Письма президенту |
Снова здорова
Г-н президент, из вашего Послания мы узнали, что Россия снова здорова. Вы сказали: «Впервые с 1991 года рождаемость превысила смертность». Из этой фразы нельзя с уверенностью понять, кто кого превысил (таково уж коварство русского языка). Но по вашему довольному лицу мы поняли, что рождаемость стала больше смертности. Мы только не поняли, чья рождаемость?
Россия, как вы отметили в Послании, многонациональная страна. Вопрос: какие нации обеспечили победу рождаемости в нашей всё еще многонациональной отчизне? И кто эти многочисленные новорожденные – вдруг полукровки? Если дело так пойдёт, то многонациональность скоро сотрётся; трудно будет различать по морде, а в паспорте не написано.
Вы сказали много правильного:
- надо сделать сильной местную власть;
- надо обуздать этническую мафию;
- надо обуздать ректоров, которые до небес задрали стоимость общежитий;
- надо, чтобы к стройкам подводились инженерные коммуникации;
- надо добиться, чтобы выпускники получали работу;
- надо поднять Сибирь и Дальний Восток;
- надо ввести уголовную ответственность за ложную финансовую отчётность...
А как случилось, что до сих пор всё это – планы и мечты?
Вы сказали, будто не хватает средств на социальные проекты. (На телеэкране в этот момент крупным планом показали почему-то вице-премьера Шувалова. То ли ему не хватает, то ли из-за него не хватает, а всё потому, что кто-то хватает, зверски хватает.)
Вы говорили о важнейших социальных проблемах: о здравоохранении и образовании; о зарплате учителей и врачей; о том, что нужны меры, «призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах». И вдруг вы задали удивительный вопрос.
ПРЕЗИДЕНТ. Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается.
Г-н президент, именно об этом мы вам и пишем уже много лет. Мы рады, что вы с нами абсолютно согласны. Но не очень понятно: кого вы спрашиваете? С кого вы спрашиваете?
Вы называли важнейшие задачи и говорили «надо, надо, надо», а мы мысленно соглашались «да, да, да». Но «полтора года»?
Нет, г-н президент, не полтора года, а 14 лет. Мы не можем согласиться, чтобы вы вели отсчёт с весны 2012-го. Вы находитесь во главе России с осени 1999-го. Послушайте себя.
ПРЕЗИДЕНТ. Нам нужны школы, которые не просто учат, но и школы, которые воспитывают личность. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Уже дано поручение начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение.
В Кремле грянули аплодисменты. А мы (у телевизора) аплодировать не стали. Нам помешала простая мысль: кто убрал сочинение из выпускных экзаменов? когда это произошло?
Образование рухнуло не за полтора последних года. ЕГЭ начали вводить в 2001-м (в Чувашии, Якутии... пробовали на тех, кого не жалко?). Учителя и учёные криком кричали, что ЕГЭ оболванивает детей, губит творчество, губит личность, губит образование. Об этом были написаны тысячи статей. И что? В 2006-м ЕГЭ уже был введён почти во всех регионах. Кто тогда был президентом?
Когда вы говорите, будто вам нужны школы, которые воспитывают личность, будто вам нужны люди с широким кругозором, способные самостоятельно мыслить... Неужели мы должны верить?
Но если вы искренни, то, значит, действительно «то ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается», а вы ничего не можете с этим поделать.
Вы сказали, что российские предприятия должны уйти из офшоров, вернуться под юрисдикцию России и платить налоги здесь. Вы сказали о «прямых потерях государственного бюджета», об огромных потерях наших денег (мы теряем, а кто-то находит). Абсолютно справедливо. Вы не первый раз это сказали, и не первый раз это было справедливо. И вы не скрывали огорчения:
ПРЕЗИДЕНТ. Прямо скажу, результаты пока мало заметны. Напомню о масштабной сделке текущего года с объёмом более 50 миллиардов долларов. Продажа долей в компании ТНК-BP прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны – это российские граждане, и покупатель хорошо известен – одна из крупнейших российских компаний.
Покупатель действительно хорошо известен. Когда вы это говорили, телекамеры немедленно нашли в кремлёвском зале лицо Сечина. Оно было совершенно спокойно.
Помните, вы говорили: «Сейчас не 1937 год». Это точно. Выступал бы с этой речью тов. Сталин, его обязательно бы порадовали выкрики из зала: «Верно!», «Собакам собачья смерть!» и т.п. Сейчас не так; похлопают и опять закрывают глаза (неужели спят?).
...Близится Новый год, хочется закончить это письмо позитивно, сделать читателям подарок. Пусть они вырежут из «МК» следующую цитату из вашего Послания и повесят на ёлку:
ПРЕЗИДЕНТ. Наступающий, 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.
Вашими устами мёд бы пить.
Александр Минкин
«Московский Комсомолец»