О главном начистоту |
В Греции всё есть...
Кто о чём, а вшивый о бане... Ну и я так же. В смысле без Кара-оола ни дня. Ну, а с другой стороны, как без него? Сам всюду, как говорится, наследил и в истории отметился. Я бы сказала, что в мировой современной истории у Кара-оола нашего Шолбана есть даже греческий аналог – Ципрас. Всё познаётся в сравнении – вот давайте и посмотрим на Ципраса с Кара-оолом в разрезе экономического суверенитета. По красоте наш Кара-оол, конечно, всяко разно уступает Ципрасу. Да оно и понятно: греческим профилем тувинец похвалиться не может, да и античное тело мама с папой нашему Шолбану не сумели наваять. А в остальном они похожи, как братья-близнецы.
Ципрас сравнительно молодой и очень говорливый, хотя за спиной нет реальных успехов, а только обещания хорошей жизни в будущем и то при условии, если эллинское население его поддерживать будет. Ну и тувинский премьер краснобай ещё тот! И тоже много чего наобещал, хотя его за язык никто не тянул говорить про дирижабли и железную дорогу, про морской порт в Дальневосточном Ванино и аэропорт международного значения в Кызыле, про 92-метровую статую Будды на горе Догээ и поголовную электрификацию населения солнечными батареями. Ой, да кучу чего Кара-оол наобещал, всего сразу и не вспомнишь, что там – яйца, детские сады, конфеты с мармеладом, китайские тренеры, киргизские наркологи, бассейны и в оконцовке – тувинский коммунизм. Как в Греции.
Впрочем, есть между Ципрасом и Кара-оолом, как с Грецией и Тувой существенная разница. Ципрас – руководитель суверенного государства, хоть и бедного. А Кара-оол – российского региона. А, нет, есть ещё одна разница: про Ципраса никто не слышал, чтобы его родной брат бегал по греческому парламенту без ничего на бренном теле, но в носках. А в остальном мужики – хоть куда! Решительные, одним словом, мужики. Ципрас сказал, что если его греки на референдуме поддержат, то он за 48 часов рога обломает Евросоюзу. И наш тоже заявлял про благоденствие. И даже пытался изобразить что-то наподобие то ли социального, то ли экономического шантажа, мол, пока не будет железной дороги – ничего от меня не ждите. Правда, в Греции референдум прошёл, а рога у Евросоюза на месте, и Ципрас послушно готов пойти на все условия ЕС, даже ещё более жёсткие, чем раньше предлагали грекам. Но хитроумные греки на то и греки, так сказать прародители цивилизации, они теперь крепко ухватились за эти рога и всем телом прижались к Европе – не отодрать.
И всё же мне греческий вариант ультиматума нравится! Или деньги – или мы выходим! Это единственная возможность обратить на себя внимание. Может быть, Кара-оолу тоже надо придумать что-нибудь такое эдакое: или Путин даёт 250 миллиардов на железную дорогу – или мы уходим в Китай. Не пора ли Кара-оолу перестать христарадничать в кремлёвских коридорах и ползать на коленях? Не настала ли пора ставить вопрос ребром: или – или? Или Россия обеспечивает нам уровень жизни, как в Москве – или мы начнём думать, как дальше строить жизнь без Москвы?
Вы не подумайте, что я за выход из России и заход в Китай. Нет! Я знаю, что мои соплеменники привыкли сладко жить за российский счёт и оторваться от этой бюджетной пуповины для многих смерти подобно. Да и, по большому счёту, хочу некоторых нервных успокоить – до выхода-то дело и не дойдёт. Если маленькая Тува выйдет – большая Россия развалится. А вариант хорош, не правда ли?
Но, думаю, кишка тонка, однако, у Кара-оола идти на такой вариант. Ну, во-первых, наше тувинское правительство не то что вороватое, а как бы это по-политкорректнее выразиться – организованное очень по одному криминальному признаку, которым должны интересоваться антикоррупционные органы. Должны, но не интересуются. Или интересуются, но не в достаточной степени. И к тому же не теми, кем надо бы интересоваться. А, во-вторых, я понимаю так: всегда из Москвы в Туву поступали деньги и коррупция. Но в последнее время денег всё меньше – кризис типа, а коррупции всё больше – типа опять же кризис виноват, вот и запасаются коррупционеры впрок. Да ведь и коррупция – это русская национальная традиция, однако, не последнюю роль играет. Ой, не надо обижаться русским, что уж тут поделаешь – традиция она и есть традиция, как без неё? У тувинцев тоже есть традиции специфические.
Но не об этом речь. А речь об объективных экономических законах, которые служат не отдельным людям, а существуют сами по себе. И тот, кто действует в рамках этих законов, тот про дирижабли и яйца не мечтает, тот бюджетные деньги на строительство не тырит и к себе в карман не складывает. Ну, а кто витает в облаках и мечтает о солнечных батареях, тот не понимает этих экономических законов и всё, извините, просирает. Что, слово «просирает» не нравится? Ладно, могу сказать по-другому. Могу, но не буду.
Ципрас Грецию пока что не просрал. Греция напоролась на крутые рога Евросоюза и греки крепко задумались после своего референдума. А Кара-оол, по-моему, напоролся на собственную мечтательную глупость. Пока мечтал-мечтал, сладко губками причмокивал, ладошки от предвкушения потирал, пока выпрашивал для авантюриста Байсарова денег на строительство железной дороги, на разработку всяческих там тувинских месторождений полезных ископаемых, мечтал, что деньги эти можно хорошо освоить по собственному усмотрению себе на пользу... А в итоге – бац – и наступил конец! Кара-оол напоролся на Тимченко.
У них, у олигархов, такой обычай заведён с некоторых пор: зашёл в регион – своего губернатора ставит, а прежнего – вон! А, с другой стороны, кого только мы не видали на этом месте! И Пугачёва, и Урбана, и Дерипаску, и Байсарова, а теперь вот – Тимченко. Кто он и с чем его едят, поживём – увидим. Ничто не вечно под Луной, и Тимченке придёт конец, хоть он и путинский кошелёк. Но до тех пор, как бы нам так изловчиться и пожить с Россией и с деньгами? Без Кара-оола пожить. С ним тувинцы обречены на нищету.
Да и, вообще, хватить у России просить – пора начинать требовать!
Очень вредная тувинка