Угольщики Тувы вопят о помощи
О том, что на Каа-Хемском угольном разрезе после криминального перехода его в частные руки всё не очень благополучно, знают все. Надолго запомнилось, как виртуоз банкротства Базиев под покровительством молодого тувинского премьера вместо процедуры оздоровления с блеском провёл процедуру конкурсного производства и передал за совершенно смешные деньги флагман тувинской промышленности группе таинственных «инвесторов», организованных под «крышей» некой «Тувинской Горнорудной компании» с «хвостом» в оффшоре на Кипре. В СМИ не раз писали, что передача «в надёжные руки» под видом аукциона проводилась в Абакане под охраной бандитов. К нему были допущены только «проверенные» Зиминым и Кара-оолом претенденты. А за названием «ТГРК», как полагали работники угольного разреза и независимые журналисты, скрывались такие «энтузиасты горного дела», как Дерипаска, Шойгу, Зимин и Кара-оол. Предположительно, доли в предприятии были распределены следующим образом: первые два – по 40%, оставшимся – по 10%. Как на самом деле сейчас распределены доли участников, достоверно не известно. Однако следует отметить, что ни Шойгу, ни Дерипаска, ни тувинский и хакасский премьеры ни разу сообщение о своём участии в добычи тувинского угля никак не опровергли.
Однако население республики и кадровых работников разреза интересует не столько состав новых хозяев разреза, сколько состояние дел на нём. А оно, прямо следует признать, аховое.
Шесть лет беспредела привели к тому, что отпускная цена на уголь с разреза подскочила с 600 рублей до 2093 рубля за тонну. Качество угля и объём его добычи упали. Стали обыденными нескончаемые очереди на весовой, поэтому водители ночуют прямо у проходной. Естественно, никакого технического перевооружения на предприятии не ведётся. «Инвесторы» оказались дутыми пузырями. Как и ожидалось, по дешёвке покупая разрез, они ставили единственную цель: выкачать из предприятия все соки и перепродать его. Сокращения работников разреза приняли массовый характер. И даже на оставшихся рабочих местах местные опытные кадры замещаются неопытными, но «своими» гастарбайтерами. Качество добываемого угля стало катастрофическим, и потребность в тувинском коксующемся угле на внешних рынках сошла до нуля.
При этом тувинские власти, подтверждая мнение об участии в работе разреза премьера Тувы Кара-оола, никак не реагируют на ситуацию на бывшем ведущем предприятии республики, хотя для всех очевидно: предприятие нужно срочно спасать. Их даже не волнует то, что оно когда-то вносило существенный вклад в бюджет республики. А теперь находится на краю финансовой катастрофы. Однако, тем не менее, регулярно отгружает уголь без оплаты засаянскому потребителю ООО «Саянский уголь», долг которого на 1 января 2014 года уже составлял 344 979 270 рублей. И это притом, что чистый убыток предприятия за 2013 год составил 332 425 тыс. рублей. Поневоле поверишь в разговоры на разрезе о том, что этот «потребитель» имеет какое-то отношение к карманам Шойгу, Дерипаски, Кара-оола и Зимина.
Впрочем, независимо от того, кто формально владеет угольным разрезом, управляет им структура Олега Дерипаски «Еn+Уголь», директор которого Андрей Чурин ещё в октябре 2008 года хвастливо обещал «инвестировать значительные средства в приобретение новой техники» и заявлял о намерении «в ближайшие 3 года довести объёмы добычи на разрезе до 1 млн. тонн». Чтобы освежить читателям память, напомним: при директоре А.Ковалёве разрез «Каа-Хемский» в 2006 году при плане в 650 тыс. тонн угля добыл 684 579 тонн угля. В 2007 году разрез, при плане в 650 тыс. тонн угля, добыл уже 753 555 тонн угля. Приход на разрез команды Шойгу-Дерипаски-Кара-оола-Зимина сказался быстро: уже в 2009 году добыча угля на разрезе упала до 435 254 тонн при плане в 505 тыс. тонн. А в 2013 году было добыто 566 486,5 тонн угля, что составило 94% к плану. На 2014 год планируется добыть 600 тыс. тонн угля, что к уровню 2007 года в лучшем случае составит менее 80%. Правда, при этом цена угля за шесть лет выросла в 3,5 раза! Такова цена, которую платит республика за то, что разрезом владеют жадные непрофессиональные люди, ставящие перед собой цель наживы любой ценой.
Не в пример властям работники разреза не могут смириться с реалиями, в которых гибнет предприятие, а работники лишаются рабочих мест и средств к существованию их семей. А поскольку власти не обращают на них никого внимания, они готовы начать забастовку. Следует отметить, что работники Тувинской Горнорудной компании много раз обращались к председателю правительства Тувы Кара-оолу с письмами, требуя вмешательства. Ни на одно не было получено никакого ответа.
Чтобы это стало достоянием общественности, приводим с некоторыми сокращениями последнее из обращений.
