Падение смерти подобно
Статья в газете за №16 от 12 мая т.г. «Пирамида кумовства» о засорённости родственниками руководителя Управления ФНС России по Туве Суге-Маадыр была встречена читателями с большим вниманием. Что ни говори, а клановость и кумовство никогда до добра ни доводили. К тому же воровать бюджетные деньги в компании родственников всегда безопаснее. Следует отметить, что никто не рискнул открыто поддержать Суге-Маадыр, которая сформировала госналогслужбу республики исключительно из родственников, друзей, родственников друзей и соседей по лестничной площадке. Однако не все были так категоричны. Всё же нашлось целое ведомство, которое не нашло ничего сомнительного в действиях Суге-Маадыр и даже горячо её поддержало. Вы все будете сильно удивлены, если узнаете, что это за ведомство. А им оказалась... прокуратура Тувы! Если точнее – отдел прокуратуры РТ по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.Вывод прокуроров просто поразителен: факты родственных отношений, описанные газетой, в ходе прокурорской проверки нашли своё подтверждение, однако при этом комиссия установила «отсутствие конфликта интересов или возможное его возникновение и коррупционной составляющей, поскольку каждый из них друг другу не подконтролен и не подчиняется». «Названые служащие подчинены и подконтрольны руководителям соответствующих отделов, в которых они работают». Как видится, наших замечательных профессиональных неподкупных прокуроров не смутило даже то, что «названые служащие» подчинены одному лицу – «руководителю Управления» Суге-Маадыр.
Давайте ненадолго отвлечёмся от проблемы тувинских налоговиков и обратим внимание на работу ока государева – прокуратуры Тувы. Последние 15 лет прокуроров меняют, как перчатки. Но почти все они получают генеральские звёзды и благополучно отбывают восвояси. А порядка и законности в Туве как не было, так и нет. И случай с Госналогслужбой это только подтверждает. Скажите, откуда появятся законность и порядок, если антикоррупционный отдел прокуратуры «авторитетно» подтверждает законность формирования контролирующего финансы государственного органа из родственников и друзей руководителя?
Впрочем, следует отметить, что в этой части прокурорские работники последовательны: там, в кого ни плюнь, попадёшь в родственника первого заместителя прокурора республики Санчая. Если клановость проросла в прокуратуре, то в налоговой ей почему не быть? Удивляет другое: новоявленный прокурор Гринёв – человек в республике свежий. Родственниками в своём ведомстве не обзавёлся. Но он почему-то не прикладывает никаких усилий к тому, чтобы очистить прокуратуру от родственников своего первого заместителя. Ведь наличие клановости – прямой путь к коррупции. И если прокурор предоставляет ей вольготные условия в своём ведомстве, то к чему удивляться, что и правительство, и министерства тоже изрядно засорены родственниками руководителей?
К примеру, председателем правительства Тувы является Шолбан Кара-оол. Однако решать вопросы по земле, лицензии на торговлю водкой или получению госзаказа все идут к его брату Юре. А если нужно отвоевать место для торговли наркотиков или украсть деньги «Туваавтодора», дорога непременно приведёт к брату Лёне. Ну а если вы проживаете в столице, то никак не обойдёте третьего брата премьера – Ховалыга. Потом мы спрашиваем, почему «крокодил не ловится, не растёт кокос»? Чего удивляться, если в Туве все министерства и ведомства построены по принципу «матрёшки». И всё это – под сенью нашей замечательной законопослушной профессиональной прокуратуры...
Недавно в редакцию пришло письмо, которое невольно этот довод подтвердило. Касается оно деятельности Министерства труда и социальной политики РТ. «Осенью 2014 года, когда Тас-оол Л.Ш. начала работать в качестве министра, нам показалось, что к нам пришёл работать вполне адекватный человек», – пишут работники министерства. «Как оказалось потом, нам – «показалось».
Первым делом министр «вынудила уволиться хорошего специалиста, порядочного человека руководителя Фонда Занятости Населения Г.Сергееву». «На дворе давно 2015 год, а финансы Фонда Занятости Населения на этот год до сих пор не защищены. Без толку летают в Москву, имитируя бурную деятельность, тратя бюджетные деньги». «Вместо неё поставили тупого бывшего мента (по другому не назовёшь), зато родственника, то ли друга первого замминистра Доржу Э.В. Человека совершенно пустого и бесполезного в работе». «А ещё у нас есть замминистра Саая Е.О. – ну просто очень тупая, просто позор! Какими её качествами руководствовались, когда её назначали, удивляет всех. Раньше Елена Ондаровна трудилась в Пенсионном Фонде, в качестве рядового специалиста по делопроизводству, потом рядовым специалистом по обращению граждан. Говорят, коллеги по ПФ, во-первых, были в шоке от назначения» и даже «сочувствовали Минтруду РТ», хотя «прыгали от радости, когда Елена Ондаровна уходила от них в Минтруд, так она их достала своим «умом».
