Обзор прессы |
ПРИБЫЛ МИНИСТР НЕРЕШЁННЫХ ПРОБЛЕМ
Своей железнодорожной манией Тува уже прославилась на весь мир. По крайней мере, нигде нет станции, состоящей из камня с надписью «конечная» и с железнодорожным полотном из 4-х рельс и 46-и шпал. Всё это у нас носит гордое название «Кызыл-конечная». Впрочем, в мире нет и международного аэропорта с аварийной взлётной полосой, зато без зала ожидания, буфета и туалета. И с авиакомпанией, не имеющей лицензии на авиаперевозки. Это стало реальностью только в аэропорту г.Кызыла. Однако и это – не всё. Кызыл ещё славен тем, что через него протекает великая сибирская река Енисей, судоходство по которой не осуществляется в связи с банкротством единственной судоходной компании. А ещё нельзя не вспомнить, что когда-то Тува была страной шоферов, поскольку была связана с Россией автодорогой М-54. Однако на сегодняшний день в республике не сохранилось ни одной транспортной организации. Все они либо ликвидированы по банкротству, либо перепрофилированы на торговлю. И в этот Богом забытый край намедни «прибыл министр транспорта России Максим Соколов».
Конечно, мы ожидали от федерального министра трезвой оценки трагической ситуации в транспортной отрасли республики и конкретных предложений хотя бы по восстановлению утраченного. Увы, ожидания оказались тщетными. Вместо реальных предложений министр Соколов пустился в пустопорожние маниловские рассуждения о том, «как было бы хорошо, если всё было хорошо». Судя по всему, министр не знает способов реанимирования транспортной инфраструктуры Тувы и способен лишь на заклинания типа «Реализация проекта «Кызыл – Курагино» – это ключ к развитию экономики Тувы». А всё потому, что «уголь – основное богатство Тувы». Правда, «неиспользуемое». Но даже если бы в Туве была налажена добыча угля, полагает министр, «его вывоз невозможен без воплощения в жизнь проекта «Кызыл – Курагино».
Министр признался, что правительство России до сих пор не может выработать подходы к его реализации – то включают в госфинансирование, то исключают. Тем не менее, Соколов уверяет всех, что «работы по этому проекту не прекращались ни на день». А мы и не сомневались. И имеем возможность любоваться их результатами на станции «Кызыл-конечная». Темпы – поразительные! С 2002 года «кипит работа», а построено целых 25 метров полотна и до сих пор не утверждён окончательный маршрут! И это о проекте, который, по словам министра Соколова, «для нас приоритетен». Можно представить, что творится с реализациями тех проектов, которые не приоритетны...
Как известно, в бюджете страны наступили не самые лучшие времена. Денег даже на то, чтобы украсть, не стало. Однако Соколов полон оптимизма и уверяет: «проект по-прежнему будет реализовываться по схеме частно-государственного партнерства». Для тех, кто не в теме, поясняем: государство даст на проект денег из бюджета, которые можно будет украсть. Несколько сот миллиардов. Как на олимпиаде в Сочи. Там период воровства объективно заканчивается – нужно новое приложение сил жуликов. Вот, видимо, Соколов и приехал узнать, сколько тут можно будет стырить.
В связи с этим интересен пассаж министра в отношении «инвестора Байсарова» с тощим кошельком и большими амбициями на государственное финансирование: «не стоит давить на инвесторов». Что в переводе на обычный человеческий язык означает: как только государство даст под этот проект на разграбление сотню-другую миллиардов, Байсаров начнёт шевелиться. А пока что с него спрашивать, если украсть нечего? Его сейчас можно лишь «стимулировать», пока «у государства нет возможности реализовать этот проект».
Что же касается так называемого международного аэропорта в Кызыле, то «новый статус – федеральное казенное предприятие – открыл перед некогда умиравшим аэропортом новые возможности», – считает министр. Но и тут всё очень сложно и «еще многое предстоит сделать, дабы говорить о серьезном развитии авиации в регионе». Что в переводе на нормальный язык можно понять так: ваши правители столько тут наворотили, что даже с федеральным госфинансированием тут быстро завалы не разгрести.
«На совещании обмолвились и на счет «поворота» дороги М-54 на запад». Однако и здесь министр оказался не на высоте: «нужно понимать, что пока это лишь решение». И он с осторожностью воспринимает «настойчивость, с которой власти региона лоббируют передачу дорог в федеральную собственность». «До реализации поворота необходимо еще утрясти ряд вопросов», – заявил Соколов. В том числе «связанных с концессионным соглашением, ранее заключенным между правительством Тувы и консорциумом «Тувинские дороги» – структурой «Evraz Group».
