Обзор прессы |
АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ: СЛЕЗАМИ ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ...
Последние восемь лет стали для Тувы роковыми во многих отношениях. Но, пожалуй, самым тяжёлым последствием правления Кара-оола стало состояние образования. Провал в системе настолько очевиден, что скрывать это уже стало невозможно. Поэтому на прошедшем «28 августа, в Доме народного творчества Кызыла республиканском августовском педагогическом совете, на который собрались 542 человека из разных уголков Тувы», главной темой стал анализ состояния системы образования в Туве. Поднял её сам Глава республики Кара-оол, который «не обошёл стороной удручающие результаты ЕГЭ этого года».
Премьер признался, что «Тува находится в последней десятке регионов по итогам экзаменов». Отток русскоязычных педагогов и приток многочисленной родни руководства республики в школы привёл к тому, что «качество образования у нас не выше качества образованности учителей». А качество учителей, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что можно только вспоминать о «формировании творческой среды в школах, духа партнерства у учителей и учеников». Уже нет и, наверное, никогда не будет таких директоров школ, как «Лидия Сергеевна Новикова или Владимир Иванович Виденкин». И как итог – «плачевные примеры: ученики плохо справились с ЕГЭ». Тем не менее, «директор сидит на месте, ни один работник не шелохнулся». Как будто так оно и должно быть.
Как известно, наш премьер любит решать проблемы созданием различных советов. То отцов соберёт, то алкоголиков. Вот и на этот раз он уповал на «созданный в прошлом году совет директоров школ». Думал, это даст толчок реализации «губернаторского проекта об одном ребёнке с высшим образованием в каждой семье». Не случилось.
Кара-оол полагает, что причина кроется в том, что «40% населения Тувы – за чертой бедности». Может быть. Однако следует иметь в виду, что в республике последние 5-7 лет в образовании объективные «показатели устойчиво снижаются: по математике в 2013-м году – это 53,7 балла, 2014-м – 40,2, 2015 – 32». Сказывается проблема кадровой политики премьера: на смену проверенному профессионалу Морозову в министерство пришли сначала Потапова, затем Натсак и теперь – Бичелдей. Все они, мягко говоря, никакими выдающимися талантами или опытом в этой сфере не отличались. И назначались исключительно из конъюнктурных соображений.
Как и ожидалось, на августовском совещании ни до чего путного так и не договорились. В итоге, «первый замминистра науки и образования РТ Светлана Ощепкова зачитала проект резолюции, который был принят за основу». Решили: за «низкий уровень знаний по математике, химии, физике, информатике, это показывают ЕГЭ, учителя этих предметов будут взяты под особую опеку». Гора родила мышь. Ничего другого ожидать не приходится, если эффективность и профессионализм измеряются личной преданностью начальству, и важны не столько результаты ЕГЭ, сколько итоги голосований в итоговых протоколах на избирательных участках, расположенных в школах. Какая уж тут учёба...
МЕЧТАТЕЛИ И ПОКЛОННИКИ
Осенью каждый год республика отмечает День Шахтёра. Провели этот день и в этот раз.
«Власти региона совместно с инвесторами на торжественном собрании, посвящённому Дню шахтёра», попытались подвести кое-какие итоги. Провал в развитии угольной промышленности Тувы власти решили именовать «возрождением угольной отрасли». Как отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол, в настоящий момент в республике действуют три угольных компании: «ТГРК, ТЭПК и «Межегейуголь». Правда, на подъёме только одна компания – «Межегейуголь». Тувинская Горнорудная компания, как только её хозяева скрылись в кипрском оффшоре, постоянно снижает объёмы добычи и уже ушла с рынка внешних поставок тувинского угля. А Тувинская Энергетическая Промышленная компания вообще уже два года как прекратила всякую добычу угля в Элегесте, невзирая на то, что «запасы угля в Улуг-Хемском угольном бассейне просто колоссальны и оцениваются более чем в 20 млрд. тонн, что открывает огромные перспективы перед нашей экономикой».