Заодно авторы письма поражаются, как Кара-оол умудрился назначить министром труда Л.Тас-оол, до того работавшую директором школы №12. «Говорят, что когда она работала директором школы (более 15 лет), её зама Е.В. Хардикову назначили замом мэра по социальной политике, у Людмилы Шангыровны случился приступ истерики». И «она ушла в запой с собственным мужем». Впрочем, как полагают авторы письма, запои для Тас-оол и её мужа – вещь обычная: «закроются у себя дома и пьют по тихой грусти».
Двенадцатая школа в своё время прогремела на всю страну скандальным наездом машины на четверых пьяных в стельку учительниц, вышедших из школы после инструктажа «Единой России» по проведению выборов. По случаю обучения членов участковых комиссий из числа выдвиженцев партии власти Тас-оол устроила фуршет, на котором четыре учительницы напились до такого состояния, что попали под автомобиль. Как следствие показало, они были настолько пьяны, что, поддерживая друг друга, никак не могли сообразить, куда им бежать от автомобиля. Одни с середины улицы побежали вперёд, а другие – назад. А поскольку они не могли отпустить друг дружку, боясь упасть, то и дружно попали под колёса машины. Историю с попойкой власти замяли. И вот, спустя несколько лет, активность Тас-оол в продвижении кандидатов «Единой России» была вознаграждена – её повысили аж до министра. Правда, труда. При чём тут труд, если она педагог, до сих пор никто объяснить не может. К тому же выпивает она не только с мужем. Говорят, она частенько «прикладывается» в компании депутата И.Самойленко. А это уже не пьянство, а поддержание высоких отношений... Поговаривают, что именно Самойленко по дружбе выхлопотала собутыльнице министерское кресло.
Авторы отмечают, что в Туве пошла мода: «по наследству сейчас стали передавать госучреждения». Так, к примеру, когда «Тас-оол уходила с поста директора, вместо себя оставила свою сестру». С приходом Тас-оол в министерство, «теперь постоянно занимаются поборами: то супердорогие билеты на благотворительные концерты насильно пихают, то Хакассии надо зарплатой и вещами помочь, то на день рождения какого-нибудь начальника, например, на д.р. министра собирали всем миром, сотрудники министерства по 100р., с учреждений по 1,5-2 тыс. руб., а родилась она в день пограничных войск 28 мая. И подарили ей розы, аж 55 шт., даже показалось, что Людмилу Шангыровну на пенсию провожаем».
«А первый зам Доржу Э.В. вообще неадекватный человек. В каждом видит преступника, а простых смертных, как вахтеров, водителей, вообще за людей не считает. Говорят, будучи начальником Улуг-Хемского КОВД, в нетрезвом состоянии сев за руль попал в ДТП, т.е. выехал на встречную полосу и столкнулся лоб в лоб со встречным автомобилем, за рулем которого был Намзырай Р.К. – директор Дерзиг-Аксынского дома-интерната. Пострадали оба и долго отлеживались в больнице. Отлежавшись в больнице, Доржу Э.В. технично перебежал из органов МВД в УФСИН, т.к. за ДТП в нетрезвом состоянии его «попросили», а с УФСИНа «попросили» на пенсию. В Министерстве топлива и энергетики, где Эдуард Васильевич успел поработать, тоже, говорят, ничего путного не сделал, а к нам поставили – лишь бы дырку закрыть. Надо же Улуг-Хемских ментов, оставшихся без работы, пристроить. Все полгода работы у нас он занимается обустройством на работу своей родни и друзей, время от времени покрикивая на подчиненных и выдавливая опытных и грамотных специалистов с работы».
Автор письма пишет о странных обычаях, царящих в министерстве. И рассказывает, как Саая Елена Ондаровна получила должность замминистра. Она раньше знавала Шолбана Кара-оола – «работала администратором в стриптиз-ресторане «Эне-Сай» у Кара-оолов». В её обязанности входила проверка девочек на предмет здоровья и отсутствия венерических заболеваний. А тут она «погрязла в долгах: то ли муж алкоголик помог, то ли сама», в общем, «задумала продать свою квартиру и рассчитаться с долгами. Для уверенности пошла к гадалке». А та посоветовала не продавать квартиру, а идти на приём к Кара-оолу и просить денег. «Саая Е.О. пошла на приём». «Выслушав просьбу, Шолбан Валерьевич сказал, что деньги не рисует, а вот работу с хорошей зарплатой помочь обещал». И обещание сбылось! «Е.О. крутую должность получила, аж замминистра!» – сообщает автор письма.
