О главном начистоту |
Пузыри гордости от Шолбана
Отчего такая широкая грудь у Кара-оола? Голова, а потом безо всякого намёка на шею грудь, грудь, грудь, переходящая резко в то, что называют культурные люди – ниже пояса. Про ниже пояса – это отдельная тема. Но вот сплошная грудь отчего, вы знаете? А от того, что в ней гордости много. Проснётся он и сразу как заглотнёт огромную порцию гордости – вот его и распирает целый день. Идёт он по правительству, голова важно откинута назад, чиновники, что помельче, к стеночкам прижимаются, боятся, что вдруг он от натуги не так ступит, а из него дух гордый-то и попрёт?
Я ведь как думаю: этот свой дух гордый Кара-оол бережёт больше всего на свете потому, что он у него не врождённый, а приобретённый. Как стал в 2007-м году Главой Тувы, так сразу стал думать – чем людей удивлять? Не помогла солнечная энергия – батареи оказались маломощные, дирижабли тувинцев не впечатлили – нечего было и придумывать, тувинскую баранину москвичи есть отказались, и местным углём заморские страны не прельстились. Кара-оол ещё поднатужился и родил, надо сказать, роды были мучительные, но всё-таки родил проект про один продукт на всю деревню, но и он тихо сошёл на нет. И всё! И вот теперь он просыпается, набирает полную грудь гордости и – вперёд!
Про его интервью «Комсомольской правде» тувинцы ничего не знают, если сказать честно. Ну, прочитала пара-тройка чиновников из пресс-службы правительственной, ну, родственники, может быть, а может, и нет. А широкая общественность, то есть, вся оставшаяся чиновничья армия – нет. Про простых людей я вообще молчу. Простым не до гордого караооловского духа – им бы до пенсии дожить, уголь да дрова на зиму купить, копейки считают простые. Так что гордость его отдельно, а жизнь остальных – отдельно.
Все прежние экономические проекты Кара-оола сдулись, но появился новый – «Горжусь своими земляками!». И вот с этой, простите, хренотенью он двинулся в центральные СМИ – на радио в «Комсомольскую правду». А он же такой, водичка тёплая не держится в недрах его организма, только чуть какая даже пустяковая идея – он её же сразу прокукарекать должен. Сказать точно не могу, сколько из тувинского бюджета – не из своего же он кармана заплатил – отправили на счёт этой газеты. Может, 500 тысяч рублей, может, около миллиона? Главный бухгалтер правительства ни за что не скажет, но уж она-то точно знает сумму. Да, ладно, что там мелочиться, если надо Кара-оолу свою гордость продемонстрировать. И вот он давай стараться, давай ерунду пороть на всю страну.
Ему задают вопрос «Люди стремятся остаться жить и работать в Туве?». Ну, понятно же, о чём идёт речь? О том, что уезжают русские, убегают отсюда тувинцы, не возвращаются молодые – работать негде. А кто и возвращается с дипломом – мучается без работы, без жилья, без денег, без просвета на завтрашний день. Зато Кара-оол такой непрошибаемый – всё равно гордится! Он отвечает: «Я горжусь своими земляками. Мы умеем жить, трудиться». Эх, Шолбан ты Шолбан Кара-оол, допустим, жить умеешь ты – из всего копейку выжмешь. Нет, если не так, ты скажи – давай поговорим. Ты объясни, почему это в Туве, стоящей на угле, – уголь самый дорогой? В Кызыле купить тонну – 2500, а с доставкой – и того больше? Мешок угля – 250 рублей, а к концу ноября цена подскочет, так что целлофановыми пакетиками начнём уголь домой приносить? Почему? Каа-Хемский угольный всего-то в 10 километрах от города, а цена – как будто алмазы стоит. В Кузбассе уголь – 750 рублей, а малоимущим – бесплатно. И сколько же денег перепадает в твой карман, гордый ты наш?
И что за чушь про национальные традиции и «неотъемлемую часть сельскохозяйственного уклада жизни тувинцев» ты понёс? Вся Россия знает про Туву – конопляную Колумбию. А мы знаем, что каждый клочок так называемых сельхозугодий строго охраняется, потому что там – конопля. Вся территория поделена, и не дай бог, чтобы кто-то залез на чужую деляну и собрал коноплю – убийство! Про животноводство говоришь, а про скотокрадство молчишь. Конопля – «Вот это связка ключевая»!
Ой, ну а про туризм уж лучше молчал бы... Ты, гордый, скажи, сам-то где отдыхаешь? На заморских островах, Мальдивах или в благословенной Поднебесной. Что-то в Туве тебе неуютно. Если Путин в прошлые годы вместе с Шойгу рекламировал тувинцев двадцатикилограммовой щукой, то это, извини, не реклама – это чёрт знает что, но не реклама. Какие такие святые у тебя, что ты ими клянёшься? Вообще, что это означает: «И подтверждаю всеми своими святыми, что Владимир Владимирович лично, кинув блесну... поймал эту щуку». Да вся страна покатывалась с этой щуки и уже забыла про неё, а ты собственными святыми клянёшься и опять напоминаешь про этот неудобный щучий случай. Вот скажи – зачем?
Как понимать твой последний пассаж? «И, поверьте, если такую крупную щуку, какую выловил Президент, редко можно поймать, то чуть поменьше встречается часто. Поверьте, у вас получится! Тува зовёт!». Ты, гордый дух, о чём вообще? При чём тут та злополучная щука, будь она неладна, при чём тут Президент и Тува зовёт? Куда Тува зовёт?
Тува давно кричит, разве ты не слышишь? Кричит – смените этого никчёмного и бестолкового, который кроме того, как гордиться, ничего не умеет...
Тува зовёт на помощь, корчится от безработицы, от безнадежности и безденежья. Тува зовёт, но кто её слышит?
Очень вредная тувинка