Фактически в республике под руководством Кара-оола наступил развал горнодобывающей отрасли. Впрочем, Кара-оола это мало интересует. На этот случай у него готова простая отговорка: «развитие угледобычи, на которую возлагаются большие надежды, во многом зависит от успешной реализации проекта железной дороги в Туву». Эту идею Шойгу, Байсаров и Кара-оол безуспешно пытаются реанимировать уже который год. Теперь уже очевидно, что кому-кому, а Байсарову, точно, Путин не даст на разграбление 80 млрд. бюджетных рублей. А своих таких денег, судя по всему, у него просто нет.
Тем не менее, Кара-оол полон шизофренического оптимизма и заявляет: «в настоящий момент жизненно важный для республики проект имеет поддержку президента страны Владимира Путина и нашего земляка Сергея Шойгу». Правда, этого оказывается маловато, и все силы Кара-оол сейчас бросает на то, чтобы «он не был задвинут на полку».
Как заявил сказочник Чурин, «в настоящий момент ТЭПК пытается выстраивать полную логистическую цепь, которая призвана открыть тувинскому углю не только российский рынок, но и те самые рынки азиатско-тихоокеанского региона».
«Чурин назвал «сердцем проекта» ТЭПК Элегестское месторождение», но на этом не остановился и сообщил, что «помимо комбината на месторождении, в планах компании и реализация проекта Кызыл-Курагино, и строительство грузового порта в Ванино мощностью 15 млн. тонн угля в год». Впрочем, подобный трёп нёс он и раньше. На дворе сентябрь, а Чурин, не моргнув глазом, сообщает: «к строительству железной дороги мы планируем приступить до конца текущего года». Вот уж воистину – оптимизм со слезами на глазах... И как они хорошо спелись: один придумывает, другие дружно аплодируют.
УГОЛЬНЫЕ БРИКЕТЫ: КОГДА ВЛАСТИ ОТ СЛОВ ПЕРЕЙДУТ К ДЕЛУ?
Кызыл и Тува в России известны неплохо. Тут играют свою роль высокий уровень преступности, бедности, заболеваний туберкулёзом и сифилисом, коррупция, комчванство и высокие проценты за власть на голосовании. Но есть ещё одна общеизвестная деталь кызылского бытия – загазованность воздушного бассейна, повсеместная сажа во время отопительного сезона. «Так, в пробах снега, взятых вблизи частного сектора с печным отоплением, сажи было 89-97% (данные 2012 года). В «промзоне», на юго-западе города, её меньше – 68-76%». «Кадмия во всех пробах города больше, чем должно быть: где в три, а где и в 33 раза. Превышает ПДК и содержание мышьяка, никеля, кобальта, железа и марганца».
Проблема состоит в характеристике тувинского угля. Сгорает в печи он на 70% и всё остальное в виде сажи летает в атмосфере и осаждается в наших лёгких. «Об ухудшении экологии в Кызыле говорят много». О том, что Туве пора перейти на отопление угольными брикетами, разговоры идут давно. Правда, толку от этого немного. Воз, как говорится, и ныне там. Хотя «идея внедрения современных, а главное – безопасных технологий в топливную промышленность Тувы витает в воздухе давно».
Городские власти постоянно демонстрируют желание перевести в столице печное отопление на брикеты. Беда в том, что в мэрии нет умных деятельных работников. В основном подобралась команда корыстных болтунов. Однако, если верить публикации в «ТП», «именно сейчас мечта кызылчан о чистом небе над столицей зимой может стать реальностью». «Этому были посвящены встречи мэра Кызыла Владислава Ховалыга с представителями ООО «Межегейуголь», Тувинской энергетической промышленной корпорации, учёными ТИКОПРа СО РАН и руководством ООО «Хайдып девелопмент».
Ранее считалось, что основной вклад «в загрязнённость воздуха столицы» вносит «Кызылская ТЭЦ». Однако исследования показали, что «вредные выбросы ТЭЦ укладываются в надзорные требования». Мало того: они «даже снижаются с каждым годом». На самом деле «львиная доля «вклада» в загрязнение воздуха принадлежит частным постройкам с печным отоплением». Врачи бьют тревогу: «высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха может оказывать влияние на рост заболеваемости органов дыхания, центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, крови, а также онкопатологии».