Нынешний её «муж Амир (телеведущий, которого увела Е.О. от первой семьи, где остались двое детей) жаловался, что с «дурочкой Леной» очень тяжело жить, не вытерпев «заезжает» ей по морде, но от неё не уходит – заворожила видать. Временами Е.О. заскакивает к своим коллегам из П.Ф. и гуляет на широкую ногу. Напившись до поросячьего визга, хвастается, какая она красавица, как за ней бегали братья Шолбан и Юра, какая она крутая». Как поговаривают, «все кадровые вопросы решает Ю. Кара-оол. Каких только министров и замов мы не видали! Но такого безобразия ещё не было. Каким местом заслужили такого назначения эти люди, остаётся для нас загадкой...».
Автор обращается через газету к тувинскому премьеру: «Шолбан Валерьевич, решая кадровые вопросы, Вы слушаете только брата? Ведь такие кадры позорят Вас, и всю Республику. Неужели нет других порядочных и грамотных людей? Глядя на нашу троицу – училку, мента и дурочку, мы видим крах социальной системы, мы стремительно катимся вниз! Очень алчные люди, они думают только о своей выгоде, пользуясь своим служебным положением «делают деньги», любым способом хотят срубить бабло». А заканчивают авторы обращением к Главе правительства: «мы даже нормально выражаться, что бы написать Вам письмо, с таким руководством не можем! Министерство развалено, мы лишь зрители и исполнители бредовых идей и поступков нашей троицы! Кого из них слушать, если они даже друг друга не понимают! Живут в виртуальном мире, сами себе нравятся и не понимают, что они РАЗРУШИТЕЛИ. Они, как Мамай, а после них всё восстанавливать!
Уважаемый Шолбан Валерьевич, подумайте, пожалуйста, спасите социалку!
С БОЛЬШОЙ НАДЕЖДОЙ, КОЛЛЕКТИВ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РТ!».
Справедливости ради необходимо заметить, что и сам Шолбан Кара-оол приложил свою руку к развалу деятельности Минтруда. В мае 2012 года он в раже всемогущества по совету своих замов А.Дамба-Хуурака и А.Монгала собственным Указом отменил надбавки к пенсии, положенные бывшим госслужащим и депутатам в связи с заслугами перед республикой. Эти надбавки устанавливал ещё Ш.Ооржак. Бывшие прокурорские работники откровенно подставили туповатого премьера, который, видимо, не знает принципа юриспруденции, устанавливающего, что ухудшающий положение человека закон обратной силы не имеет. В итоге, уже состоялось более сотни решений судов об обязывании правительства Тувы выплачивать указанные надбавки. И теперь исполнитель – Минтруд – платит не только надбавки, но и судебные расходы. Суммы измеряются десятками миллионов. У Минтруда заблокированы счета, люди уже не получают зарплату. И этот ком движется дальше, набирая силу. Но деньги в данном случае – не все потери. Ещё больше теряет власть, поскольку получатели надбавок – это, как ни крути, элита тувинского общества. А Кара-оол умудрился одним Указом перессориться со всеми влиятельными уважаемыми людьми республики.
Мне не хотелось, чтобы читатели подумали: я обеляю Ш.Ооржака. Нет, все знают, что при нём кадрами заведовала его жена Сара, а подрядами – сын Андриан. Но такой концентрации родственников в правительстве и других властных структурах никогда не было. Ооржак старался ладить со всеми и делился властью. Если бы он в конце своей деятельности не сглупил и пошёл на диалог с Оюном, до сих пор был бы востребован. И был бы если не спикером парламента, то уж сенатором – наверняка. Именно поэтому не случилось обвала власти и паралича управляемости, когда Ооржак ушёл. Теперь ситуация иная. Чёрные братья за короткий срок сумели очистить поле от независимых людей и заменить их на родственников и друзей, которые порой понятия не имеют, что такое госуправление. К примеру, мэрией руководит брат премьера Ховалыг, совершенно не понимающий принципа функционирования столицы. Мало того, директором МУП «Благоустройство» он поставил своего шофёра. Поэтому город тонет в нечистотах и мусоре. И так далее. Соответственно, и назначенные им министры и прочие начальники нанимают себе работников по такому же признаку. В итоге, официантки, секретарши, администраторы притонов, шофера и обычные алкоголики стали министрами, директорами госпредприятий, депутатами и общественными деятелями. Республика стремительно деградирует в кадровом смысле.
Сейчас в тувинском обществе всё популярнее разговоры на тему, как будем жить после Кара-оола. Наверное, Шойгу на его место поставит своего очередного ставленника. И в любом случае так плохо, как сейчас, в республике уже не будет. Но переход грозит быть болезненным: когда братья караоолы покатятся с пика власти, они увлекут вниз за собой всех, кто ползёт и полз к этому пику. Всех этих «официантов, секретарш, администраторов притонов, шоферов и обычных алкоголиков», ставших за время властвования караоолов «министрами, директорами госпредприятий, депутатами и общественными деятелями».
А падать всегда больно.
Кондрат Пчёлкин