Нам пишут |
Не дайте угаснуть надежде!
Многие из нас, написавших это письмо, не сторонники газеты «Риск» – да простят нас создатели газеты и редакция, – но если наше письмо будет напечатано, мы однозначно изменим отношение к ней. И это даже не условие. Парадокс в том, что именно эта газета оказалась нашей последней надеждой обратиться к главе республики, президенту страны и всей общественности.
Мы – педагоги республики, среди нас и русские, и тувинцы, из города и кожуунов, народные учителя, заслуженные работники образования России и молодые учителя, и даже ученые, те, которые работают тесно со школами и знают наши проблемы. Да, нас много – тех, кто думает так же, но решившихся написать меньше. Пишем без частых абзацев, потому что все это – как одно дыхание нас всех, общий вдох и выдох. Может, где-то нестройно, но честно и отчаянно.
А пишем мы потому, что в нашем образовании уже больше пяти лет творится ужасное. С тех пор, как насадили непонятных «своих» людей в министерстве, начался бардак и тихое, а иногда и откровенно неприкрытое выживание неугодных. Потом избавились от грамотного и неравнодушного к проблемам образования именно в Туве министра. После кого только не ставили. Несколько лет терпели ставленницу-министершу и опозорились на всю Россию. Про это писали не только наши газеты, но даже и далеко за пределами Тувы. И ведь наши глаза и уши все это видели и слышали – говорим как есть, чтобы вы не причислили наше обращение к сплетням. Слава богу, убрали ее, придумав ей новое министерство. Школы и сады вздохнули, надеясь на то, что с новым министром будет толк, хоть и в некотором шоке пребывали первое время. Верили и ждали, потому, думаем, и не писали ни в правительство, ни в газеты. Но на смену бездарной команды предыдущей министерши назначили еще более бездарного, непрофессионального и страшного человека.
Подумать только, как можно было депутата назначить министром образования! И причем того, кто в 90-х способствовал расколу между дружественными народами – русским и тувинским. Того, кто был против русского языка – государственного между прочим. Из-за кого большая часть русскоязычного населения – среди них много было и русскоязычных тувинцев, – выехала из республики навсегда. Столько судеб порушено и сломано было. И уехало много высококвалифицированных специалистов. Мы уже не упоминаем о тех погромах и жертвах, которые были в 90-е. Это был почти тувинский майдан, если сравнивать все, что происходит в регионах. И мы нисколько не преувеличиваем. Многие из тех, кто писал это обращение, испытал на себе «силу тувинского национализма», и не только русские. Бандиты они и в Туве, и на Украине, и в Африке бандиты.
Долго Тува не могла оправиться от «национального самоутверждения». Долго еще мирились заново друзья, которых столкнули и у которых разум помутился. Поняли это не сразу, ведь за годы погромов и выселений много чего плохого понаговорили и понаделали друг другу. И с той и с другой стороны. И теперь этот горе-депутат, с треском вытуренный из Госдумы, ни разу не стоявший у доски с мелом, не проводивший в школе или садике или техникуме ни одного занятия, не знающий и не смыслящий в образовании ровным счетом ничего, ратует за тот же поруганный им же русский язык. Причем так неграмотно и цинично. Подчас топорно, прикрывая красивыми витиеватыми словами и лозунгами. Его умение выворачиваться и забалтывать известно каждому жителю Тувы, который когда-либо слышал его. А те, кто когда-то попался на эту удочку этого красиво говорящего пустослова, давно отошли от него. Иных он уже «сожрал», пользуясь обретенными правами. Среди его жертв есть даже близкие родственники.
И вот этот вот человек, отказавшийся от родных детей – несколько брошенных жен не в счет, – человек, не воспитывавший детей, ни своих, ни чужих (последующих жен), человек, прости Господи, с не совсем традиционной ориентацией, как писали и утверждают бывшие с ним близко знакомые люди, человек, подставляющий и предающий своих же соратников ради личной выгоды – во главе воспитания и образования детей... Кто из членов правительства или приближенных к ним мог вообще рекомендовать этого человека?!
Его назначение нам всем было удивительно, но многие (а мы же часто общаемся друг с другом в педагогической среде) думали, что остепененный такими регалиями человек, культурный, вроде, да и в возрасте (кстати, старше министра Морозова) наведет порядок. Или хотя бы остановит процесс деградации образования. Но нет – все хуже и хуже с каждым днем. Не годом, месяцем или неделей – с каждым днем.
