Обзор прессы |
ЗИМА. ХОЛОДНО. КТО НАС ОБОГРЕЕТ?
Замечено: как только приближается зима, население вспоминает про уголь. Про очереди на разрез, про качество и – главное – про цены, которые с некоторых пор год от года кусаются всё сильнее. Просматривается закономерность: как только Кара-оол взлез в кресло Главы республики, качество угля стало падать, а очереди за углём и его цена – стремительно расти. На разрезе считают, что эти проблемы связаны с тем, что, скорее всего, Кара-оол, Шойгу, Зимин и Дерипаска имеют к Каа-Хемскому угольному разрезу какое-то отношение.
Что касается Шойгу, Зимина и Дерипаски, то пусть это останется на их совести. А вот Кара-оол в этой угольной вакханалии, скорее всего – центральная фигура. И дело тут уже не только в разрезе как таковом. Кара-оол, как только пришёл к власти, не только расстарался в приватизации разреза кипрским оффшором, но и совместно со своим другом-компаньоном Иргитом приложил руку к развалу «Рестопа», снабжавшего углём население через свои площадки в Кызыле и районах.
Видимо, всё это было сделано с одной целью – нажиться на проблемах снабжения углём населения республики. Судя по тому, как главная семейка озаботилась приобретением московской квартиры с семью унитазами за 120 млн. рублей и салоном красоты за миллиард, операция «Уголь» прошла успешно. И когда любопытные люди спрашивают, откуда у честного губернатора такие деньги, ответ напрашивается сам собой: куда-то же девалась разница с цены угля, которая с 600 рублей при Ооржаке подскочила до 3000 рублей при Кара-ооле? Думается, комментарии излишни.
И вот на днях «в Кызыле началась отгрузка угля на гортопе». А чтобы эффективно бороться с незаконным необоснованным ростом цен на уголь, «надзорные органы», вместо того, чтобы поставить на место руководство «Тувинской горнорудной компании», «выходят в рейды по выявлению перекупщиков, завышающих цены».
Думается, большей глупости придумать было сложно. На разрезе цена на уголь выросла в пять раз, а «контролёры» ловят перекупщиков угля, которые делают наценку в 15-20%... Ну не дураки ли? Ведь чтобы бороться с т.н. «перекупщиками», достаточно организовать сбытовую деятельность на разрезе и возобновить деятельность угольных площадок бывшего «Рестопа».
Но сначала нужно вернуть цену на уголь к экономически обоснованной. К примеру, как сообщает автор публикации, сегодня «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (в Элегесте) «предлагает уголь по 1820 рублей за одну тонну, Межегейуголь – 800 рублей за одну тонну». Проблема в том, что элегестинский и межегейский угли не подходят к использованию в обычных печах домовладений. Вот это и позволяет «Тувинской горнорудной компании», при поддержке Кара-оола, драть с нас за уголь Каа-Хемского разреза три, а вернее – пять (!) шкур.
Как сообщает газета, на площадку кызылского гортопа «ежедневно завозится до 300 тонн угля с Каа-Хемского разреза». Курам на смех. «6 грузовиков за день развозят по потребителям до 250 тонн угля». «Многие жители Кызыла и близлежащих населённых пунктов приезжают на своем транспорте», но брать фактически уже нечего. «Компания закупает уголь у Тувинской горнорудной компании по цене 2365 рублей 90 копеек за одну тонну и отпускает его населению по цене в 2720 рублей» плюс транспортные услуги.
Все понимают: в Туве цена на уголь, который, к слову, лежит у нас под ногами, просто дикая. Поэтому для сглаживания ситуации «рассматриваются варианты завоза аршановского угля из Хакасии и балахтинского угля» Красноярского края, который в связи с дороговизной и недоступностью местного угля «пользуется спросом у населения».
В правительстве Тувы не отрицают нездоровой ситуации вокруг обеспечения углём, но своей вины не признают и заявляют, что виной тому «некоторые перекупщики, так называемые «мешочники», которые «на различных точках очень сильно завышают стоимость», настраивая людей против своего правительства. Поэтому «контрольно-надзорные органы – Служба по тарифам Тувы, Управление Федеральной антимонопольной службы, Управление Федеральной налоговой службы и МВД – в ближайшее время согласовали график проведения рейдов, которые будут проводиться на территории всей республики». «Главная цель – выявление случаев завышения цен». А это означает, что теперь купить уголь даже у частников населению станет сложнее...