В общем, Кара-оол со своими глупыми чиновниками наворотил столько, что всем федеральным министерством транспорта их не разгрести.
Министр прилетел и улетел. Следов никаких не оставил. В правительстве Тувы на всякий случай распускают слухи о том, что «принят ряд принципиальных решений». Видимо, просто попили водки...
ЛАКЕЙ НЕУДАЧНО ПОХВАЛИЛ ХОЗЯИНА
Конечно, обидно Шолбану Кара-оолу: многие его считают недотёпой и недалёким человеком. А ему позарез нужно всенародное признание, которого всё нет. И вот из толпы правительственных чиновников выскочил подхалимский лакей и воскликнул: «Шолбан Кара-оол стал едва ли не первым руководителем Тувы, который вспомнил о развитии Дзун-Хемчика – колыбели тувинской государственности». Слова «едва ли не», вызывающие сомнение, затмили другие – «Шолбан Кара-оол стал первым». И в чём? В том, что «вспомнил о развитии Дзун-Хемчика».
Вот так. «Едва ли не первый», ничего ещё не сделал, а всего лишь «вспомнил» про «Дзун-Хемчикский район», который, «имея важное межрайонное значение, переживает не лучшие времена, а в рейтинге муниципальных образований находится на предпоследнем месте» – и восторженный «руководитель Тувинской государственной филармонии Игорь Дулуш» в лакейском раже воскликнул: «я не припомню, когда бы руководители Тувы уделяли столько внимания Чадану».
Наверное, у Дулуша на базе чрезвычайной любви к горячительным напиткам и тяге к травке плохая память. Иначе он бы, наверное, вспомнил про Шериг-оола Ооржака. Тот одно время хотел даже перенести в Чадан столицу Тувы. Куда уж до него Шолбану... А теперь ему лишь осталось «вспомнить благополучный социалистический Чадан», который благодаря заботе Кара-оола, «в последние годы сильно отстал от других территорий, по сути, превратившись из города в поселок».
Уж лучше бы Дулуш не хвалил Кара-оола – получилось глупо, тупо и неэффективно...
ДЕРЖАТЕЛЯМ ЛИЦЕНЗИИ СРОЧНО ПОНАДОБИЛИСЬ БАБКИ
В правительственных СМИ появилась новая тенденция: с периодичностью в месяц извещать об одних и тех же «свершениях» власти. Такой агитпонос мы сейчас регулярно видим, слышим и читаем о «грандиозной стройке века» – железной дороге Курагино-Кызыл». Этого оказалось Кара-оолу мало. И по его заказу на этот раз «ТП» вернулась к победоносной теме «возрождения добычи каменной соли в республике».
Действуют по принципу: лучше семь раз рассказать, чем один раз сделать. Находящаяся на второй стадии служебного либидо министр экономики Тувы «взялась за возрождение добычи каменной соли в Туве», для чего пригласила «держателей лицензии на право пользования недрами месторождения каменной соли» в правительство, где и узнала, что «ОАО «Соляной карьер «Дус-Даг» планирует создание производства по переработке каменной соли на месторождении Дус-Даг». «Вдруг» выяснилось, что «в каменной соли содержится 60% хлора (CI), 39,7% натрия (Na) и 0,3% других примесей». Ранее они этого, наверное, почему-то не знали. Поэтому «в настоящее время каменная соль месторождения Дус-Даг используется пока только для нужд животноводства». Наверное, поэтому владельцев соляного карьера называют не хозяевами, не инвесторами, а скромно «держателями лицензии».
И вот эти держатели якобы проснулись и решили заняться делом. «ОАО «Соляной карьер «Дус-Даг» планирует создание производства по переработке каменной соли на месторождении Дус-Даг». И если они действительно вложат в создание производства «500 млн. рублей» «на покупку мини-завода по переработке соли», то «завод по переработке соли будет выпускать: пищевую, техническую, кормовую, медицинскую, каустическую соду, жидкий хлор и др.». По мнению «ТП» это «создаст около 100 новых рабочих мест», а «добыча каменной соли составит около 4 тыс. тонн в месяц», «поступление налогов в бюджет республики за пять лет реализации ожидается около 360 млн. рублей».
