Железная дорога Курагино-Кызыл: Кому «дорога» эта авантюра?
Решение Правительства России о выделении из Фонда благосостояния 86 млрд. рублей на строительство железной дороги «Кызыл – Курагино» не произвело в Туве никакого эффекта. Ни радостных собраний или ток-шоу на телевидении, ни траурных мероприятий в городах и весях. Такое впечатление, что к самой Туве это эпохальное решение не имеет никакого отношения. И дорога эта дойдёт не до Тувы, а до какого-то другого отдалённого региона. А решение и впрямь эпохальное: 86 млрд. рублей инвестиций в Туву – это почти как 10 бюджетов. По идее, это решение должно создать совершенно новую финансовую, экономическую, социальную и даже политическую ситуации в Туве. Но реакции на него практически нет. Почему?
Сам проект имеет долгую историю. Ещё в 2002 году, заходя в регион, олигарх Пугачёв купил Элегестинское месторождение коксующихся углей и через Нарусову начал пробивание в кремлёвских коридорах власти проекта строительства железной дороги в Туву. Оператором проекта явилось ЗАО «Енисейская промышленная компания» (ЕПК).
На освоение месторождения угля у него ушло пять лет, после чего там началась открытая добыча угля с помощью американского комбайна. Уголь хоть и с трудом, но всё же находил своего потребителя на коксохимических производствах России. Одновременно Пугачёв занимался проектом железной дороги и добился определённых результатов – 50% стоимости строительства государство взяло на себя. В соответствии с заявкой на получение средств инвестфонда на строительство железнодорожной ветки в Туву общая стоимость проекта составляла 74 млрд. руб. ЕПК предлагала профинансировать 30% проекта из собственных средств, а оставшиеся 70% – из федерального бюджета. Протяженность магистрали должна составить 465 км.
Большинство было уверено, что никакой железной дороги в Туву не будет и вся эта затея для республики выйдет боком. Короче, проект строительства железнодорожной ветки к пугачёвскому месторождению угля не вызывал оптимизма у жителей Тувы.
Пугачёв откровенно вёл дело к продаже угольного актива в Туве, и для всех было очевидно, что самому ему этот уголь ни к чему и главная задача – увеличить капитализацию путём получения согласия правительства на долевое участие в финансировании строительства дороги и продать месторождение с выгодой. Для всех было очевидным, что самому Пугачёву ни уголь, ни дорога не нужны и он активно ищет покупателей за рубежом. В частности, в СМИ утверждалось, что «когда этот грандиозный «мыльный пузырь» лопнет, то нас, честно говоря, не очень беспокоит судьба иностранной компании, угоревшей на сделке. Просто мы думаем о том, что станет с теми людьми, что съедутся в начале строительства. Республику заполонят бывшие стройбатовцы, бомжи, авантюристы, зеки и проститутки, которым при развалившемся строительстве просто некуда будет деваться. Разрушенная экология лет через 150-200, может, и восстановится, а тувинскому обществу будет нанесен удар, который оно может и не вынести. Межпромбанк, получив деньги, на проценты от сделки купит своему олигарху новое место в Совете Федерации от другого региона, а мы останемся один на один с последствиями аферы «Дорога – уголь».
Но найти покупателя за границей Пугачёву не удалось. А тут еще началось дикое давление на Пугачёва и Нарусову со стороны вассала Сергея Шойгу – Шолбана Кара-оола, в результате чего за короткий период времени Пугачёв и Нарусова лишились полномочий сенаторов от Тувы, а Пугачёв вскоре вынужден был бежать из России и укрыться от уголовного преследования в Англии, где и обретается до сих пор. Так что продажа ЕПК владельцу «Русской медной компании» Алтушкину и Байсарову были единственной и вынужденной мерой. Каждый из них должен был выплатить Пугачёву по миллиарду рублей, однако Байсаров Пугачёва надул и, недолго поболтавшись в директорах ЗАО «ЕПК» и наделав до миллиарда долгов, «кинул» его, не заплатив. А заодно директор «ЕПК» Байсаров «кинул» и НПО «Мостовик», не заплатив ему за выполненные работы 883 млн. рублей. Когда дело рассматривалось в Арбитражном суде Москвы, выяснилось: Байсаров при заключении договора не имел на то полномочий. Короче, Байсаров за очень короткое время подвёл ЕПК к банкротству. Но и НПО «Мостовик» тоже подал заявление о банкротстве... Так НПО «Мостовик» и ЗАО «ЕПК» стали первыми жертвами рейдерской атаки. Однако дармовые деньги, обещанные Путиным на строительство железной дороги в Туву, с финансирования проекта были сняты.
Вскоре угольный актив ЗАО «ЕПК», а затем и право строить железную дорогу в Туву перешло к Байсарову. Сначала он было создал клон ЗАО «ЕПК» – ООО «ЕПК», а потом, когда скандал начал набирать обороты, учредил «Тувинскую энергетическую промышленную компанию», которая в настоящее время и собирает сливки с урожая, заложенного в своё время Пугачёвым и Нарусовой.