В связи с этим люди интересуются: что мешает навести порядок на угольном разрезе «Каа-Хемский» и в системе бывшего «Рестопа»? Что нужно сделать, чтобы всё вернуть к порядкам времён Ооржака? Думается, ответ прост. Нужно избавиться от семейки караоолов. Тогда, может быть, и цена на уголь вернётся, и «Рестоп» заработает»...
ШОЙГУ... СКОЛЬКО СМЫСЛА В ЭТОМ СЛОВЕ!
Местные власти решили в очередной раз лизнуть задницы у родственников нашего знаменитого земляка. С этой целью «в местечке Кара-Холь Бай-Тайгинского района прошли торжества, посвящённые 95-летию со дня рождения Кужугета Серээевича Шойгу». Журналист «ТП», «Ай-Демир Кадыг-оол», «получив за день» приглашение и хорошо опохмелившись, прибыл «в дом-музей семьи Шойгу в Чадане». При этом он, как говорится в публикации, «испытал чувство глубокого уважения и гордости за генерала армии, Героя России, министра обороны, поднявшего сегодня вновь «погоны» и престиж нашей армии». Хотя, вообще-то, мероприятие формально было посвящено его отцу, работавшему в республике пропагандистом идей марксизма-ленинизма – главным редактором «ТП». Ничего не поделаешь: таков стиль подхалимства сегодня провозглашён в Туве. И даже завзятый журналист-алкоголик обязан этому стилю соответствовать.
ПОМИНКИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
«ТП» сообщила: «в Доме народного творчества дорожники Тувы торжественным собранием отметили 80-летие отрасли республики». Правда, мероприятие больше напоминало похороны отрасли, хотя «праздничное мероприятие посетил глава Тувы Шолбан Кара-оол», который «тепло поздравил работников дорожного хозяйства и ветеранов службы с 80-летием отрасли и поблагодарил их за вклад в развитие республики».
Премьер, видимо, будучи не в ладах с цифрами, сообщил присутствующим, что якобы ещё несколько лет назад на ремонт трассы М-54 «в год выделялось лишь 300 млн. рублей», а теперь, благодаря его мудрому руководству, «по итогам прошлого года только на федеральную трассу М-54 государственные инвестиции составили более 2 млрд. рублей». По понятным причинам премьер не стал распространяться на тему, сколько из этой суммы осело в его и уюсовском карманах народных средств, однако и сами цифры, похоже, были придуманы.
Для того, чтобы понять размах развала дорожного хозяйства при Кара-ооле, достаточно вспомнить, что до его прихода во власть в республике с объёмом ремонта дорог еле справлялось шесть подрядных организаций. А теперь все работы ведёт одно – ООО «Восток» С.Уюсова. Правда, при этом сам хозяин нередко жалуется, что откат составляет порой до 50%...
Или другая выдержка из пламенной речи Кара-оола: «на содержание дорог Кызылу раньше в год направлялось 4 млн. рублей, а за последние три года эта сумма составила более 700 млн. рублей». В связи с этим заявлением хочется заметить, что лучше дороги в Кызыле не стали. Из чего можно предположить, что порядка 696 млн. рублей, выделенных Кара-оолом Ховалыгу на ремонт дорог, украли... А сколько украли за все девять с лишним лет руководства Шолбаном Валерьевичем? Даже посчитать страшно. Не случайно Шолбан Валерьевич, Владислав Товарищтаевич и все их родственники за это время изрядно располнели. Поворуй-ка больше, чем по полмиллиарда в год!