Председателю Правительства Республики Тыва Ш.В. Кара-оолу
ОБРАЩЕНИЕ
в защиту коллектива угольного разреза
Уважаемый Шолбан Валерьевич, за Вашей помощью вынуждены обратиться работники ООО «Тувинская горнорудная компания» (бывший угольный разрез «Каа-Хемский»), так как в настоящее время на нашем предприятии происходит настоящий беспредел со стороны руководства.
В апреле 2013 года на наше предприятие были назначены генеральный директор Дмитриев Е.Г. и директор по производству Черемнов И.В., с приходом которых стало невозможно работать на угольном разрезе.
За 9 месяцев 2013 года, с апреля по декабрь, на нашем предприятии уволено 50 человек, среди которых кавалеры орденов шахтерской славы. Вместо них привезены работники из г. Тулуна Иркутской области. Для новых привозных работников за счет предприятия сняты в аренду квартиры в г.Кызыле, в них сделан евроремонт.
На нашем предприятии происходит настоящая дискриминация местных работников, так как для экономии средств, введен режим неполной рабочей недели (3-4-дневная), в планах введение неполного 4-часового рабочего дня. Планируется закрытие рабочей столовой, из-за чего мы останемся без горячих обедов, учитывая отдаленность нашего предприятия от города.
Для производственной техники закупаются некачественные запчасти, которые не рассчитаны на работу с нашими породами почвы. Как правило, техника регулярно выходит из строя, и наше руководство почему-то за это налагает взыскания на работников, что влечет снижение оплаты труда.
Наши руководители совсем молодые, около 30 лет, и, как мы уже говорили, позволяют себе увольнять кавалеров орденов шахтерской славы, отдавших нашему предприятию более 20 лет. При этом генеральный директор Дмитриев Е.Г., не проработав и года на нашем предприятии, пользуясь своим служебным положением, не стесняется выпрашивать у профсоюза шахтеров для себя орден шахтерской славы.
Директор по производству Черемнов И.В. не имеет никакого опыта работы. И вместо организации производственного процесса постоянно занят поиском причин для увольнения работников, в результате чего добычи угля фактически нет, а уголь, который добывается, крайне низкого качества. Страдают потребители угля. Уголь хорошего качества отгружается и вывозится за пределы республики.
Из-за крайне низкого качества угля в октябре 2013 года частные предприниматели, осуществляющие доставку угля населению, вынуждены были прожить возле весовой угольного разреза три дня. Так как тот уголь, который им предлагался, был фактически непригоден для реализации населению. Они были вынуждены перекрыть въезд на весовую угольного разреза и устроить забастовку.
Руководство угольного разреза спряталось в своем кабинете под столом и вместо себя для урегулирования конфликтной ситуации отправило работницу угольного разреза, и только по прибытии сотрудников милиции директор по производству Черемнов И.В. соизволил выйти к бастующим и вместо переговоров попросту начал их материть.
Подобным образом руководители позволяют себе обращаться и внутри нашего коллектива – для них обычное дело оскорбить работника, всячески обматерить при всем коллективе. Постоянно говорят, что в Туве работать не умеют, тут одни «чабаны-ковбои-дебилы» и «мы вас научим работать»! При этом многие работники разреза по возрасту годятся в отцы и матери этим молодым руководителям, однако их это нисколько не смущает, наоборот, по их мнению, они так повышают авторитет руководства в коллективе.
Чтобы найти очередной повод для увольнения работников, заставляли женщин, работающих на Каа-Хемском угольном разрезе, ехать на неделю работать на Чаданском угольном разрезе, а женщин, работающих в Чадане, заставляли ехать в Каа-Хемский разрез. При этом никакой производственной необходимости в этом нет. В настоящее время наше руководство придумывает для нас и заставляет подписывать различные надуманные инструкции, чтобы в любой момент можно было придраться и избавиться от местных работников.
Из-за таких гонений в коллективе сложилась очень напряженная обстановка, зарплаты под различными предлогами снижены, премии вообще не выплачиваются, при этом себе выплачивают зарплаты более полумиллиона в месяц! В коллективе ходят разговоры о забастовке.
За всю 47-летнию историю нашего предприятия никогда не было таких грубейших нарушений трудовых прав и проявления к нам крайнего неуважения вплоть до оскорбления личности перед коллегами. До приезда нового руководства за 2011-2012 г.г. наш угольный разрез входил в десятку лучших предприятий.
Поскольку угольный разрез находится в частных руках, уважаемый Шолбан Валерьевич, нам больше не к кому обратиться за помощью, последняя надежда только на то, что Вы вмешаетесь в данную ситуацию, если так и будет продолжаться, то вскоре все местные работники разреза останутся без работы, наши семьи останутся без хлеба.
Мы не можем обратиться в иные организации – Прокуратуру, Трудинспекцию или Роспотребнадзор, так как обратившийся работник будет в тот же день уволен. Но если Вы вмешаетесь в ситуацию, то все местные работники разреза полностью поддержат Вас, так как больше нам надеяться не на кого.
Коллектив Каа-Хемского и Чаданского разрезов.