На следующий день после попытки переворота в Турции
Утром 16 июля стало окончательно понятно, что попытка военного переворота в Турции провалилась. «Медуза» рассказывает главное, что произошло после ночи вооруженных столкновений в Анкаре и в Стамбуле.
Названо имя возможного лидера мятежников. По данным информационного агентства Anadolu, это полковник Мухаррем Косе. О нем известно немногое. В марте 2016 года его уволили из армии за подозрения в связях с политиком-эмигрантом Фетхуллахом Гюленом («Медуза» подробно писала о нем). Anadolu указывает, что до увольнения Косе занимал пост юридического консультанта вооруженных сил Турции. Среди других возможных «вдохновителей» мятежа турецкие СМИ называют командующего сухопутными войсками генерала-лейтенант Метина Лийдила и бывшего командующего ВВС Акина Озтюрка (последний – арестован). Также известно, что Косе помогали полковник Мехмет Огуз Аккус, майор Эркан Агин и подполковник Доган Уйсал. Где сейчас Мухаррем Косе – неизвестно. Утром 16 июля в здании Генштаба Турции задержали 13 высокопоставленных офицеров, их имена не называются. Фетхуллах Гюлен, которого Реджеп Тайип Эрдоган прямо обвинил в организации мятежа, опроверг свое участие в попытке переворота. «Я осуждаю в категоричных формах попытку военного переворота в Турции», – заявил он.
За ночь погибли не менее 265 человек, 1440 ранены. Жертвами мятежа стали в том числе люди, которые вышли на улицы после призыва Реджепа Эрдогана защитить власть. Безоружные гражданские вышли на площади Стамбула и Анкары в ночь на 16 июля. Они окружали солдат-мятежников, забирались на танки, размахивая государственными флагами страны. 19 полицейских погибли после авиаудара с вертолета мятежников по Анкаре, 12 человек погибли во время взрыва в здании парламента. Тех, кто стрелял по невооруженным протестующим, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым охарактеризовал так: «хуже, чем курды». Из общего числа жертв около ста человек участвовали в попытке переворота со стороны противников Эрдогана.
В Турции задержаны тысячи людей. По последним данным, в причастности к мятежу подозревают более 2800 служащих в различных воинских частях, в том числе в ВВС Турции. По словам Бинали Йылдырыма, они будут привлечены к ответственности в соответствии с законами страны. Он добавил, что в конституцию страны из-за сложившейся ситуации могут быть внесены изменения, возвращающие смертную казнь. Некоторых солдат-мятежников, сдававшихся в плен, выпороли ремнями. На допросах солдаты заявили, что воспринимали происходящее как военные учения, сообщила газета Hurrieyt Daily News. Об этом им говорили их командиры. «Когда люди стали забираться на танки, мы все поняли», – сказал один из солдат. По данным агентства Anadolu, участники переворота координировали свои действия с помощью мессенджера WhatsApp.
От работы отстранены 2745 судей. Помимо этого, десять членов Высшего совета судей и прокуроров Турции взяли под стражу. Их, как сообщает Reuters, подозревают к причастности к попытке переворота. The Guardian сообщила, что выданы ордеры на арест 48 судей административного суда и 140 судей апелляционного суда. Поста судьи Конституционного суда из-за подозрений в причастности к мятежу лишился Альпарслан Алтан.
Несколько военных бежали из страны. Ночью в городе Александруполис (север Греции) приземлился турецкий военный вертолет. На подлете его сопровождали два греческих истребителя F-16. Всех пассажиров – восемь человек в военной форме без знаков отличия – задержали. Они попросили политического убежища. Кого именно задержали греческие полицейские, неизвестно, но местный государственный телеканал ERT передает, что задержанные могли участвовать в попытке переворота. По его данным, среди бежавших семь солдат и «гражданское лицо». Глава турецкого Мид Мевлют Чавушоглу в твиттере призвал вернуть местных граждан обратно в страну. Официальный представитель греческого правительства Ольга Геровасили заявила, что власти Греции намерены в ближайшее время вернуть Турции военный вертолет, а запросы задержанных о политическом убежище будут рассмотрены.
Вечером 16 июля жители Стамбула и Анкары устроили праздничные шествия. Они разъезжают по улицам на автомобилях, сигналят, размахивают флагами, громко включают государственный гимн Турции. Мятеж не поддержала ни одна политическая сила в стране.
Мятеж не может кончиться удачей. В противном случае его зовут иначе.
Вот это как раз и был мятеж, классический военный переворот. Ничего хорошего, ничего романтического в этом нет. Стрельба по людям с боевых вертолетов, комендантский час, военное положение, все это «Лебединое озеро» по телевизору – кто забыл, как выглядит ГКЧП, тот сегодня ночью мог вспомнить.
В выборе между авторитарным Эрдоганом и военными нет хорошей стороны. Это не романтическая борьба за счастье народа.
Это раз.
Два – в США или Франции военного переворота быть не может. По той простой причине, что там работают институты. «Нельзя просто так взять и захватить власть», потому что власть – это не одно президентское кресло, а сложная распределенная структура. Если у вас происходит путч, то, значит, власть в стране монополизирована (узурпирована), и сосредоточена в одном здании, будь то Кремль или президентский дворец. В этом случае мятеж – естественное следствие болезни общества (не лекарство, а просто новый симптом).
Три: в Кремле вполне всерьез живут по «Осени патриарха» Маркеса. Помните, там Патриарх, латиноамериканский диктатор, который проворовался до того, что продал море, устраивал у себя «на пенсию» всех беглых окрестных каудильо и прочих отцов нации? Когда Песков всерьез отвечает на вопрос, готовят ли уже Эрдогану дачку по соседству с Януковичем, когда самые верные пропагандисты шутят на эту тему в твиттере – это диагноз. Мироощущение. Банановая республика без бананов.
И четыре: что будет в России после мятежа в Турции. А будет так, как прекрасно написал Евгений Шестаков: «Чем бы ни закончилось в Турции, у нас продолжится закручиванием гаек. Наша власть будет страховаться не только от табакерки, но и от пустой сигаретной пачки».
И вывод, извините за банальность, прост: из диктатуры не бывает легкого выхода. Военные на боевых вертолетах это вовсе не ангелы-хранители, добрый дядя Пиночет не придет и не убьет всех плохих людей, потому что среди них непременно окажетесь и вы. Не нужно, как известно, спрашивать, по ком стреляют на стадионах.
Только выборы, только долгая, скучная, трудная работа над демократическими изменениями в стране. А иначе – сотни погибших, тысячи раненых и все та же диктатура, но с оттенком хаки.
Дмитрий Гудков