Начался новый этап борьбы за бюджетное финансирование проекта. Начался он почти три года назад, когда Шойгу удалось затащить Путина в Туву, чтобы он под покровом ночи в 45-градусный мороз забил «золотой костыль» в будущую железную дорогу. Вскоре после этого Туву стали трясти одно землетрясение за другим, что дало основание тувинцам полагать, что духи, охраняющие Туву, разгневаны.
Однако Байсарову и стоящему за ним Шойгу было не до духов. Один в Кремле, а второй в Туве активно занимались созданием видимости кипучей деятельности «Тувинской энергетической промышленной компании», которая на самом деле уже свернула добычу угля на Элегестинском месторождении угля и даже распустила трудовой коллектив. Байсаров успевал делать одно громкое заявление за другим. Теперь он уже не только «добывает в Туве коксующийся уголь» и готовится строить магистраль, но намерен «построить в Кызыле тепловую станцию и в Ванино – морской порт». Одна проблема – денег у «инвестора» как не было, так и нет. А сам проект тем временем тихо-тихо, но уверенно и смело дорожал, как на дрожжах. И с 74 млрд. рублей «подрос» до 213 млрд. рублей, то есть почти в три раза.
И вот теперь, благодаря лоббистским усилиям Шойгу, Байсаров в лице ТЭПК кроме 86 млрд. рублей прямых бюджетных инвестиций получит еще и 76 млрд. рублей в виде кредитов банков под государственные гарантии. Можно представить, что это за деньги, если первоначальная стоимость железнодорожного проекта Пугачёва (который, впрочем, тоже «увеличил» её в 1,5 раза), составляла только 74 млрд. рублей... Скорее всего, именно это и привлекает к проекту федерального министра Шойгу и регионального премьера Кара-оола, которые и не скрывают своей заинтересованности в бюджетном финансировании этого проекта и открыто лоббируют на федеральном уровне интересы несомненного авантюриста Байсарова.
Впрочем, интерес премьера может быть тривиально простым – на фоне откровенных неудач в экономике при начале строительства железной дороги он получает некую передышку – мол, когда дорога будет построена, тогда с меня и спрашивайте.
А вот решительность в действиях министра Шойгу и всего правительства понять непросто. Самому наивному понятно, что эта железная дорога нужна лишь как процесс воровства бюджетных денег, поскольку никакого экономического, а тем более социального эффекта от её строительства пока никто не обнаружил и соответствующих расчетов не представил. Вот если бы она строилась не в Россию, а в Китай, тогда бы эффект ещё можно было бы как-то сочинить – ни для кого не секрет, что Байсаров погубил то, что было создано на Элегестинском месторождении Пугачёвым и никакой он не шахтёр. Но главное состоит в том, что тувинский уголь на просторах России не востребован и, по мнению воротил металлургического бизнеса России, может быть востребованным не ранее 2018 года, да и то – в небольших количествах. Так что дорога на Россию – это дорога в никуда. Уголь, хоть и по дешёвке, можно попытаться пристроить в Китай. А для этого нужно строить дорогу не в Курагино, а на Урумчи. Однако с учётом прокитайских настроений в верхушке руководства Тувы такая дорога – откровенная провокация сепаратистских настроений в республике, которые и без того набирают силу. Примером тому может служить бесконтрольная деятельность в Тодже китайской компании «Лунсин», которая не только отравляет уникальную природу жемчужины Тувы, игнорирует договорённости о привлечении местной рабочей силы, но и не платит в бюджет республики налогов. Впрочем, нужно иметь в виду, что в самом Китае по оценкам специалистов имеется 113 млрд. тонн залежей угля, да угольная Монголия с железной дорогой – под боком. Так что задорого продать в Китай уголь – невозможно.
А, вообще, примером договариваемости с Китаем служит договор о поставке туда российского газа. Цена поставляемого газа будет таковой, что это – «коммерческая тайна». К примеру, аналитики банка «UBS» считают, что проект выйдет на прибыль только при цене $570 за 1000 кубометров, в то время как сам «Газпром» подтверждает, что будущая цена – в пределах $350 за 1000 кубометров. Но там к газу круто подмешана глобальная политика. А тут, скорее всего – обычное воровство, практика которого хорошо обкатана при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Там украли кусок от 700 млрд. Тут масштаб поменьше – каких-то 150 млрд. Но подходы – одни и те же. Там «товарищ Билалов», в 7 раз увеличивший стоимость строительства и сбежавший за границу, здесь – «друг Байсаров» из того же окружения и, судя по всему, с похожими наклонностями.
В мире так устроено: одно и то же может служит как благородным целям, так и наоборот. Кухонный нож в руках домохозяйки – это совсем не одно и тоже, как если он в руках убийцы. И полномочия одни используют для процветания общества, а другие – в целях личного обогащения. Думается, так и дорога «Курагино-Кызыл». Вряд ли мы найдём кого-то, кто сможет убедить, что её строительство Байсаров понимает как способ решить проблему транспортной изолированности Тувы и придания ускорения экономическому развитию региона. А вот людей, полагающих, что чеченец просто намерен набить себе карманы и дёрнуть за границу, как «товарищ Билалов» – более чем достаточно. Ну ладно Байсаров – чужой не только для Тувы, но и всей России человек. А куда побегут Шойгу и Кара-оол после провала проекта?
Я буду держать Вас в курсе событий, уважаемые читатели. До встречи.
Кондрат Пчёлкин