимание на прокурорский и судебный беспредел.
Но беспредел дошёл до своего апогея 14 октября – Тунёв Максим стал вице-премьером тувинского правительства. До смерти Валентины оставалось ровно 10 дней. И она, набравшись силы и терпения, снова пошла по этому адскому мучительному кругу – искать понимания и хоть какой-то справедливости, просить помощь. Помощь для оглохшего от удара машины, покалеченного любимого брата.
Когда я ей сказала, что в Интернете люди возмущаются решением Главы республики Шолбана Кара-оола назначить на высокий государственный пост Тунёва Максима, что люди требуют опубликовать все имена следователей, прокуроров и судей, которые прекратили расследование уголовного дела по ДТП, Валентина и сказала про веру, надежду и любовь. Может быть, она имела в виду и то, что любовь людей к справедливости всё-таки заложена природой, присуща человеку от рождения? Теперь она пояснить уже не сможет. Прокуроры и следователи теперь могут спать спокойно – их никто не потревожит.
Алла Донгур-оол