Воровать нельзя реформировать!
Так уж случилось, что скандал в Министерстве Обороны страны неким способом коснулся и Тувы – на смену непотопляемому министру обороны Сердюкову пришёл наш так называемый земляк Шойгу. И события вокруг оборонного ведомства стали неотъемлемой темой обсуждения в коридорах власти, на кухнях и в приёмных. Но чем дальше развиваются действия следствия, тем запутанней становится история. Главная интрига состоит уже не в том, пойдёт ли Сердюков под суд, а в том, за что он пострадал – за потворство воровству или препятствию к этому? А без выяснения этого невозможно определить будущую роль Сергея Шойгу как в Минобороны, так и в целом во властной элите страны. Что, в свою очередь, не позволяет спрогнозировать будущее тувинского премьера и его вороватой криминальной камарильи.
Первый посыл, с которым Сердюкова уволил Президент Путин – это чтобы он не мешал следствию, занимающемуся махинациями подчинённому Минобороны ОАО «Оборонсервис». Пикантность ситуации состояла в том, что следователи обнаружили министра в квартире Васильевой достаточно рано – в 6 часов утра. Что неким образом указывало на хорошие личные отношения министра со своей подчинённой, у которой при обыске обнаружили 120 золотых колец и несколько картин.
Наверное, Путину подумалось, что Сердюков, питающий некие чувства к Васильевой, с высоты своего министерского кресла может оказать ей помощь. Правда, эти подозрения не подтвердились – Васильева до сих пор никакого статуса в уголовном деле не имеет и, похоже, иметь не будет. Происхождения золота и картин ясно объяснила её мама Лидия Иосифовна, а имевшиеся в квартире наличные миллионы вполне укладываются в рамки зарплаты, которую Васильева исправно получала. К тому же уже спустя несколько дней премьер Медведев публично заявил, что «Сердюков был самым эффективным министром обороны», «претензий к нему не имеет – все задания по реформированию армии он проводил в соответствии с директивами Главнокомандующего». А следом уже и сам гарант Конституции Путин сообщил, что «ни следствие, ни суд каких-то претензий лично к Сердюкову не предъявляют». И потому, «если он куда-то захочет трудоустроиться, его будут брать, не считаю, что мы должны препятствовать: человек имеет право работать. У нас же не 37-й год». Следом функционеры «Единой России» в один голос стали уверять, что Сердюков в Минобороны столкнулся с повальным воровством и много сделал для того, чтобы «разворошить этот муравейник» и разогнать вороватых генералов на пенсию.
Заявления Путина и Медведева, подвывание партбюрократии недвусмысленно дают понять, что бывший министр – человек не только профессионал своего дела, но высоконравственный порядочный гражданин. Уже даже этой оценки достаточно, чтобы понять: никто Сердюкова привлекать к ответственности не собирается, и моё предположение, что он достаточно скоро «приземлится» в Совете Федерации, вполне укладывается в эту ситуацию.
К тому же, вряд ли кто насмелится сказать, что Шойгу на посту министра МЧС был более эффективным, чем Сердюков – в Минобороны. Все 20 лет блистательной карьеры Шойгу в чрезвычайном ведомстве были омрачены аферами в Ленске, когда отстроенные под руководством МЧС дома оказались в три раза дороже, чем аналогичные в Канаде, а получили свою окончательную оценку в Крымске, где у спасателей не оказалось не только сапог, тушёнки и мобильных электростанций, но и ранее имевшееся в системе гражданской обороны системы оповещения населения о надвигающемся стихийном бедствии.
Минобороны, как и МЧС – ведомства, цель ежедневной деятельности которых является подготовка к возможному применению сил и средств. Армия во время грузинской войны смогла мобилизоваться и продемонстрировать профессионализм, а вот МЧС в Крымске обделалась с ног до головы. И после этого Шойгу идёт на смену Сердюкову. Хоть и вроде как генерал армии вместо гражданского министра, а не очень логично. Особенно учитывая познания Шойгу в армейских проблемах, которые он наглядно продемонстрировал своим первым указом, направленным на реформирование парада на Красной площади... Чем дал повод журналистам сыронизировать: сначала были военные министры, потом – гражданские. На смену им пришли ряженые. И в самом деле: от того, как пройдёт парад, в стране мало что изменится. Хотя, конечно, суворовцев и нахимовцев по-отечески жалко – замучают муштрой.
Да, конечно, ситуация в армии далека от идеальной. Солдат кормят собачьими консервами, одели в холодную форму «а ля Юдашкин», в казармах холодно, оружие устарело. Но эти проблемы появились не вчера. И не от них, по большому счёту, зависит обороноспособность страны. Сердюков сократил армию, упорядочил призыв, ввёл бригады, начал реальное перевооружение. Всего этого не заметить невозможно. Так за что же его сняли? Ну не за баб же!
К примеру, главной претензией к «Оборонсервису» стало занижение стоимости продаваемых объекта на 20%, что в совокупности привело к 3 млрд. рублей потерь бюджета страны. В связи с чем кое-кто завопил: с какой стати военное ведомство само продавало свои объекты? Пусть бы ими торговало Минимущество России!