Минэкономики подсчитал: «срок реализации проекта небольшой» – «рассчитан на 5 лет». Хорошо бы. Однако, больше верится в то, что «держателям лицензии» срочно нужны деньги, и они с помощью продажных клерков Минэкономики Тувы хотят получить кредит под это месторождение – и смыться...
ТУВИНЕЦ ПОПАЛСЯ В ПИТЕРЕ
Банальная история: проживающий в Питере без регистрации тувинец с фальшивой ксивой промышлял возле вокзала и попался на глаза полицаям, потому что не похож на славянина. Для отмазки решил прикинуться не знающим великого и могучего. Однако, не помогло: загребли в участок и завели уголовное дело: «свидетельство о временной регистрации, которое было у него, сочли поддельным». Когда оно попало в «Калининский районный суд Санкт-Петербурга», судья церемониться с потомком Чингис-Хана не стала: по полной решила нагрузить мигранта. А тот завопил уже по-русски: я – тувинец! Думал, сработает – отсталым народам нужно помогать! А питерцам – по барабану. Для них он – обычный россиян, нарушающий закон. «Масла в огонь подливал тот факт, что Кудерек плохо говорит по-русски».
И тут на помощь пришёл рыцарь на белом коне с обличьем премьера Тувы Шолбана Кара-оола, который откомандировал в Питер байского адвоката для полного и бесповоротного освобождения тувинца из-под русского гнёта. Но месяц тянется за месяцем, а дела у нашего земляка, невзирая на поддержку малой родины, всё хуже и хуже. И «адвокат тувинца, который «не россиянин», запаниковал: «суд хочет вынести обвинительный приговор!».
Адвокат Уванай постарался, чтобы «история получила широкую огласку в СМИ», всё время пытается перевести судебное рассмотрение в плоскость национальности подсудимого Кудерека Соскала и недолгого нахождения Тувы в составе России, однако суд неумолим. Не помогло даже то, что «судье рассказали, что Сергей Шойгу тоже тувинец». Там-то знают, что мать у Шойгу – еврейка. А у евреев национальность, как и умственные способности, передаётся по материнской линии.
«Кудерека Соскала обвиняют в использовании заведомо подложного документа». Защита этого не отрицает. Однако уверяет, что «Кудерек свидетельство делал в одной официальной фирме», и не знал, что это шарашкина контора. «Он заплатил госпошлину, получил свидетельство и был уверен в том, что оно нормальное». «Сейчас Кудерек ждет окончания суда». «Если его вину докажут, то ему придется выплатить штраф». А может, еще и оплатить услуги адвокатов.
И стоит это того, чтобы поднимать такой шум? Может, лучше создать тувинцам в Туве такие условия, чтобы они не разбегались?
ПОСЛЕДСТВИЯ АКТИВНОСТИ ГЕНЕРАЛ-ГИНЕКОЛОГА
Неизвестно, о чём думал премьер Кара-оол, назначая прокурора министром здравоохранения. Наверное, считал, что генерал с блеском разберётся в гинекологии. Не разобрался. И наломал таких дров, с которыми разбираться придётся ещё очень долго.
Дамба-Хуурак все годы руководства тувинским здравоохранением последовательно и скрупулёзно проводил в жизнь практику сокращения больниц и койко-мест. В итоге, «досокращался». «В республиканском Минздраве была создана комиссия и было сокращено пять наркологических коек в Шагонарской центральной районной больнице, четыре койки в республиканском наркодиспансере. В Ак-Довураке был Межкожуунный психоневрологический диспансер, там было 15 наркологических коек. Сейчас этот диспансер перепрофилирован, и койки были переданы в психбольницу», – сообщает «ПИ». Только «в прошлом году койко-места в наркодиспансерах в Туве сократили: из 102 работавших коек на всю республику осталось 78».
Поставив болвана на минздрав, Шолбан Кара-оол тем самым заложил мину замедленного действия. «После сокращения коек в наркодиспансере ухудшилась и без того непростая ситуация. Об оказании качественной помощи пока не может быть и речи», – признают специалисты. И теперь, спохватившись, Кара-оол пытается изменить ситуацию, требуя от Минздрава Тувы «немедленно восстановить все сокращенные койко-места в республиканском наркодиспансере». Балбес. Это сокращать легко, а увеличивать – чрезвычайно сложно.
И кто ему разрешил экспериментировать на живых людях?