Всего лишь два года, а успел уволить грамотных работников из образовательных учреждений, из самого министерства, насадив везде ни разу не нюхавших школу молодчиков или своих родственников или приятелей (друзей-то у него, видимо, нет, судя по отзывам), развалить и закрыть несколько школ, садов, техникумов. Вся структура образования как перевертыш. На головах ходят в буквальном и переносном смысле. Мы следили за публикациями, разговаривали с учителями в школах и училищах, знаем, что они протестовали и писали. Публикации разные в газетах были, сначала робкие, потом все смелее и смелее. Даже заступничество комитета по образованию нашего парламента, которым руководит бывший директор школы, человек грамотный в области образования, и представители общественных организаций, где есть настоящие учителя, не возымело успеха. Этот депутат-неудачник, горе-министр не слушает никого и молча продолжает творить зло, как тот паук.
Людей, возразивших ему, он молча удаляет, часто нахрапом. Как это было в нескольких школах-интернатах и техникумах. Самые отважные отсудились, но работают под постоянным прессингом. В самом министерстве из старой команды почти никого не осталось. Отделом кадров заведует человек ничего в педагогике и психологии не смыслящий, чванливый и хамовитый. Был опытный кадровик, старейший учитель, знающий каждого учителя по имени-отчеству – уволен. Теперь мы даже с подачей документов на награждение ходим с протянутой рукой и ждем подолгу их решения. Был человек, создавший систему работы с детьми-сиротами, знавший законы, – уволен, а отдел развален и отдан первому под руку попавшему человеку. Был грамотный юрист – видимо, уволилась после Морозова, как и многие. Теперь там юрист-недоучка, то ли депутатствовашая, то ли ветеринарствовашая, малограмотная, с ноюще нечеткой и неправильной речью, у которой документы обратно получишь не сразу, а ведь многим из нас надо приезжать в это министерство, многим из других городов и сел. Мы давно уже к ней не ездим – все равно наши завучи в сто раз грамотнее. Главный отдел, который заведует школами и садиками – основой нашей республиканской системы образования, полностью уволен, там нет теперь ни одного человека, который бы дал нормальный ответ на элементарный вопрос, родители уже туда не ходят, учителя и подавно. Был там хороший толковый начальник – уволен или переведен куда-то, были хорошие специалисты – уволены, во всяком случае мы их больше не видим нигде. Был один толковый заместитель министра, так ее «ушли» в другое министерство. Правда, немного раньше, но это сути дела не меняет. А при ней-то был нормальный воспитательный отдел.
Теперь там такие специалисты, что только за голову и хватаешься. Почему сразу после Морозова нельзя было оставить Урану Сергеевну? Когда она выступала на совещаниях с нами и говорила о воспитании, мы ей верили и старались выполнять свой педагогический долг еще лучше. А теперь об этом говорят люди, которые сами отнюдь не являются образцом добропорядочности и нравственности, и это не пустые слова, это известно тем, кто его сидит и слушает – работникам отделов образования. Но все молчат. А что делать, если никто нас не слышит вот уж лет шесть?
И таковы все теперешние заместители. И они не чураются крепкое словцо бросить при педагогах, которых мы и в пример стыдимся тут привести. А как же тогда со своими сотрудниками они разговаривают, страшно представить – то-то они там все такие пришибленные и нервно-восторженные. Видимо, подбирал нынешний министр-депутат своих замов себе под стать. Один первый зам чего стоит. Он же как будто учителей ненавидит. Только послушать, как он говорит на совещаниях, что он говорит. И покопайтесь-ка в его педагогической деятельности – найдете много интересного. И как тут не задуматься и не воспротивиться кличу «Даешь по одному заму-мужчине каждому директору-женщине школы!» – если такие мужчины в образовании, лучше уж бабье царство.
Ну ведь и, правда, – не всякого мужчину вообще к детям пустишь. Из боевого братства? Так ведь кто знает, чему его там учили и чему он может научить детей? А сколько среди этих из якобы военной братии преступников? Причем совершивших преступления над малолетними. Собеседование, конкурс – хотя бы это должно быть при приеме на работу в образовательное учреждение, а не только бумажка из белого дома и хотение некоторых членов правительства, которые выслуживаются перед высшим начальством. Что эти ваши сборы мужей-отцов-дедов и кодексы, если вы сами не соответствуете – хочется сказать некоторым мужчинам, присутствовавшим на тех сходках. Особенно тем, кто руководит в образовании, особенно им. А если это собеседование будет проводить нынешнее руководство минобраза, то будет снова конец света. Выбор кадров у них – караул! Одна школа-интернат чего стоит. А что было на последней коллегии? Заработная плата директоров и завучей им не дает покоя. Как он вообще посмел вообще озвучивать их? Раз уж на то пошло, пусть только о директорской оплате и говорил, а то, что директора и завучи как предметники отрабатывают, так это другая зарплата. Уж это-то руководитель министерства знать должен бы. Стыдно!