Может быть. Может. Но неужели кто-то считает, что там бы украли меньше? Вряд ли. Просто крали бы другие. Такая у нас теперь страна. Крадут везде и все, кто имеет доступ. Самый простой пример – продажа столичной мэрией гостиницы «Кызыл». Шикарное здание в центре города мэр Ховалыг продал Уюсову по цене четырех трёхкомнатных квартир! Хотя только участок земли, на котором гостиница находится, стоит гораздо больше. Сравните: 20% удешевления имущества Минобороны некой Васильевой и в 20 раз удешевления гостиницы мэром Ховалыгом. Впечатляет? Таким образом, если бы Ховалыгу доверили продавать имущество «Оборонсервиса», то ущерб государству составил бы не 3 млрд., а как минимум – 300 млрд.! Но, насколько известно, Ховалыг до сих пор на свободе и к нему даже до сих пор не пришли с обыском следователи. Правда, гостиницу, которая дорожнику, как зайцу – стоп-сигнал, Уюсов уже перепродал с наваром. К какому из братьев ушёл «навар» – может выяснить только следствие. Но Лобанова, судя по всему, мелкая коррупция в 2000% не волнует.
Или, к примеру, случай с баней в Южном микрорайоне Кызыла. Минимущество объявило аукцион на заключение договора аренды бани площадью 336 кв. метров. Заявился только один участник. Тот, который и арендовал баню до этого. Но с ним договор аренды заключать отказались. Он – в суд. Выиграл. А Минимущество тем временем провело какую-то подозрительную оценку имущества и продало баню родственнице зампреда правительства Бартына-Сады за смешную цену в 1,7 млн. рублей, что раза в три дешевле её реальной стоимости. И ходит теперь предпринимательница по кругу, очерченному властью, и концов найти не может. Она продолжает эксплуатировать здание, но подлые чиновники время от времени пакостят: то воду вдруг отключат, то замок повесят. Одним словом – подонки. Управы на них нет. А потому что у нас почти все чиновники нечисты на руку. Проще говоря – ворьё. И это ворьё – под защитой Шойгу. Ясно, что сестра жены Бартына-Сады не собирается работать в бане. В лучшем случае, она захочет сдать помещение в аренду. Но скорее всего, как и в случае с гостиницей, Бартына перепродаст помещение и разницу положит в карман.
Беглый анализ опубликованного говорит о том, что увольнение министра к скандалу вокруг «Оборонсервиса» имеет мало отношения. И уволили его не за это. Скорее всего, всё дело – в 20 триллионах, которые Путин решил потратить на перевооружение армии. Деньги огромные. Намного больше, чем на олимпиаду в Сочи. И от того, кому позволят их украсть, зависит многое. По идее, эти деньги должны быть «освоены» военно-промышленным комплексом страны. Они должны в ближайшие 8 лет разработать, произвести и поставить в Вооружённые силы новые виды вооружений. Но конфликт по этому поводу зреет уже не один год. И вот почему.
Сердюков отвечал за обороноспособность. Поэтому был заинтересован в новом оружии. Но оборонзаказ «срывался» из года в год, в связи с чем Медведев и Путин вынуждены были этим заниматься. Конфликт заключается в том, что оборонщики считают Минобороны всего лишь транзитёром для бюджетных средств, предназначенных для приобретения вооружения. В это плане, по их мнению, Сердюкова не должна была волновать цена. Пришли деньги из Минфина – отдай Чемезову – и не греши. Жди, что тебе дадут. А Сердюков занял активную позиции и стал, с их точки зрения, необоснованно «экономить». Схема «развалилась», поскольку оборонщикам выгодно заложить в поставляемое оружие коррупционную составляющую и после поставки оружия в армию эту составляющую присвоить. Но с учётом этой самой «составляющей» российское вооружение становилось чрезвычайно дорогим. Настолько, что его цена становилась сопоставимой с образцами лучшего зарубежного оружия.
Но вот нового вооружения в России сейчас разрабатывается чрезвычайно мало – оборонщики стараются обходиться разработками советских времён, не вкладываясь в новые. Не летает самолёт пятого поколения, падают «Булавы». Тогда Сердюков стал отказываться от рудимента в виде старых автоматов Калашникова, предпочтя им английские; отечественных бронетранспортёров, заменяя их на итальянские; беспилотных самолётов, полагая, что израильские лучше. И даже согласовал приобретения у Франции двух вертолётоносцев «Мистраль». Оборонщики не дураки и сразу осознали, что на поставках иностранного оружия им ничего не украсть. Поэтому, по всей видимости, организовали смещение чрезвычайно влиятельного и упёртого Сердюкова. Видимо, хорошо зная Шойгу, они полагают, что с ним «договориться» будет легче.
Все эти предположения носят относительный характер, хотя и основаны на фактических заявлениях первых лиц государства. «Смена караула» в министерстве произошла. Полагать, что с его приходом в нём что-то изменится в лучшую сторону, у меня оснований нет. Известно, что Президент Путин ещё шесть лет назад публично заявлял, что МЧС и Минздрав в стране – самые коррумпированные ведомства. Правда, головы ни Зурабова, ни Шойгу тогда не полетели. Но Путин наверняка знал, что говорил. В связи с этим разводить маниловщину типа «Шойгу наведёт в армии порядок» – дело бесперспективное. А о том, кто, как и сколько украдёт из 20-триллионного оборонного заказа, мы узнаем позже. Как узнали, что при создании системы ГЛОНАСС украли 6,5 млрд., а на проведении саммита АТЭС «скоммуниздили» 15 миллиардов. Но 20 триллионов – это много больше. За это и расстрелять могут. Впрочем, боеспособность армии проверяется в бою. А воевать Россия пока ни с кем не собирается. Так что Шойгу может лет пять спокойно выстраивать финансовые схемы освоения военного бюджета и торговаться с Ивановым, Чемезовым и Рогозиным. Всё равно 20 трлн. должно хватить на всех. Ну а если грянет что-то похожее из того, что свалилось на МЧС в Крымске, тогда головы не сносить. Но это будет уже другая история.
Я ещё вернусь к этой теме.
Кондрат Пчёлкин