Затем Кара-оол в сотый раз принялся хвалить себя за его старания повернуть трассу М-54, чтобы выйти на «Урумчи» и «уже по железной дороге» отправить тувинские «грузы по всей Азии, и в будущем, согласно плану Шёлкового пути, до Европы». «Перенаправление М-54 – это крупный инфраструктурный проект, который существенно повысит мобильность и безопасность жителей девяти самых многонаселённых районов республики. С его завершением прогнозируется рост трансграничного товарооборота в 3,4 раза и «всплеск» придорожного бизнеса». Эта песня про поворот М-54 также всем жителям Тувы надоела, как завывания о строительстве железной дороги «Курагино-Кызыл» и ликвидация энергодефицита. А Кара-оолу она, видимо, так и не надоела. Или просто говорить не о чём?
Затем «Шолбан Кара-оол вручил государственные награды работникам и ветеранам дорожного хозяйства». Из рук главы региона «Благодарность министра транспорта Российской Федерации получили: директор государственного учреждения профессионального образования Учебно-курсового комбината «Туваавтотранс» Сергей Белоусов, бухгалтер производственного кооператива «Дорожный строительно-транспортный» Республики Тыва Галина Маслова, заместитель директора по аэропортовой деятельности федерального казённого предприятия «Аэропорт Кызыл» Республики Тыва Шолбан Кужугет». «Благодарность Главы Республики Тыва вручена мастеру Бурен-Бай-Хаакского участка общества с ограниченной ответственностью «Сарыг-Сепское дорожное ремонтно-строительное управление» Валерию Коровину». «Почётной грамотой Главы Республики Тыва награждена заместитель начальника технического отдела федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства Любовь Матвеева. Звание «Заслуженный работник Республики Тыва» присвоено водителю государственного казённого учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» Алексею Араажы».
НА ВОРЕ ЗАГОРЕЛАСЬ ШАПКА
«12 октября 2016 года в 41 номере газеты «Плюс Информ» был опубликован материал под названием «ЧП районного масштаба. Трупы у ручья», в котором сообщалось, что «Общество с ограниченной ответственностью «Тардан Голд» причастно к массовому падежу крупного рогатого скота, произошедшему 23 сентября 2016 года». В публикации говорилось, что «крупный рогатый скот был найден в 1,5 км от рудника предприятия в ложбине возле ручья», а падёж скота «вызван отравлением синильной кислотой, которую золотодобывающее предприятие использует как основной реагент для выщелачивания в процессе гидрометаллургической переработки золотосодержащего сырья».
Впрочем, эти детали вовсе не были необходимы для того, чтобы сделать вывод: в падеже скота повинен «Тардан Голд». Казалось бы, золотарям не нужно раздувать скандал вокруг темы отравления природы отходами их производства. Тем более, что и ущерб был невеликим, вполне по карману «Тардан Голд». Если бы на предприятии работали умные люди, они бы, наверное, оплатили бы ущерб, тихо извинились и продолжили работу далее, при попустительстве продажных контролирующих органов продолжая отравлять нашу жизнь. Но у золотарей взыграли амбиции. И им захотелось опровержений.
В своей статье в «ПИ» они опровергают сообщение таким образом: «Крупный рогатый скот был найден» не у ручья, а «в луже, которая образовалась из-за обильных дождей». «ООО «Тардан Голд» никогда не применял и не применяет синильную кислоту». «Применяемые ООО «Тардан Голд» химические соединения в растворах имеют концентрацию, не представляющую опасности». «На территории предприятия нет никаких отстойников, есть гидротехнические сооружения». И как апофеоз словоизвержения, официальное заявление: «ООО «Тардан Голд» считает, что обвинение предприятия в массовом отравлении крупного рогатого скота – это серьёзное обвинение, порочащее честь, достоинство и деловую репутацию юридического лица».
Наверное, ни один читатель не поверил в то, что скот был отравлен не отходами производства «Тардан Голд». Даже без всякого умствования – откуда взяться заразе, если на сотни километров нет никаких предприятий? Неужели с дождём нанесло?
Ну и последнее. У золотарей, видимо, плохи дела с юридической защитой. Иначе им бы разъяснили, как могут быть опорочены «честь и достоинство» юридического лица. А в общем, хочется сказать: сумели допустить утечку ядовитых отходов – найдите в себе мужество за это ответить. А если невиновны – не пишите глупостей, а обращайтесь в суд. А так для всех понятно, что «на воре шапка горит».