Много лет учёные Тувы ищут выход из сложившейся в столице ситуации. «Группой исследователей ТИКОПРа, которую возглавляет Валерий Котельников, была разработана технология непрерывного пиролиза угля в термически нагруженном слое, позволяющая получать широкий спектр углеродных материалов, начиная от бытового топлива с низким содержанием сажи до высокопористых углеродных сорбентов». Они предлагают, «делать брикеты из угля Каа-Хемского, Межегейского и Элегестского месторождений (по 40 процентов из Элегестского и Межегейского и 20 процентов из Каа-Хемского месторождений». Предложенная ими установка состоит «из узла подготовки каменного угля, из которого он подаётся в бункер, а потом по шнеку – в узел прогрева, где поддерживается температура, достаточная для ожижения угля. Здесь же происходит его низкотемпературный пиролиз». «По словам учёного, брикетированный уголь будет сбалансированным по тепло- и газовыделению».
К сожалению, власти дальше слов не идут. Брикетами заинтересовалось некое «ООО «Хайдып девелопмент» Чингиса Хайдыпа». Но у этого предпринимателя отрицательный имидж, так что рассчитывать на него в таком непростом деле не приходится. Занимается он этой темой давно, однако до сих пор «речь о стоимости брикетированного угля не идёт». Все понимают: «угольные брикеты как продукт технологической обработки будут стоить дороже каменного угля». А цену на уголь в Туве ТГРК при содействии продажного правительства подняла до самых неприемлемых величин. Предполагается, что «тонна брикета будет где-то на 900 рублей дороже тонны каменного угля, который продаётся в среднем по 2500 рублей». Так что для реализации этого проекта сначала нужно привести в божеский вид цены на тувинский уголь, а уже потом заниматься изготовлением брикетов. А для этого сначала нужно поменять правительство Тувы. Задача непростая.
СЛУЖАНКА ВЛАСТИ РАЗУЧИЛАСЬ УЧИТЬ ДЕТЕЙ
Газета решила выяснить, «кто виноват в плохих итогах ЕГЭ» тувинских школьников? Для всех стало шоком, что существует такая статистика: «средний балл по математике в 2013 году – 53,7; в 2014 – 40,4; в 2015 году – 32. Вообще-то это – катастрофа». Тува по этому показателю «вошла в десятку аутсайдеров» России. «Кризис стал явью».
Глава Тувы признал: «наши дети показали худшие результаты». Однако он не смог предложить никакого рецепта исправления ситуации. Оно и понятно. Когда целую систему превращают из источника знаний в механизм фальсификации народного волеизъявления и награждают не за успеваемость, а за проценты голосования в итоговых протоколах, ждать приличных результатов от ЕГЭ не приходится. Именно поэтому «из года в год повторяется одна картина: «директор школы, ученики которой не справились с ЕГЭ, так и сидит на своём месте. И никто не спрашивает его: кто виноват и что делать».
Властям нужны не знания школьников, а дутые показатели поддержки населением этой самой власти. Вот учителя под руководством директоров школ и соревнуются между собой за проценты поддержки «Единой России», вместо того, чтобы заниматься с детьми и повышать свой профессиональный уровень.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ ИЗ СТАРОГО В НОВОЕ АВАРИЙНОЕ ЖИЛЬЁ
Тема переселения людей из старого аварийного жилья в новое аварийное заинтересовала активистов ОНФ. Они пошли в «печально известные на всю республику новостройки в районе «Своротка», в которых фактически нет условий для нормальной жизни». Они просто не могли туда не идти – «жалобы от жильцов злополучных домов продолжают поступать». И основная из них – «отсутствие электричества с момента заселения, которое, проходило в спешном порядке».
Властям Тувы нужно было срочно отчитаться. И «старые развалюхи быстренько сносили, а людей заселяли в недоделанные новостройки», которые «оказались для жизни не совсем пригодными»: «в стенах обнаружили пустоты, трещины, из которых задувало так, что линолеум ходил волнами», «Окна воткнуты в стены без применения пены», «в вентиляционных шахтах, особенно в зимнее время, образовывался конденсат, скапливаясь, он протекал в квартиры». «Протекают трубы, крыша, нет электричества». И это – в 21 веке!
Власти разводят руками – ничего не могут поделать с бракоделами, поскольку давно получили с них откаты. «На вопрос журналистов: собирается ли мэрия, как заказчик данных домов, помочь жильцам с погашением долга, чёткого ответа не последовало».
Исследование аварийных новостроек продолжается.