А судьи кто? |
Неужели в Туве ворую все?
Не секрет, что у нас в стране строительство – одна из самых коррупционных отраслей. Где-то, наверное, строительство – активный двигатель экономического развития. Но не у нас, в Туве. Если где-то строят или ремонтируют кошары, детские сады, школы, гостиницы, туристические базы – воруют, почём зря, без зазрения совести. Так уж прижилось, что не воровать почему-то нельзя. Типа как зазорно. Как говорят в некоторых кругах – западло. Так что воруем сверху донизу. Правда, порой случается – ну просто удивительное дело – профессиональных (извините за выражение) жуликов и воров на строительстве вылавливают и даже на какое-то время отправляют посидеть в СИЗО. Правда, припомнить не могу, чтобы для организаторов воровства уголовные дела завершались реальными тюремными сроками.
Думается, этому есть объяснение. А причина, скорее всего, находится в самом сердце тувинской законности – в Верховном Суде Республики Тыва. Тут к месту вспомнить про рыбу, которая, как известно, «гниёт с головы». И этой головой, наверное, впору считать наш самый справедливый в мире Верховный суд Тувы. Однако перейдём к фактам.
В Верховном суде в 2014 году затеяли капитальный ремонт старого здания на улице Комсомольской в г.Кызыле. Оформили всё, как положено и прописано законами – на то ведь они и судьи: заявки на участие в электронных аукционах, составы комиссий, всяческие локальные и дефектные сметы, протоколы и государственные контракты. Всё это можно отследить на Сайте Единой электронной площадки (ОАО «ЕЭТП») по адресу в сети «Интернет»: htpp://etp.roseltorg.ru. На капитальный ремонт старенького здания федеральный бюджет выделил около 30 миллионов рублей. Форму, срок и порядок оплаты за произведённый ремонт Председатель Верховного суда Кужугет Н.Ч. определяла лично. По поводу ремонта было подписано два Государственных контракта: один 7 августа 2014 года, второй – 7 декабря 2014 года.
Как известно, трудится Надежда Чычан-ооловна в судебной системе давно. Как давно, никто даже толком уже и не помнит, когда она впервые надела мантию. В общем, юридических познаний и опыта ей не занимать. Кое-кто порой даже шутит: мол, столько не живут. Имея в виду её просто огромный судейский стаж.
Правда, в нашем случае её судить не пришлось. В этом случае она больше подходит к роли подсудимой, чем судьи. А всё потому, что подписанные ею контракты на ремонт здания попахивают откровенной коррупцией. Короче, то ли по недосмотру, то ли понадеявшись, что с ней всё равно ничего не случится, Кужугет подписала договора, за которые с неё могут строго спросить. Статья 285-я Уголовного Кодекса РФ, знаете ли, очень конкретная статья – если под неё загреметь, то мало не покажется никому, даже Председателю суда. Хотя, у нас всё возможно, если вспомнить другую поговорку про закон, сравниваемый с дышлом.
Стало известно, что на днях республику должна посетить комиссия из Судебного Департамента России, которая заодно должна проверить и законность действий Кужугет по ремонту этого объекта на улице Комсомольской. И нам будет весьма интересно узнать, к какому выводу придёт комиссия, проверив документы и сравнив их с фактическим состоянием объекта. Найдёт ли она коррупцию в Верховном Суде? Или спустит всё на тормозах, пожалев почтенную даму тувинского правосудия? А изучать комиссии есть что.
По документам капитальный ремонт здания произведён ещё в декабре 2014 года. Деньги федерального бюджета израсходованы по этим же документам по назначению, подрядчик – ООО «Монолит-М» – в лице некоего гражданина Москаленко П.В. рассчитался-отчитался, никаких долгов за собой и за Верховным Судом не числит. Одним словом, на бумаге всё выглядит прекрасно! Государственный заказчик в лице Кужугет Н.Ч. тоже крепко спит со спокойной совестью с декабря того же года – какая опасность, скажите на милость, может угрожать самому главному судье Тувы?
Но реалии жизни таковы, что я бы на месте Надежды Чычан-ооловны не блаженствовал.
Судите сами. Не мошенничество ли чистой воды и с самого начала закладывалось, когда подписывался Государственный контракт №0312100008514000053_45666 от 7 декабря 2014 года? О том, что этот контракт какой-то «странный», говорят две цифры в нём. Указан срок исполнения контракта – 10 декабря 2014 года – тот срок, к которому капитальный ремонт административного здания должен быть исполнен. При этом вторая цифра – заключения контракта – указан как 7 декабря 2014 года. То есть, если верить бумаге и Надежде Чычан-ооловне, все работы стоимостью в 30 млн. рублей необходимо было закончить за три дня! И если верить документам, то есть по актам приёма выполненных работ, подписанным родственникам председателя,– всё исполнено точно в срок! Ну не судейские ли чудеса? Ведь это означает, что миллионные суммы прошли через Казначейство и были переведены исполнителю в полном объёме и без единого дня задержки! Такое, наверное, возможно только в нашем Верховном суде.
Но как так случилось, что большой многомиллионный объём работ был выполнен за три дня? И что это за подрядчик такой, что согласился отремонтировать старенькое здание за такой короткий срок? Уж не о коррупционном ли сговоре между Кужугет и Москаленко тут нужно вести разговор? Ведь только самоубийца, не состоящий в коррупционной сделке с заказчиком, может подписаться на такое, не боясь последствий. А тут Москаленко подписался – и вся недолга.
Впрочем, следует иметь в виду, что три дня тут – цифра, не имеющая к делу никакого отношения. На самом-то деле, на этом ремонте, как говорится, ещё и конь не валялся. А деньги «освоены».
Допускаю, что Кужугет Н.Ч. не понимает тонкостей строительных работ и всяких специфических смет. Но ведь она же не дурочка и не маленькая девочка, чтобы не знать наверняка – капитальный ремонт за три дня не под силу даже Марье-искуснице из русской сказки. Допустим даже недопустимое, что она якобы и Подрядчика-то не знает толком и в глаза не видывала, и денег от него не брала, хотя кому как не судье должно быть интересно – не мошенник ли он, не авантюрист ли? Можно предположить, что Кужугет простая, пожилая добрая женщина, хоть и судья со стажем, но, к несчастью, не сумела вовремя во всём разобраться, подписала, не глядя. Однако нужно помнить, что в Верховном Суде её же приказом создана целая Комиссия по противодействию коррупции. И действует уже много-много лет. Члены комиссии могли бы уж вразумить Председателя суда или нет? Но, с другой стороны, если посмотреть в общем и целом на кадровый состав тувинского суда, то можно столько близкородственных и иных связей обнаружить, что вопрос о коррупции сам собой как-то отпадёт. Кстати, Председателем аукционной комиссии по этим миллионам Кужугет «совершенно случайно» назначила своего племянника – Канзая Амира Алдын-ооловича. Он что, тоже до трёх считать не научился? Или считал, да только не дни? И если в судебной системе таковы порядки, то чего нам ожидать от чиновников правительства Кара-оола?
Продолжение следует.
Ал. Монгуш